16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6893
  • RTS1102.01
10 июня 2011, 07:44 Общество

Из пенсионной реформы вывели тупиковую формулу

Лента новостей

Минздравсоцразвития хочет устранить дефицит бюджета ПФР и, официально не повышая пенсионный возраст, поднять границу выхода на пенсию

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Минздравсоцразвития предлагает ввести в России с 2014 года новую формулу расчета пенсий, которая позволит устранить дефицит Пенсионного фонда. Помимо этого, данная инициатива позволит, официально не повышая пенсионный возраст, все же поднять границу выхода на пенсию для жителей России. Такие инициативы озвучил в интервью «Коммерсанту» замглавы Минздравсоцразвития, статс-секретарь Юрий Воронин.

«Ключевым моментом в [действующей] пенсионной системе является пенсионная формула — специалисты называют ее эквивалентной, потому что она работает по принципу банковского депозита: сколько взносов перечислено за работника, столько потом ему и должно быть выплачено в виде пенсии. Эта формула тупиковая и порождает проблемы, которые невозможно решить в действующей конфигурации пенсионной системы»,— сказал Воронин.

«В этом предложении заключена самая главная суть инициатив государства по реформе пенсионной системы — страну хотят вернуть назад в 70-80 годы прошлого века, когда в СССР действовала распределительная система пенсионного обеспечения», — считает генеральный директор УК «КапиталЪ» Вадим Сосков. Он отмечает, что фактически Минсоцздравразвития предлагает вернуть государству возможность собирать с людей столько взносов, сколько считает нужным, а возвращать их по своему усмотрению. «В то же время реформа системы, которую господин Воронин назвал тупиком, гласит, что государство гарантирует человеку возврат того взноса, который он платит всю жизнь, плюс накопленный за это время процент», — говорит Вадим Сосков. Он поясняет свои слова таким примером: государство взяло у меня 100 рублей и обязалось мне эти 100 рублей и накопленный от управления этими деньгами доход вернуть. А Минздравсоцразвития предлагает отказаться от обязанности государства выплачивать человеку им же заработанные деньги.

«Фактически, мы сталкиваемся с предложением: давайте вернемся назад в социализм, откажемся от накопительной части пенсионных взносов, забывая, что в СССР все же было больше работающих, и было, что распределять», — говорит Вадим Сосков. При этом он отмечает, что на словах Минздравсоцразвития не выступает простив накопительного элемента пенсионной системы, но всегда забывает добавить, что ведомство считает нужным сделать добровольными отчисления за работающего гражданина на накопительную часть пенсии.

С Вадимом Сосковым соглашается и председатель правления НПФ «Первый национальный пенсионный фонд» Виталий Плотников: «Что касается накопительной части пенсий, то представители министерства, предлагая видоизменить накопительный компонент, фактически предлагают его в ближайшем будущем закрыть. Эта дискуссия идет с октября прошлого года».

По словам Юрия Воронина, формула, введенная после пенсионной реформы 2002 года, сразу заложила дефицит в Пенсионном фонде.

«Средства для ликвидации дефицита ПФР надо искать в тех частях действующей системы, где она неэффективна. Это касается таких компонентов, как пенсии льготным категориям граждан и пенсии работающим пенсионерам», — считает Виталий Плотников. А Вадим Сосков отмечает, что для повышения собираемости средств в ПФР государство должно проявить волю, так как пятая часть зарплат в стране выдается в конвертах. «Надо работать над тем, чтобы взносы в ПФР работодатели платили, и сделать так, чтобы не платить было не выгодно. Конечно, для этого нужно политическое решение государства, от такого решения все равно не уйти», — полагает Сосков. Иначе, по его словам, предложения министерства можно читать так: «брать с работающих людей взносов столько, сколько хочется, а потом им платить пенсии так, как государству заблагорассудится».

Минздрав предлагает в 2014 году вернуться к формуле индивидуального коэффициента, которая существовала до 2002 года. «В новой формуле, состоящей из четырех элементов, будет учитываться стажевый коэффициент — от 0,55 до 0,75. Причем 0,55 — это та ставка стажевого коэффициента, которая должна быть установлена при минимально требуемом стаже»,— сказал Воронин, добавив, что размер стажа в настоящее время пока обсуждается. При этом предполагается, что за каждый год сверх минимального стажа будет прибавка к стажевому коэффициенту — 0,01, ниже минимального — уменьшение на 0,01.

«Все, что предлагает Минсоцздрав, помимо отказа от накопительной части будущей пенсии, необходимые вещи. Сейчас базовая пенсия гарантирована всем, кто отработал минимум пять лет своей жизни. Логично, чтобы базовая часть пенсии у тех, кто работает долго, была выше. Но надо понимать, что государство может сделать так, что эти стажевые коэффициенты приведут к стремлению людей работать дольше не потому, что им так хочется, а чтобы получить эту базовую, условно высокую, пенсию», — уверен Вадим Сосков.

Отвечая на вопрос о том, не приведет ли введение минимального стажа к повышению пенсионного возраста, Воронин заявил, что «можно, регулируя стаж и не вызывая бурных реакций в обществе, фактически увеличить пенсионный возраст».

Повышение пенсионного возраста в России неизбежно, его необходимо начать не позднее 2015 года, считает руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Евсей Гурвич. По его словам, ЭЭГ разработала несколько вариантов увеличения пенсионного возраста. Минимальный вариант предусматривает увеличение до 62 лет для мужчин и до 60 лет для женщин, максимальный — до 63 лет для обоих полов. «Мы уже прошли максимум предложения рабочей силы. По прогнозам, особенно резкое падение предложения произойдет через несколько лет, в 2014–2016 годах. Поэтому давно уже надо было объявить о повышении пенсионного возраста», — считает эксперт.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию