16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
17 мая 2011, 12:32 Право
Актуальная тема: Дело Ходорковского

Нулевые шансы Михаила Ходорковского

Лента новостей

Мосгорсуд не стал сегодня рассматривать кассационные жалобы Ходорковского и Лебедева — заседание по этому поводу перенесено на 24 мая

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Мосгорсуд сегодня перенес на 24 мая рассмотрение кассационных жалоб бывших совладельцев ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, осужденных на 14 лет за хищения нефти стоимостью более 800 млрд рублей. Формально слушание отложили из-за того, что судьи не успели ознакомиться с дополнениями к жалобам, которые подали адвокаты. Однако защитники связывают перенос заседания с желанием избавить Дмитрия Медведева от неудобных вопросов на завтрашней пресс-конференции.

Тем не менее, сегодняшнее заседание суда вызвало ажиотаж. Однако его трудно было сравнить с тем, что творилось у стен Хамовнического суда столицы 30 декабря прошлого года, когда подсудимым огласили сроки. Сейчас сочувствующих было в разы меньше.

В преддверии процесса не обошлось без инцидентов — оказалось, что в ночь на 14 мая нападению неизвестных подверглась одна из защитниц Михаила Ходорковского Елена Левина. Злоумышленник подкараулил ее возле дома и вырвал сумку, скрывшись на поджидавшей его машине. Как рассказала коллега Левиной Каринна Москаленко, в украденной сумке находился текст выступления экс-главы ЮКОСа, составленный совместно с адвокатами. «Я не хочу проявлять излишнюю подозрительность, но более ценные вещи из сумки потом нашли брошенными, а документы — нет», — поделилась своими подозрениями защитница. Она добавила, что как комиссар международной комиссии юристов будет требовать, чтобы правоохранительные органы тщательно расследовали этот случай.

Поддержать осужденных в суд пришли мать и отец Михаила Ходорковского — Марина Филлиповна и Борис Моисеевич, его жена Инна и дочь Анастасия и даже первая супруга. Со стороны Лебедева был брат Виктор и дочь Людмила.

Несмотря на то, что для слушания выделили самый большой зал, всем мест не хватило — в суд приехали более сотни репортеров и представители более 25 российских и зарубежных телекомпаний. Однако заседание не заняло и пяти минут. Как сообщил судья Владимир Усов, в суд поступила дополнительная кассационная жалоба адвокатов — Вадима Клювганта, Константина Ривкина, Елены Липцер и Каринны Москаленко — и коллегии требуется дополнительное время на ее изучение.

Адвокаты и родственники осужденных не были удивлены. Они предположили, что слушание специально перенесли. Как говорится, из тактических соображений. Дело в том, что завтра в Сколково состоится пресс-конференция Дмитрия Медведева. «Дмитрий Анатольевич будет избавлен от некоторых неудобных вопросов», — сделал вывод адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт.

Стоит отметить, что приговор экс-главе ЮКОСа и его деловому партнеру Хамовнический суд также огласил лишь со второй попытки. 15 декабря заседание отложили без объяснения причин. А на следующий день состоялась традиционная «Горячая линия» премьер-министра Владимира Путина с народом. Впрочем, тогда вопроса о судьбе Ходорковского Путину избежать не удалось. Премьер не стал скрывать свою позицию, заявив, что «вор должен сидеть в тюрьме».

Заседание 24 мая Мосгорсуд планирует сделать более публичным. Как рассказала руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева, для того, чтобы все желающие могли наблюдать за происходящим в зале, в коридорах установят мониторы, на которых будет вестись прямая трансляция заседания.

Напомним, осужденные настаивают на отмене приговора Хамовнического суда и прекращении дела за отсутствием состава и события преступления. Впрочем, ни сами осужденные, ни их адвокаты не сомневаются, что приговор устоит, возможно, с некоторыми корректировками. Защита рассматривает предстоящее заседание как некий этап, который необходимо преодолеть на пути к Европейскому суду по правам человека.

К рассмотрению дела в суде второй инстанции адвокаты подошли без всяких иллюзий. «Исходя из нашего длительного и печального опыта общения с Мосгорсудом, можно смело утверждать, что никаких серьезных, кардинальных решений он не примет», — заявил BFM.ru перед началом слушания защитник Платона Лебедева Константин Ривкин.

В свою очередь, адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант воздержался от прогнозов. «Как юрист я могу сказать только одно — единственным законным решением будет отмена приговора по реабилитирующим основаниям», — считает защитник. При этом он добавил, что сохраняет веру в справедливость. «Когда-нибудь все встанет на свои места. Виновные займут положенное им место, а невиновные пойдут домой к своим семьям и детям», — надеется защитник. Он считает уголовное дело «сплошным притворством, прикрывающим расправу», в котором трудно говорить о законе.

За два дня до Нового года

Приговор по одному из самых громких судебный процессов последних лет был вынесен за два дня до конца 2010 года. 30 декабря судья Хамовнического суда Виктор Данилкин признал подсудимых виновными в хищении вверенного имущества и отмывании преступных доходов. (статьи 160 и174.1 УК).

Речь идет о присвоение в 1998–2003 годах 218,7 млн тонн нефти дочерних предприятий ЮКОСа: «Самаранефтегаза», «Юганскнефтегаза» и «Томскнефти» — на общую сумму в 824,1 млрд рублей. По версии следствия, головная компания фактически «обирала» своих «дочек», покупая у них продукцию по заниженной цене (под видом так называемой скважинной жидкости), а затем продавала через подконтрольные фирмы по цене выше в 3–4 раза. По данным Генпрокуратуры, в 1998–2004 годах подсудимые легализовали часть украденного — 487 млрд 402 млн рублей и 7,5 млрд долларов.

Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и бывший руководитель Международного финансового объединения «Менатеп» Платон Лебедев вину отрицали. Они утверждали, что такое количество продукции похитить было попросту нереально, а обвинение, наряду с нефтью, фактически вменило им хищение скважинной жидкости, которая сразу же после добычи возвращается в недра. Подсудимые называют свое дело политическим. Эту версию подтвердил и допрошенный в качестве свидетеля защиты бывший премьер-министр России Михаил Касьянов. Он пересказал свой разговор с Владимиром Путиным, когда тот был главой государства. Тот признался, что Лебедева арестовали, поскольку ЮКОС финансировал те партии, которые он «не разрешал», например КПРФ.

Суд назначил подсудимым 13,5 лет колонии. Однако поскольку оба имели уже 8-летний срок по приговору Мещанского суда Москвы, то окончательное наказание суд определил в 14 лет.

«Феномены» уголовного дела

В кассационных жалобах адвокаты осужденных указали, что «выводы суда не соответствуют установленным судом фактическим обстоятельствам дела». Они также считают, что «судом допущены многочисленные, в том числе фундаментальные и одновременно неустранимые нарушения уголовно-процессуального закона».

Так, по мнению адвокатов, в ходе судебного разбирательства, которое заняло 1 год и 8 месяцев, не было доказано, что дочерним предприятиям ЮКОСа, у которых руководители компании якобы «безвозмездно» изъяли свыше 200 млн тонн нефти, был причинен ущерб. Адвокаты полагают, что суд «предпринял попытку искусственной криминализации обычной деятельности холдинговой компании». При этом судья Виктор Данилкин проигнорировал многочисленные решения арбитражных судов, которые пришли к выводу, что сделки ЮКОСа с его дочками были законными, указали защитники.

«Нефть не выбывала из незаконного владения дочерних добывающих предприятий ЮКОСа помимо их воли и была поставлена конечным потребителям», — говорится в кассационной жалобе. Адвокаты подчеркивают, что внутрикорпоративные (трансфертные) цены на нефть, по которым ЮКОС покупал товар у своих дочерних предприятий, не были заниженными. Они «соответствовали закону, общераспространенной практике делового оборота и не нарушали чьих-либо прав».

Адвокаты констатировали, что Ходорковского и Лебедева повторно осудили за одни и те же действия, только суд по-разному их квалифицировал. Так, в 2005 году Мещанский суд Москвы решил, что подсудимые уклонялись от уплаты налогов, а в 2010 году оказалось, что налогообложения избежали доходы, полученные от хищения. «Вопреки общеизвестному положению правовой доктрины о невозможности одними и теми же действиями совершить хищение и налоговое правонарушение, Хамовнический суд признал возможность такого «феномена»», — резюмировали защитники.

Они пришли к выводу, что суд «избирательно и заведомо недобросовестно оценил в приговоре показания свидетелей», отвергнув слова тех, кто подтверждал позицию защиты. Например, суд «полностью проигнорировал» показания бывшего премьер-министра Михаила Касьянова о политической природе дела. Защитники также сочли, что имело место нарушения принципа равноправия сторон. Примером этому может служить тот факт, что судья отклонил ходатайства защиты о вызове важных свидетелей, в числе которых был премьер Владимир Путин, бывший генпрокурор Юрий Скуратов, глава Счетной палаты Сергей Степашин и другие.

По мнению защиты, Хамовнический суд вообще не вправе был слушать это дело, поскольку был нарушен принцип так называемой территориальной подсудности — «в его юрисдикции не находятся ни место окончания «преступления», ни место большинства «преступлений», ни место совершения наиболее тяжкого их них».

Они также обращают внимание суда на многочисленные нарушения в протоколе судебного заседания и говорят о том, что судья Виктор Данилкин не дал защите с ним должным образом ознакомиться, ограничив в сроках.

Стоит отметить, что Хамовнический суд прекратил за истечением сроков давности дело по одному из пунктов, который касался хищения в 1998 году акций «Восточной нефтяной компании» стоимостью свыше 3,6 млрд рублей. Однако осужденные не согласны с этим. Они обжаловали приговор и в этой части. Бизнесмены настаивают, чтобы дело было закрыто по реабилитирующим основаниям — за отсутствием в их действиях состава преступления.

В заседании вышестоящего суда Ходорковский и Лебедев изъявили желание участвовать лично. Ожидается их доставка в Мосгорсуд.

О «ходорофобии» и перспективах в Мосгорсуде

Отметим, что за пять месяцев, которые прошли со времени вынесения приговора, дело Ходорковского и Лебедева не раз сотрясали скандалы. Сначала в середине февраля с «разоблачительными заявлениями» выступила теперь уже бывшая пресс-секретарь Хамовнического суда Наталья Васильева. Она утверждала, что судья Виктор Данилкин писал приговор не самостоятельно, а его текст был изготовлен в Мосгорсуде. Затем ее слова подтвердил уволенный из суда администратор Игорь Кравченко. А накануне заседания в Мосгорсуде в прессу попали «откровения» бывшего сокамерника Михаила Ходорковского по колонии в Краснокаменске Александра Кучмы, который в свое время помешал условно-досрочному освобождению экс-главы ЮКОСА и заявил, что тот будто бы его домогался. Теперь Кучма отказывается от своих слов, сообщает Газета.Ру.

От рассмотрения жалобы в Мосгорсуде мало кто ждет сюрпризов. Так, по мнению Бориса Немцова, «никакого отношения к закону заседание в Мосгорсуде иметь не будет», а Ходорковский выйдет на свободу только когда Путин уйдет из власти. «Путин страдает «ходорофобией» и боится его больше, чем американцы Бен Ладена», — считает политик. С ним согласна и Ирина Хакамада. По ее мнению, о независимости российской судебной системы говорить не приходится. «Это касается не только Ходорковского и Лебедева, но и простых людей», — делает она неутешительный вывод.

Не надеется на то, что что-то изменится в судьбе Ходорковского и Лебедева и Людмила Алексеева, руководитель старейшей в России правозащитной организации — Московской Хельсинкской группы. «Если судья после многомесячного рассмотрения повторил слово в слово обвинительное заключение, не услышав ничего больше за эти месяцы (а дело политическое, заказное), значит, он получил такое распоряжение сверху, — констатирует она — Вряд ли это распоряжение изменится в кассационной инстанции».

Пессимистичные прогнозы Алексеевой разделяет и бежавший в Великобританию от уголовного преследования бывший совладелец «Евросети» Евгений Чичваркин. «Путин уже дважды высказывался в том плане, что «вор и убийца должен сидеть в тюрьме», — напомнил бизнесмен. — Думаю, что судьи послушаются Путина из-за страха перед ним».

По мнению политолога Дмитрия Орешкина, в Мосгорсуде Ходорковский и Лебедев попытаются не столько добиться отмены приговора, сколько продолжат отстаивать свою репутацию и честь. «Это тот самый случай, когда про человека говорят «несгибаемый боец». Терять ему нечего, он уже ступил на путь самурая. Ходорковский и Лебедев — это настоящие мужики, которые поняли, что у них за спиной все сгорело, и потеряно все, кроме чести», — сказал эксперт. Он уверен, что осужденные «в конечном счете победят — просто, может быть, им придется на это положить жизнь».

По дороге в Европейский суд

Другой адвокат Платона Лебедева Владимир Краснов не исключает, что суд в некоторой степени подкорректирует приговор. «Здесь могут быть какие-то косметические изменения», — предположил он. По его мнению, судьи «будут усиленно делать вид, что правосудие вершится». «Однако рассчитывать на какие-то существенные изменения, я бы, с точки зрения разума, не стал», — сказал BFM.ru адвокат. Он заметил, что «шансы на оправдание осужденных теоретически есть, но практически они равны нулю».

В этой связи защита рассматривает обжалование приговора в Мосгорсуде, как неизбежный этап, который необходимо пройти, чтобы отстаивать права бизнесменов в Европейском суде по правам человека.

Защитники намерены продолжить борьбу и в России. Как сообщил накануне BFM.ru еще один адвокат бывшего руководителя МФО «Менатеп» Константин Ривкин, во вторник защита намерена направить в Следственный комитете заявление. В нем они поставят вопрос о привлечении к уголовной ответственности всех лиц, причастных к незаконному преследованию и осуждению их подзащитных. Адвокаты также просят следствие проверить «разоблачительные» заявления бывших сотрудников Хамовнического суда.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию