16+
Воскресенье, 3 марта 2024
  • BRENT $ 83.46 / ₽ 7622
  • RTS1122.32
5 апреля 2011, 20:19

«Ростелеком» меняет ориентацию

Лента новостей

Процесс объединения межрегиональных компаний связи на базе «Ростелекома» завершен. Обновленная компания рассчитывает не только закрепить позиции на рынке фиксированной связи, но и завоевать крупную долю в секторе мобильной телефонии

Президент «Ростелекома» Александр Провоторов и гендиректор «Связьинвеста» Вадим Семенов. Фото: ИТАР-ТАСС
Президент «Ростелекома» Александр Провоторов и гендиректор «Связьинвеста» Вадим Семенов. Фото: ИТАР-ТАСС

Процесс объединения межрегиональных компаний связи на базе «Ростелекома» завершен. Обновленная компания рассчитывает не только закрепить позиции на рынке фиксированной связи, но и завоевать крупную долю в секторе мобильной телефонии.

«Ростелеком» начинает интеграцию сетей связи межрегиональных компаний (МРК). Общая длина магистральных сетей после объединения составила около 500 тысяч км, а региональных — 2,5 млн км. Таким образом, первый этап реформирования компании — юридическое присоединение МРК — завершен, и теперь единый холдинг начинает интеграцию бизнесов в единую модель.

До конца апреля компания намерена разработать новую стратегию развития. Об этом сегодня заявил президент компании Александр Провоторов. По его словам, после объединения с межрегиональными операторами «Ростелеком» превратился из оператора международной и междугородной связи в универсального игрока, а новая стратегия должна это подчеркнуть.

ОАО «Ростелеком» создано в 1993 году. На начало 2011 года основной акционер «Ростелекома» — государство. Через «Связьинвест» оно контролирует 43,37% акций. ВЭБ владеет 2,43% акций, Агентство по страхованию вкладов — 7,43%.
«Ростелеком» — универсальный оператор связи. В июне 2010 года акционеры «Ростелекома» приняли решение о присоединении к компании региональных операторов: «Центртелеком», «Сибирьтелеком», «Дальсвязь», «ВолгаТелеком», «Северо-Западный Телеком», «Уралсвязьинформ», «Южная телекоммуникационная компания» и «Связь и информатика республики Дагестан». Благодаря этому компания теперь является крупнейшим игроком на рынках фиксированной связи и широкополосного доступа к Интернету. Компания обслуживает 35 млн российских домохозяйств.
По итогам 2010 года выручка компании без учета МРК составила 63 млрд рублей, чистая прибыль — 2,5 млрд рублей.

Сотовые и кабельные планы

Новая стратегия призвана зафиксировать лидерство компании в традиционных для нее сегментах и одновременно позволить занять крепкие позиции в новых направлениях. В первую очередь это относится к мобильной телефонии. До объединения практически все МРК владели небольшими операторами сотовой связи, действующими в рамках своих регионов. Теперь, после консолидации головных компаний на базе «Ростелекома», «сотовые дочки» также войдут в единую структуру.

«Какие-то из них [«сотовые дочки»] уже сейчас готовы к такому присоединению, поскольку являются лидерами рынка, какие-то не вполне к этому готовы. Весь этот процесс займет какое-то время», — пояснил Провоторов. Присоединив «мобильные дочки», «Ростелеком» сможет более агрессивно бороться за долю на сотовом рынке, так как в этом случае уменьшится расходная часть.

Генеральный директор «Связьинвеста» Вадим Семенов добавил, что не исключает возможности передачи «Ростелекому» и сотового оператора «Скай Линк», работающего в стандарте CDMA. В настоящее время «Скай Линк» занимается развитием GSM-сети, арендовав для этого инфраструктуру у МТС. На этой базе «дочка» «Связьинвеста» запустила GSM-cети в ряде российских регионов.

Второе перспективное направление — платное телевидение. Компания вышла на этот рынок в январе этого года, приобретя 71,7% акций группы «Национальные телекоммуникации». Менеджмент «Ростелекома» рассчитывает, что со временем сможет консолидировать все 100% бумаг.

В ближайших планах компании — проведение ребрендинга. Торговые марки МРК исчезнут и вместо них останется единственная — «Ростелеком». Она и будет распространена на все сектора бизнеса компании. Стоимость будущего ребрендинга руководители компании уточнить отказались. «Основные затраты связаны с переоборудованием точек продаж, сейчас из более 3 тысяч», — пояснил Провоторов. По его словам, сейчас перед компанией стоит задача выбрать оптимальный сценарий их размещения, возможно, сократить их количество.

Миноритарные горе и радость

Рынок все новости встретил сдержанно: обыкновенные акции компании снижаются на 0,87%. При этом, индекс ММВБ просел на 0,63%. Значительно хуже рынка смотрятся «префы» компании, обвалившиеся на 2,25%. Инвесторов расстроило заявление Провоторова относительно дивидендной политики компании, которая по-прежнему находится в стадии формирования.

В прошлом году на рассмотрение акционеров «Ростелекома» выносился вопрос о внесении изменений в устав компании, касающихся механизма расчета дивидендов на привилегированные акции. Поправка предусматривала распределение среди владельцев привилегированных акций 10% чистой прибыли компании в качестве дивидендов, независимо от доли «префов» в уставном капитале. Но эта поправка так и не была принята. В итоге, дивиденды на одну привилегированную бумагу рассчитываются, исходя из 10-процентной доли чистой прибыли за год, разделенной на число акций, которые составляют 25% уставного капитала.

«Менеджмент так и не дал каких-то дополнительных пояснений относительно дивидендной политики. Представители компании не озвучили конкретных планов по пересмотру дивидендной политики и сообщили о том, что на данном этапе конвертации «префов» в обычные акции не предвидится — говорит аналитик «ТКБ Капитала» Кирилл Бахтин. — Все это негативно сказывается на инвестиционной привлекательности привилегированных акций».

По словам эксперта, сейчас дисконт «префов» к обычным акциям составляет 49%, однако на примере МРК он составлял 21%. Правда, по мнению аналитика, дисконт должен снизиться не за счет существенного роста котировок привилегированных бумаг, а из-за снижения стоимости обычных акций.

Вероятнее всего, дивидендная доходность бумаг «нового «Ростелекома» будет весьма небольшой. Менеджмент списывает это на необходимость значительных инвестиций. «Мы находимся на развивающемся рынке, у нас много планов и задач по развитию сети, захвату доли рынка по ШПД. Все это требует капзатрат», — сказал Александр Провоторов. По его прогнозам, в ближайшие 5 лет на инвестиции компания будет тратить около 20% своей годовой выручки.

Еще одна цель на ближайшее время — получение листинга на Лондонской фондовой бирже. Как ожидается, этот вопрос может быть решен в течение ближайшего года. Доля расписок, размещенных за рубежом, может составить до 25% капитала компании.

«Консолидация региональных операторов связи и выкуп на собственный баланс блок-пакета «Связьинвеста» привели к значительному росту долговой нагрузки компании, однако ее финансовое положение вполне устойчиво, — говорит начальник управления анализа рынка акций ИК «Велес Капитал» Илья Федотов. — Таким образом, получение листинга нужно, в первую очередь, для повышения привлекательности бумаг в глазах иностранных инвесторов». По оценкам эксперта, реализация программы депозитарных расписок, позволит увеличить капитализацию компании на 5–7%.

«Ростелеком» действительно не планирует ни проведения дополнительных эмиссий акций, ни продажи находящихся у компании 2,68% казначейских бумаг. Вместо этого компания рассчитывает, что свои акции продадут текущие миноритарные акционеры. Ранее один из крупнейших миноритариев компании — Евгений Юрченко — заявлял о возможности продажи части из своего пакета, объемом около 7,7% акций.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию