16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 87.99 / ₽ 8140
  • RTS1171.06
27 февраля 2009, 12:11

Февраль может стать дном ямы

Лента новостей

Самые последние статистические данные демонстрируют четырехкратное замедление темпов падения промышленности в феврале. Большинство предприятий уже оправилось от первоначального кризисного шока и рассчитывает на скорый рост спроса на продукцию

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Самые последние статистические данные демонстрируют четырехкратное замедление темпов падения промышленности в феврале. Большинство предприятий уже оправилось от первоначального кризисного шока и рассчитывает на скорый рост спроса на продукцию. Более оптимистичен промышленный «крупняк», так как его возможности по кредитования опять стали существенно выше, чем у остальных субъектов экономики.

Неделю назад на заседании Иркутске глава Минэкономразвития Эльвира Нибиуллина сообщила, что «по промышленности в январе спад со снятой сезонностью составил 3,5%. И это меньше, чем в декабре». Таким образом, министр в значительной степени дала понять, что падение в промышленности близится к завершению и в феврале можно рассчитывать на некоторое оживление экономики.

Декабрь-январь — традиционно сложный период для статистического наблюдения происходящих в экономике процессов, поскольку в декабре их интенсивность, как правило, возрастает, а в январе, наоборот, все затихает. Поэтому закономерно, что альтернативные исследования дали несколько отличные данные по промышленному падению. Так, исследователи Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), традиционно и успешно пересчитывающий данные Росстата, считают, что спад в январе 2009 года после исключения сезонного фактора составил 7%. Из этого делается вывод, что в начале года углубление спада в промышленности продолжилось.

Вместе с тем можно признать, что этот заочный спор о цифрах является уже достоянием истории, так как появляется все больше симптомов того, что февраль станет наилучшим месяцем с момента начала промышленного спада. В частности об этом сигнализируют данные лаборатории конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода (ИЭПП). Опросы дают представление, и это их преимущество, о том, как оценивают положение и перспективы своих предприятий сами руководители, а не бухгалтерия и запаздывающая статистика госорганов.

По словам заведующего лабораторией Сергея Цухло, динамика продаж предприятий в феврале не претерпела существенных изменений по сравнению с январем: спрос продолжает падать и достаточно интенсивно, хотя все же не так сильно как в ноябре-декабре 2008 года. Однако доля сообщений о снижении продаж сократилась до 41%, тогда как предыдущие три месяца таких ответов было стабильно 63%. О неизменных по сравнению с январем объемах реализации сообщили 46% предприятий, что тоже является лучшим результатом указанного периода, к тому же рост продаж зарегистрирован на 11% предприятий.

В результате, после «очистки» от сезонности темп снижения (баланс изменения) спроса составляет -33 пункта, что тоже лучше «очищенных» результатов предыдущих месяцев (от -51 до -45). Менее интенсивно спрос стал снижаться в феврале во всех отраслях, кроме стройиндустрии, легкой и пищевой.

Правда, судя по оценкам объемов продаж, сами руководители предприятий рассчитывали на лучшую динамику (менее интенсивное снижение) спроса в феврале, так как удовлетворенность спросом снизилась до 21%, что является худшим (минимальным) значением с мая 1999 года. Доля ответов «ниже нормы» возросла во всех отраслях, кроме леспрома, химии и нефтехимии. Особенно велика сейчас неудовлетворенность спросом в черной металлургии (100% предприятий), стройиндустрии (96%) и легкой промышленности (88%).

Вместе с тем, как указывает Цухло, происходит очевидное снижение пессимизма в промышленности: если в ноябре-декабре прогнозируемый темп снижения (баланс) спроса составлял -50 пунктов, то в феврале он вышел уже на уровень -1, то есть в ближайшие месяцы предприятия в целом прогнозируют стабилизацию объемов продаж. А в металлургии, химии и стройиндустрии уже ожидают явного роста спроса.

Промышленное производство в феврале хотя и продолжало падать, но явно не так интенсивно как в январе 2009 года и, тем более, в декабре-ноябре 2008. Данные показывают прекращение падения выпуска в российской промышленности: доля сообщений о снижении выпуска сравнялась с долей сообщений о его росте. Более того, в черной металлургии, химии и нефтехимии балансы (темпы роста) выпуска уже стали положительны — производство приготовилось расти. Напротив, наиболее интенсивное снижение выпуска в феврале зарегистрировано в пищевой промышленности, стройиндустрии и легкой промышленности. В целом, февральский общепромышленный темп снижения выпуска ниже (т.е. лучше) ноябрьско-декабрьского в 4 раза, хотя реальный рост выпуска пока имеет место только в черной металлургии.

Производственные планы предприятий тоже свидетельствуют об их намерении и попытках выбраться из ноябрьско-декабрьской кризисной ямы, так как баланс прогнозов выпуска продукции стал положительным во всех отраслях, кроме легкой промышленности и стройиндустрии.

На скорый старт промпроизводства указывает и ценовая политика предприятий, так как снижение отпускных цен производителей в феврале продолжилось с самым умеренным для последних четырех месяцев темпом, при этом основная часть предприятий, как и в начале года, предпочитает не менять свои цены. Абсолютное снижение цен сохранилось в феврале только в черной металлургии, химии, леспроме и стройиндустрии. Пищевая промышленность, цветная металлургия и легпром уже точно отказались от такой политики, машиностроение — начинает отказываться. «Ценовые планы предприятий подтверждают конец дефляционной политики промышленности и в ближайшие месяцы предприятия намерены перейти к увеличению цен. Исключением могут стать только леспром и стройиндустрия», — считает Цухло, уточнив, что даже за последнюю неделю оптимизма в российской промышленности стало больше.

Правда, этот оптимизм* существенно зависит от размеров предприятий. Ранее опросы лаборатории показывали, что малые и средние предприятия в значительной мере гибче реагировали на кризис, который уровнял их возможности по доступу к кредитным средствам с «крупняком». Однако сейчас индексы оптимизма для предприятий разных размеров начинают демонстрировать традиционное расслоение (не классовое, конечно, но — размерно-лоббистское), характерное для российской промышленности.

Так, группа крупных предприятий (более 500 работников) стала чувствовать себя заметно лучше, тогда как в группе небольших предприятий (до 500 человек) ни одна из составляющих индекса в феврале практически не выросла, и для них значение индекса снизилось до -37 пунктов (абсолютный минимум -44 пункта был зарегистрирован в 1995 году).

И действительно, график показывает, что доступность кредитов по размерам предприятий демонстрирует возврат к прежнему расслоению в российской промышленности.


Нормальная доступность кредитов по размерам предприятий, %

Исходя из такого расслоения аналитики делают вывод, что выделенные государством деньги на поддержку системообразующих предприятий, возможно, начали до них доходить, тогда как их мелким и средним коллегам придется выкарабкиваться из кризиса, опираясь исключительно на собственные силы.

*Индекс оптимизма строится как среднее арифметическое балансов (разностей ответов) четырех вопросов ежемесячной конъюнктурной анкеты ИЭПП: 1) Фактическое изменение спроса, баланс = %роста - %снижения; 2) Оценка спроса, разность оценок = %выше нормы + %норма - %ниже нормы; 3) Оценка запасов готовой продукции, баланс = %выше нормы - %ниже нормы, противоположный знак; 4) Планы изменения выпуска, баланс = %роста - %снижения.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию