16+
Суббота, 18 мая 2024
  • BRENT $ 84.00 / ₽ 7643
  • RTS1211.87
31 мая 2011, 15:49

Рейс Москва-Лондон как зеркало российской экономики

Лента новостей

Алексей Моисеев, руководитель управления макроэкономического анализа «ВТБ Капитал». Фото предоставлено пресс службой «ВТБ Капитал»
Алексей Моисеев, руководитель управления макроэкономического анализа «ВТБ Капитал». Фото предоставлено пресс службой «ВТБ Капитал»

Вечерний рейс на Лондон опять заполнен, похоже, до отказа. В последние годы заполняемость этого рейса стала чуть ли не регулярным фактором в политэкономическом анализе российской действительности. Одни считают, что это – признак перегрева экономики. В этом есть смысл, причем и чисто практический. Экономика явно оперирует на грани своих возможностей с точки зрения мощностей, которые можно быстро задействовать для удовлетворения растущего спроса со стороны населения. При этом недостатка в операторах, предоставляющих услугу авиаперелета Москва – Лондон вроде бы нет, их несколько и каждый из них летает по несколько раз в день. Тогда в чем же дело? Вероятно, в том, что экономисты называют «барьерами на вход». Иначе говоря, для того, чтобы начать продавать товар или услугу на том рынке, где спрос превышает предложение, нужно пройти через массу бюрократических препятствий, которые де-факто делают этот вход очень дорогим и, в результате, завышают стоимость товара или услуги и занижают качество. В нашей стране этот вывод подтверждается динамикой импорта и инфляции. Выходит, что растущий спрос приводит не к новым инвестициям, а к существенно менее позитивным для экономики последствиям. К таким последствиям можно отнести рост импорта в тех случаях, когда есть импортная замена российскому товару, или инфляцию – когда импорт невозможен или неэффективен, обычно в так называемых неторгуемых секторах, таких как сфера услуг или некоторых товаров. Из этого вытекает очень серьезный политэкономический вывод, который впервые был отмечен в США на фоне неэффективности мер по стимулированию экономики путем, грубо говоря, раздачи денег потребителю и получил название «экспорт стимулирования» так как такая политика стимулирует не свою экономику, а экономику страны-производителя импортируемых товаров. Этот эффект указывает, что в ситуации, когда кризис вызван структурными, а не чисто финансовыми факторами, выходить из него просто стимулированием потребления невозможно. Нужны структурные реформы, такие, как снижение бюрократической и налоговой нагрузки, облегчение правил найма и сокращения рабочей силы, система мер, предоствращающих монополизм и стимулирующих открытие новых бизнесов. Если называть все это экономическим языком, то это значит переход от мер по стимулированию спроса к мерам по стимулированию предложения.

Но вернемся к нашему рейсу. Есть сторонники и другого объяснения популярности данного направления. Это объяснение, связанное с оттоком капитала. Отток капитала действительно стал одним из ключевых факторов, определяющих динамику платежного баланса. Более того, он стал даже настолько значительным, что перекрывает по объему профицит текущего счета. Тем не менее, связано это не только и не столько с объемом самого оттока, сколько с ростом импорта, сокращающим объем профицита текущего счета, поэтому перекрыть его чистым оттоком капитала стало не так сложно. Но надо признать, что отток не покрывается и притоком нового капитала, как уже бывало при текщих ценах на нефть. Таким образом, получается, что Россия является чистым экспортером капитала, что, в общем, типично для стран – экспортеров сырья. Но этот факт тем не менее не помогает объяснить почему в условиях недостаточности производственных мощностей российские инвесторы предпочитают инвестировать за границей, а не в России. Похоже, что причина в том, что крупные российские холдинги дошли до такой точки своего развития, когда они уже готовы стать международными компниями и фокусируются на развитии своего иностранного бизнеса. Что же касается компаний меньшего масштаба, то они, похоже, сталкиваются с проблемами, описанными в предыдущем абзаце. Иначе говоря, выход опять один – реформы, направленные на переформатирование государственной политики с поддержки потребления на поддержку бизнеса.

Есть, правда, и еще одно объяснение популярности рейса Москва-Лондон. Оно чуть менее научное, чем предыдущие, но от этого не меньше связаное с инвестициями. Дело в том, что на этой неделе в Лондоне ВТБ Капитал прохводит конференцию Russia Calling, где многие из пассажиров переполненного самолета как раз и обсудят проблемы и перспективы инвестиций в России.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию