16+
Вторник, 16 апреля 2024
  • BRENT $ 90.08 / ₽ 8474
  • RTS1155.46
24 февраля 2009, 16:38 Макроэкономика

S&P суммировало российские минусы

Лента новостей

Международное рейтинговое агентство Standard & Poors обнародовало очередную оценку состояния российской экономики: в 2009 году доля экспорта в ВВП России может сократиться до четверти совокупного объема производства

Если бы Россия производила хоть какие-то готовые изделия, она быстрее бы вышла из кризиса. Фото: ИТАР-ТАСС
Если бы Россия производила хоть какие-то готовые изделия, она быстрее бы вышла из кризиса. Фото: ИТАР-ТАСС

Согласно очередному прогнозу рейтингового агентства Standard & Poor's (S&P), обнародованному сегодня и касаюшемуся развития российского экономики, в текущем году доля экспорта в ВВП России может сократиться до одной четверти совокупного объема производства по сравнению с почти одной третью в 2008 году.

Впрочем, эксперты агентства уточняют, что в реальном выражении падение будет гораздо меньшим. Согласно прогнозу S&P, в 2009 году российская экономика, объем которой агентство оценивает примерно в 1,3 триллиона долларов, впервые за период после кризиса 1998-1999 годов должна сократиться в реальном выражении.

При этом агентство приводит весь спектр имеющихся оценок снижения ВВП. Российские и международные аналитики говорят о вероятном снижении в текущем году примерно на 2%. Есть и прогнозы, предполагающие рост экономики страны в этом году, однако они встречаются реже. МЭР рассчитало уточненный прогноз ВВП в текущем году с учетом его сокращения на 2,2%, хотя этот прогноз пока не утвержден.

Агентство отмечает, что Россия не одинока в условиях нынешнего спада, однако несколько выручает ее то обстоятельство, что «она является менее открытой экономикой». Существуют и другие факторы, которые отчасти могут компенсировать негативное влияние кризиса, в частности значительная дифференциация доходов населения, которая имела место все последние годы.

«Наблюдавшийся в России «бум активов» привел к увеличению благосостояния гораздо меньшей доли населения, чем в странах Западной Европы с аналогичным уровнем рейтинга. По этой причине по мере снижения цен на жилье и ценные бумаги отсутствие большого числа собственников этих активов должно смягчить удар по сфере потребления в целом». Проще говоря, обеднеют лишь богатые, которых в России много, но значительно меньше по сравнению с остальным населением.

Экономист банка «Траст» Евгений Надоршин в интервью радиостанции Business FM высказал свое согласие с этим выводом агентства: «Мы не достигли тех высот, до которых развились многие финансовые рынки. Благодаря этому нам не нужно падать так глубоко вниз. У нас нет такого большого количества производных инструментов, которые создают большое количество проблем в мировой финансовой системе. Но это плюс исключительно локальный и несколько сомнительный».

«Даже если половина почти 40-процентного снижения курса рубля в период с лета 2008 года перейдет в инфляцию, реальный эффективный курс даст проявиться лучшим сторонам своего повышения с конца 2006 года. Это может стимулировать импортозамещение и поддержать более высокий рост», — делятся надеждами эксперты агентства.

Евгений Надоршин скептически отнесся к этому положению прогноза: «По большинству товарных позиций импортозамещение весьма ограничено. Поскольку то, что производится здесь, часто производится из иностранных комплектующих. Так что я не жду какого-то невероятного всплеска импортозамещения. Особенно если мы говорим о высокотехнологичных продуктах современных производств. Оно возможно в бюджетных сегментах, в недорогих товарах. Но далеко это не пойдет».

Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг тоже осторожно относится к возможности импортозамещения: «Действительно, девальвация рубля при прочих равных условиях способствует импортозамещению, но, в отличие от 1998 года, не очень-то понятно, состоится ли оно. Ведь девальвация, прежде всего, выразится в повышении цен, и в этом смысле мы очень сильно отличаемся от других кризисных стран, где наблюдается дефляция. А у нас серьезная угроза иного сочетания — растущей безработицы и инфляции».

Руслан Гринберг, впрочем, оговаривается, что импортозамещение России необходимо, и сейчас возможности для него есть: «Нам необходимо все-таки научиться производить хоть какие-то готовые изделия. Я думаю, что теперешний кризис представляет окно возможностей. В мире есть дешевое оборудование, которое нам нужно. Проблема только в выделении приоритетов и в том, чтобы их финансировали».

Что же касается мер по выходу из нынешней стагнации, то S&P дает такой рецепт: «Для того, чтобы стать менее волатильной и более диверсифицированной экономикой, способной конкурировать с экономиками других стран БРИК, Россия должна будет найти способ восстановления устойчивого профицита финансового счета (капитального счета), и это позволит возобновить инвестиционную активность. Альтернативой является возврат к старой модели и сохранение положения сырьевой экономики с неиспользованными ресурсами, развивающейся от «подъема к спаду».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию