16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1131.70
5 марта 2009, 09:11 Компании

Автопром сокращается людьми и машинами

Лента новостей

«АвтоВАЗ» планирует уволить 3,2 тысячи «непрофильных» работников. Ряд предприятий отрасли уже провел частичное сокращение персонала. Дальнейшая судьба работников российского автопрома непонятна даже экспертам

Сборочный цех завода
Сборочный цех завода "Автоваз". Фото: ИТАР-ТАСС

«АвтоВАЗ» планирует уволить 3,2 тысячи «непрофильных» работников. Ряд предприятий отрасли уже провел частичное сокращение персонала. Дальнейшая судьба работников российского автопрома непонятна даже экспертам рынка.

«По нашим данным, 3,2 тысячи работников «АвтоВАЗа» планируются к высвобождению», — сказала Татьяна Голикова в среду, отметив, что весь январь предприятие простаивало и «сейчас остаются простои 12,5 тысячи работников». Говоря о перспективах, она сообщила, что 470 работников пройдут переобучение, а для 1,2 тысячи человек будут организованы общественные работы. Татьяна Голикова также напомнила, что Самарская область разработала региональную программу по занятости населения, на которую будут выделены бюджетные субсидии.

«На «АвтоВАЗе» занято 115 тысяч человек, что по нынешним временам просто немыслимо. Они не говорят, кто эти увольняемые. Но по моим сведениям, сокращаемый персонал — это в основном люди, занятые в социалке, которая висит на «АвтоВАЗе» и которую, по составленным ранее планам, в течение 3-х лет они должны передать на баланс города, а также работники пенсионного возраста», — сообщил BFM.ru эксперт автомобильной отрасли Игорь Моржаретто.

«Тот персонал, о котором заявила Голикова, это сотрудники детских садов, Дворца спорта и комбината общественного питания, но о сокращении занятых непосредственно на производстве речь пока не идет», — сообщил BFM.ru замгендиректора агентства «Автостат» Сергей Удалов.

Сложное положение «АвтоВАЗа» предопределено резким снижением спроса на производимую им продукцию. Как сообщил в понедельник президент ОАО «АвтоВАЗ» Борис Алешин, в феврале текущего года завод реализовал порядка 30 тысяч автомобилей, что примерно соответствует уровню января. Он не привел точных цифр, однако по данным агентства «Автостат», в феврале прошлого года завод реализовал 46197 автомобилей, а в январе текущего — 29110 автомобилей и в целом продажи тольяттинских машин сейчас примерно на треть ниже прошлогоднего уровня, хотя весной, возможно, произойдет некоторое оживление спроса.

Но пока положение предприятия продолжает ухудшаться. Вчера на главном конвейере были остановлены некоторые линии из-за проблем с поставщиками, часть автомобилей сходили с конвейера недоукомплектованными. На этот раз поставки остановили предприятия группы СОК, которые обеспечивают около 35% автокомпонентов, в том числе детали двигателя, трансмиссии, осветительные приборы, элементы интерьера. Сегодня работа главного конвейера «АвтоВАЗа» в первую смену была возобновлена в таком же режиме, но позже он был остановлен полностью на неопределенный срок, хотя решение об отмене второй смены пока принято не было.

Другие автопроизводители также оказались в непростой ситуации. Так, по информации из Удмуртии, Ижевский автозавод может с 1 апреля по 1 октября перейти на неполную рабочую неделю из-за падения спроса на модели Kia и ВАЗ. Однако, как сообщили BFM.ru в пресс-службе «ИжАвто», «никаких планов по сокращению персонала не существует, они даже не составляются и не рассматриваются, а производственные планы на этот год остаются без изменения». Согласно им, в 2009 году «ИжАвто» выпустит 65 тысяч автомобилей, из них 32 тысячи Kia Spectra, 7 тысяч Kia Sorento, около 21 тысячи ВАЗ-21043 и 5 тысяч фургонов ИЖ-27175.

На «Автоторе» также не подтвердили наличия планов по сокращению сотрудников. «У нас нет подобных планов, ранее в прессе появлялась такая информация, даже сообщалось, что у нас уволено некоторое количество работников, но эти сведения не соответствуют действительности. Мы не уволили ни одного рабочего и надеемся на оживление спроса, а с квалифицированными работниками сейчас положение довольно сложное», — заявила BFM.ru руководитель пресс-службы предприятия Елена Шамаева, уточнив, что отдельные производства группы работают в прежнем ритме. Но некоторые с целью сохранения персонала и в соответствии с законодательством, переведены на укороченные рабочие смены.

Горьковский автозавод уже объявил нерабочими дни с 25 февраля по 10 марта. Укороченная трехдневная рабочая неделя была введена на всех предприятиях группы ГАЗ еще в январе, и такой режим может сохраниться еще полгода. Производственную программу текущего месяца ГАЗ намерен выполнить в ускоренном темпе — с 10 по 31 марта, поэтому в марте автозавод выпустит вдвое больше автомобилей, чем в январе (предварительно, 2,5 тысяч авто) и в феврале (1,2 тысяч) вместе взятых, и далее будет работать только на конкретный заказ. Себестоимость производства на ГАЗе с помощью этих и других антикризисных мер должна сократиться на 20%. До кризиса ГАЗ выпускал 12 тысяч машин ежемесячно.

На сокращение рабочих смен или недель вынуждены были пойти и другие предприятия отрасли. Например, УАЗ, входящий в группу Sollers, сохранит трехдневную рабочую неделю до апреля, — об этом сообщил гендиректор Sollers Вадим Швецов.

Как считает директор агентства «Автостат» Сергей Целиков, сейчас из-за кризиса российский автопром находится в очень сложном положении и прогнозировать будущее предприятий практически невозможно. В настоящий момент более или менее стабильное положение складывается лишь на некоторых сборочных производствах, продукция которых замещает подорожавший импорт, тогда как традиционный российский автопром с начала 2009 года находится на грани «между жизнью и смертью».

«Всего в российском автопроме, включая производство комплектующих, занято 575 тысяч человек, еще полтора миллиона работает в смежных отраслях. Пока сложно точно оценить, сколько уже уволено, но частичное сокращение персонала провели ГАЗ, УАЗ и КАМАЗ. Прогнозировать что-либо сложно, но компаниям все-таки придется сокращать людей. У нас производительность труда в 2-3 раза ниже, чем на западных автопредприятиях, поэтому деваться российским производителям просто некуда. Нельзя быть добренькими до бесконечности», — считает Моржаретто.

«Сейчас сложно спрогнозировать, сколько человек будет уволено в автопроме при сохранении нынешнего уровня спроса», — отмечает Сергей Удалов. По его мнению, постоянные затраты у предприятий остаются на прежнем уровне, тогда как переменные падают, но как этот фактор отразится на их деятельности — просчитать довольно сложно.

«Например, «АвтоВАЗ» планирует свою деятельность, исходя из итогов работы за каждый прошедший месяц, и по таким правилам он собирается работать в дальнейшем. Можно лишь сказать, что пока непосредственной угрозы исчезновения какого-либо производства нет, но она может появиться в будущем. Сейчас многие производители простаивают, но если простой затянется слишком долго, то оживить такое производство будет все сложнее, особенно, если это мелкое предприятие», — заключил Сергей Удалов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию