16+
Среда, 15 августа 2018
  • BRENT $ 72.21 / ₽ 4786
  • RTS1080.12
22 марта 2011, 08:06 Авто
Актуальная тема: Собянин и москвичи

Столичные власти хотят прокатиться на трамвае

Лента новостей

Что будет с московскими трамваями? С одной стороны, о трамваях все больше говорят как об устаревшем виде транспорта, а с другой, столичные власти периодически обсуждают возможность строительства линий скоростного трамвая

Каким будет трамвай завтра? Фото: РИА Новости
Каким будет трамвай завтра? Фото: РИА Новости

На протяжении вот уже нескольких лет вопрос развития трамваев в Москве находился в подвешенном состоянии. С одной стороны, число трамвайных путей в городе неизменно сокращалось, а о самом виде транспорта все больше говорилось как об устаревшем. С другой, столичные власти периодически обсуждали возможность строительства линий скоростного трамвая, в том числе монорельсовых. Сторонники этой идеи указывают на положительный опыт других стран, противники ссылаются на неудачный собственный проект монорельсовой дороги, проложенной от станции метро «Тимирязевская» до ВДНХ.

В начале марта этого года мэр Москвы Сергей Собянин внес некоторую ясность относительно дальнейшей судьбы трамваев в городе. Он заявил, что власти Москвы планируют направить 17 млрд рублей в строительство первой очереди системы скоростного трамвая. Планируется, что линия появится в Восточном административном округе, будет включать девять остановок, три транспортно-пересадочных узла и одно депо. Ввод линии в эксплуатацию запланирован на 2013 год, а трасса пройдет от площади Ильича до улицы Сталеваров.

Также Собянин заявил, что столичные власти планируют запустить скоростной трамвай от подмосковной Балашихи до центра Москвы. Предполагается, что это будет линия протяженностью около 20 километров. Трамвай хотят пустить по шоссе Энтузиастов.

А сегодня директор ГУП «Мосгортранс» Петр Иванов сообщил, что в Москве могут появиться монорельсовые скоростные трамваи. По его словам, правительство города в настоящее время рассматривает различные варианты. Иванов подчеркнул, что новые трамваи достаточно дорогие, поэтому не исключено, что технику будут приобретать на концессионной основе.

Директор «Мосгортранса» также рассказал, что в настоящее время Москве предложены различные варианты трамвайной техники: «Мы рассматриваем трамваи, как с верхним, так и с нижним токоприемниками, а также рассчитанные на различные погодные условия. Не все импортные образцы подходят для наших зим».

В свою очередь, заместитель мэра Москвы, руководитель департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Николай Лямов заявил, что столичные власти намерены сделать трамвай более привлекательным для горожан. Он напомнил, что сейчас разрабатывается комплексная программа развития трамвайного транспорта в городе. «Всего в Москве более 400 км трамвайных путей, развитие отрасли требует огромных вложений. Сейчас рассматривается возможность инвестиционных проектов в развитии московского трамвая», — заявил Лямов.

Партнер Strategy partners, лидер практики «Инфраструктура» Александр Ованесов рассказал BFM.ru, что скоростной трамвай — очень популярный вид транспорта во многих мировых столицах и мегаполисах. «Если отталкиваться от этого, то мы можем говорить, что мы хотим следовать некоему тренду развития транспортных систем больших городов. К примеру, в США очень много городов, где используется такое сообщение — там трамвай занял достойное место», — рассказал эксперт.

При этом Ованесов отметил, что на сегодняшний день практически невозможно дать детальную оценку того, сколько денег будет вложено, какой эффект в итоге будет получен и решит ли скоростной трамвай ряд проблем. «У столичных специалистов нет механизма расчета эффекта различных альтернатив, поэтому сказать, развитие какого вида транспорта приоритетно по отношению к другим, нельзя», — считает Ованесов.

По информации, предоставленной Strategy partners, строительство скоростного трамвая, например, в Нью-Джерси, отразилось не только на скорости передвижения по городу, но и на развитии инфраструктуры: наличие системы скоростного трамвая является стимулом для застройки близлежащих земель. Это играет немалую роль в реурбанизации «Золотого Побережья Нью Джерси». Очень многие станции были первоначально построены на пустырях. Теперь там быстрыми темпами идёт застройка жилыми и офисными зданиями (например, пустующая земля рядом с Liberty State Park перестраивается в насыщенный транспортом центр, который будет состоять из 6000 квартир и большого количества коммерческой площади). В Сан-Франциско строительство скоростного трамвая (легкого метро) привело к сокращению времени в пути с 20 до 8 минут, снижению уровня шума и загрязнения и сокращению использования личных автомобилей на маршруте. В ряде городов скоростные трамваи показали себя даже более эффективными, чем прогнозировали эксперты. В Далласе пассажиропоток на легком метро (аналог скоростного трамвая) превысил самые оптимистичные прогнозы на 10%. В Сант-Луисе фактический пассажиропоток легкого метро уже в первый год составил 20 тысяч человек в сутки, что превысило прогнозы на 67%. Сегодня легкое метро перевозит 40 тысяч пассажиров в сутки. В Солт Лейк Сити скоростной транспорт перевозит на 43% больше пассажиров, чем планировалось. В Денвере — на 67%.

Не повторить судьбу монорельсовой дороги

О внедрении в Москве скоростных трамваев столичные чиновники начали говорить еще несколько лет назад, однако проект так и не был воплощен в жизнь. Причем некоторые эксперты уже тогда высказали опасения, что он может повторить судьбу монорельсовой дороги, проложенной от станции метро «Тимирязевская» до ВДНХ. Несмотря на большие средства, затраченные на ее строительство и выделяемые на ее эксплуатацию, этот проект себя не оправдал.

Строительство монорельсовой дороги обошлось Москве, по разным данным, от 5 до 6,5 млрд рублей, что превышает стоимость строительства Бутовской линии легкого метро. Как констатируют источники, за год функционирования монорельса на ремонт было потрачено еще около 50 млн рублей.

А в итоге вместо реальной альтернативы существующим видам общественного транспорта Москва получила весьма дорогостоящую игрушку. На сегодняшний день линия монорельса является убыточной. Мало того, по мнению экспертов, в обозримом будущем приносить доход она не будет.

Линия московского монорельса начала работу в 2004 году в «экскурсионном режиме». Прокатиться на нем можно было с 10:00 до 16:00, интервал движения поездов составлял 30 минут. Стоило это удовольствие 50 рублей. Затем, с 10 января 2008 года, линия перешла на транспортный режим работы, теперь монорельс работает с 06:50 до 23:00, интервал движения поездов колеблется от 9 до 22 минут. В 2008 году цена одной поездки была снижена с 50 до 19 рублей, сейчас она составляет 28 рублей (за проезд на монорельсе можно расплатиться карточкой метрополитена).

Затянувшийся период работы монорельсовой дороги в экскурсионном режиме породил множество публикаций, споров и негативных высказываний в адрес московского правительства. 20 августа 2007 года Дмитрий Гаев заявил: «Эта линия пока не будет иметь продолжения. Она экспериментальная, эксплуатируется в опытном, экскурсионном экспериментальном режиме. А монорельс имеет право на жизнь и на территории города Москвы. Но данное конкретное направление пока к развитию не планируется». Средства массовой информации тогда расценили это как завершение эксперимента по созданию монорельсовой дороги в Москве и прекращение развития скоростной монорельсовой системы в столице.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию