16+
Суббота, 19 августа 2017
  • BRENT $ 52.86 / ₽ 3119
  • RTS1027.85
24 мая 2011, 11:53 Технологии

Рекордное IPO «Яндекса» в США рискует закончиться в России

Лента новостей

Крупнейший российский поисковик повысил цену размещения до 25 долларов за акцию и метит в список самых удачных IPO из РФ. Но есть риск: власти могут вынудить «Яндекс» провести IPO и в России, что снизит ликвидность его бумаг в США

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru
Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Российский поисковик «Яндекс» размещается по верхней границе ценового диапазона. Цена акции владельца самого популярного в России поисковика, на который приходится около 65% рынка в стране, составляет 25 долларов, и по результатам IPO компания должна получить 1,3 млрд долларов. Об говорится в заявлении «Яндекса». Всего в ходе размещения продается 52,2 млн акций. Вся компания оценена в 8,03 млрд долларов. Как следует из документов Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), сама компания рассчитывала изначально на уровень 20-22 доллара за акцию.

Таким образом, рынок оценил российскую интернет-компанию при IPO в два раза дороже, чем Google — относительно прибыли компании. Google торгуется на уровнях в 13 раз выше ожидаемой прибыли за 2012 год, тогда как акции «Яндекса» будут проданы по цене, эквивалентной 23-кратной прибыли за следующий год, подсчитали эксперты Bloomberg.

Если IPO «Яндекса» составит 1,1 млрд долларов, российский поисковик войдет в десятку самых удачных российских размещений и займет четвертое место по объемам размещения в своем секторе, по данным Dealogic. Пока самое крупное размещение провела госкомпания «Роснефть» (в 2006 году в Великобритании и РФ, привлечено около 10,7 млрд долларов), а крупнейшее размещение интернет-компании с развивающегося рынка состоялось в 2007 году в Гонконге, когда интернет-ритейлер Alibaba.com привлек на дебютном размещении 1,69 млрд долларов. Корпорация Google в 2004 году на Nasdaq собрала около 1,9 млрд долларов.

«Яндекс» выбрал прекрасное время для размещения высокотехнологичной компании, — радуется Энтони Моро, управляющий директор в Bank of New York Mellon. — В долгосрочной перспективе они выбрали правильную позицию. Это российский Google».

Российская компания, чей юридический адрес находится в Нидерландах, в Гааге, начнет торги своими акциями на бирже Nasdaq с тиккером YNDXв 18:30 мск.

Одним из крупнейших покупателей акций «Яндекса» стал Tiger Global Management LLC — по данным MarketWatch, он купит 70% акций. Ранее этот хедж-фонд под управлением Chase Coleman стал одним из первых инвесторов в Facebook, в мае этого года он купил долю в бразильском сопернике Groupon, Peixe Urbano.

В этом году как минимум еще 230 компаний анонсировали свои планы провести размещения в США. Последний раз такая активность наблюдалась в 2004 году, когда сразу 232 компании захотели стать публичными в США. Неделю назад владелец социальной сети LinkedIn привлек на IPO 405,7 млн долларов. Она также увеличила цену размещения примерно на треть.

Активность инвесторов при размещении соцсети профессиональных контактов LinkedIn пойдет на пользу и интернет-компаниям с развивающихся рынков, считает Уиллям Гэмбл, президент Emerging Market Strategies. Однако, по его словам, IPO таких компаний (c развивающихся рынков) часто являются предметом «огромного количества манипуляций». «Вся информация с развивающихся рынков искажается из-за целого ряда причин как в компаниях, принадлежащих семьям, так и в госструктурах из-за теневой экономической коррупция, государственного вмешательства, слабой регуляции, конфликтов интересов и так далее», — заявил эксперт в интервью MarketWatch.

«Яндекс» должен вызывать интерес у инвесторов, так как является единственной продающей свои акции на Нью-Йоркской бирже компанией, работающей на исключительно крупном рынке онлайн-рекламы в России, который, согласно прогнозам, должен вырасти с 840 млн долларов в 2010 году до 2,3 млрд долларов в 2013», — отмечает в своем обзоре аналитик по IPO «Ренессанс капитал» Стефани Чанг.

За последние три года более 97% доходов «Яндекса» пришли от рекламы, говорится в материалах SEC. «Расходы рекламодателей, как правило, цикличны, отражают общие экономические условия ... и поэтому могут значительно колебаться. Во время глобального экономического кризиса 2008–2009 годов общие расходы на рекламу в России сократились на 26% в рублевом выражении, — предупредил своих инвесторов «Яндекс». — Хотя прогнозы для расходов на интернет-рекламу в России указывают на устойчивый ежегодный рост до 2013 года, любое уменьшение или задержки… из-за экономических условий... могли бы значительно негативно повлиять на наш бизнес, финансовое состояние».

Впрочем, «Яндекс» может подвергаться и политическому риску: есть опасения, что силовое воздействие на Интернет в России может негативно сказаться на бизнесе поисковой компании, отмечает аналитик «Ренессанс капитал».

«Преддверие президентских выборов в России создает некоторую политическую и коммерческую неопределенность, что может неблагоприятно повлиять на способность осуществлять наши бизнес-планы в ближайшее время», — предупреждает «Яндекс».

Кроме того, «органы государственной власти имеют в России высокую степень свободы», и «время от времени действуют по своему усмотрению так, что это может быть воспринято как выборочные или произвольные действия, а иногда — как меры, предпринятые под влиянием политических или коммерческих соображений», говорится в бумагах поисковика, предоставленных в SEC. К числу таких спонтанных действий госорганов «Яндекс» причисляет прекращение или признание договора недействительным, отзыв лицензий, внезапные налоговые проверки, уголовные и гражданские дела.

Еще один риск — российские регуляторы могут вынудить «Яндекс» провести IPO и в России. «Российские законы о ценных бумагах могут обязать нас провести листинг наших ценных бумаг на фондовой бирже в России, что может наложить дополнительное административное бремя на нас и снизить ликвидность наших акций на Nasdaq», — отмечает «Яндекс». Формально, головная компания «Яндекса» не подпадает под такое требование регулятора финрынка в России, так как находится в Нидерландах. Но, как напоминает «Яндекс», ФСФР официально подчеркивала, что иностранные эмитенты с существенными активами в России должны проводить размещение и в России, и предлагала соответствующие поправки в законодательство.

Впрочем, пока такие опасения не охладили интерес инвесторов к технологичным компаниям. Так, китайская поисковая система Baidu, разместившаяся на Nasdaq в августе 2005 года на уровне 27 долларов за акцию, в настоящее время торгуется почти по 130 долларов за акцию.

Рекомендуем:

  • Фотоистории