16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 89.78 / ₽ 8447
  • RTS1160.60
27 февраля 2009, 20:41 Макроэкономика

«Время реактивных действий прошло»

Лента новостей

Помощник президента РФ, начальник экспертного управления Кремля Аркадий Дворкович в своем интервью радиостанции Business FM — о помощи государства бизнесу, налоговых послаблениях, коррупции, валютном контроле и первоочередных действиях

Аркадий Дворкович. Фото: PhotoXPress
Аркадий Дворкович. Фото: PhotoXPress

Государство не должно тратить деньги налогоплательщиков для спасения неэффективного бизнеса, заявил сегодня на Красноярском экономическом форуме помощник президента РФ Аркадий Дворкович. В выездной студии Business FM в Красноярске он в беседе с исполнительным продюсером радиостанции Ильей Копелевичем развил это и другие положения своего выступления.

— Вы сказали сегодня, что государство не будет помогать бизнесу. Поясните, пожалуйста, что вы имеете в виду.

— Мы считаем, что государство не должно сегодня тратить деньги налогоплательщиков или их большую часть для того, чтобы поддерживать индивидуальные предприятия, индивидуальный бизнес, акционеров как таковых.

Государство должно заниматься проблемами, которые касаются всех, прежде всего помогать людям. И когда речь идет о поддержке предприятий или о стимулировании той или иной отрасли, то меры должны быть направлены и сфокусированы на поддержке людей, на сохранение или создание рабочих мест, на том, чтобы люди имели доход в эти непростые время, чтобы они получали возможность переквалификации. Такая поддержка оказывается и через регионы, и через компании.

— Эта практика не будет иметь исключений? Это ведь определенный пересмотр той политики, которая начала формироваться осенью.

— Осенью правительство принимало абсолютно разумные в той ситуации оперативные решения, делало оперативные шаги, которые были направлены на то, чтобы не допустить коллапса в той или иной сфере, в том числе, например, банковской. Сегодня время таких реактивных действий, которые связаны с тем, что нужно было очень быстро, буквально в течение дня-двух-трех, реагировать на сложнейшие проблемы, уже прошло. Сегодня можно более спокойно, продуманно заниматься системными проблемами, делать так, чтобы экономика стабилизировалась в целом и подготовилась к подъему, который неизбежно будет после кризиса.

— На ваш взгляд, были ли сделаны какие-то ошибки за это время, можно ли было предотвратить ту статистику, которые мы имеем за январь?

— Этого никто сказать не может. Цифры, которые есть, отражают реальную конкурентоспособность российской экономики. Пока еще слишком мало времени прошло, чтобы судить об эффективности мер в любом стране. И наше общение с инвесторами, которые работают в России и в других странах, показывает, что они считают: мы действуем, по большому счету, не лучше и не хуже других. Где-то чуть лучше, где-то чуть медленнее — но никакого радикального отличия от эффективности действий других правительств, у нас нет. Никаких трагических, катастрофических ошибок мы не совершаем. И это общее мнение всех инвесторов.

— Сегодня глава «Роснефти» Сергей Богданчиков вскользь обронил, что цены на нефть три года назад были 50 долларов, и тогда страна развивалась и росла, сейчас всего-навсего 40, но общее состояние совершенно другое. Почему?

— Мы действительно вернулись к тем же ценам на нефть, которые были еще некоторое время назад. Но за это время, пока были высокие цены, была инфляция, успели вырасти все издержки, в том числе непроизводительные издержки. Люди привыкли слишком много на все тратить, в том числе не очень эффективно. И чтобы расти вновь при этих ценах на нефть, нужно просто резко повысить эффективность, снизить все, что не связано напрямую с продуктивностью, с получением результата, убрать эти непроизводительные затраты, в том числе связанные с коррупцией, но не только, просто с неэффективностью деятельности на всех уровнях бизнеса, государства, общества в целом.

— Замминистра экономики Андрей Шаронов сказал: «Мы больше не можем себе позволить, чтобы наши проекты стоили в два, в четыре раза дороже, чем аналогичные во всем мире». На чем, на ваш взгляд, образуется эта непродуктивная маржа?

— Пожалуй, тут сказываются два фактора. Первый — это коррупция, второй — это отставание в развитии инфраструктуры. Мы очень много теряем из-за того, что много лет, по сути, не инвестировали в инфраструктурные проекты, и это создает чрезмерные издержки для всего бизнеса сегодня как с точки зрения транспортных затрат, энергетических затрат, логистики в целом, продвижения товаров по цепочке, работы с поставщиками. Просто ничего этого нет в том масштабе, в котором это нужно для такой большой экономики, как российская.

— Представители бизнеса здесь говорили, что необходимо избавить бизнес от административного давления и от чрезмерного налогового бремени. На ваш взгляд, какой из этих двух вариантов облегчения может быть применен?

— Думаю, что и снижение административных издержек, и снижение налогов — равнозначно важные меры для бизнеса. С точки зрения реалистичности принятия решений — думаю, что скорее возможно улучшение регулирования, то есть снижение издержек регулирования, связанных со скоростью прохождения процедур, с получением всевозможных разрешений, которые не всегда связаны с коррупцией, а просто это все очень долго, и бизнес от этого страдает. Хотя коррупция здесь почти всегда является элементом проблемы. Я думаю, что вот эти административные проблемы решить можно в более короткие сроки, чем налоговые вопросы, но думаю, что и без снижения налогов тоже не обойтись, это тоже нужно делать.

— Вы сказали о том, что, наверное, главная задача государства — обеспечить безопасность как государства, так и бизнеса. Вы можете пояснить, какой безопасности не хватает и что можно исправить для того, чтобы нормальный бизнес мог развиваться в тяжелых и так условиях?

— У людей, в целом, и бизнеса, в частности, не хватает уверенности в том, что они будут защищены правоохранительными органами, судебной системой. И, несмотря на то, что ситуация, например, в судебной системе улучшается в последнее время (это показывают все опросы — и бизнеса, и людей) все-таки это еще уровень, далекий от того, который нужен людям, чтобы чувствовать себя спокойно.

— Вы говорили, что кризисные явления рождаются на этой почве. Какие именно?

— В кризисный период у многих появляется желание воспользоваться этим временем для того, чтобы получить необоснованные преимущества и получить выгоды за счет конкурента или партнера, причинив ему ущерб. И от таких недобросовестных проявлений нужна защита, защита со стороны судебных и правоохранительных органов, без этого не обойтись.

В большой степени это вопрос морали, этики и вообще репутации как таковой. Поэтому просто уповать на правоохранительные органы без заботы людей о своей репутации будет трудно.

Владимир Якунин, глава РЖД, недавно заявил о необходимости введения валютного регулирования. Ваша позиция по этом вопросу.

— Думаю, что введение валютного регулирования нецелесообразно, приведет к подрыву доверия со стороны людей, бизнеса. И мы еще долго, если это сделаем, будем восстанавливать нормальное функционирование финансовой системы и экономики. Думаю, что бросаться в эти крайности не надо, нужно действовать на основе тех приоритетов, которые мы определили. Мы должны пройти этот трудный период не прибегая к неразумным действиям.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию