16+
Воскресенье, 26 мая 2024
  • BRENT $ 82.09 / ₽ 7363
  • RTS1195.58
10 июня 2011, 11:53 Недвижимость

Российские строительные рекорды: деньги, зарытые в землю

Лента новостей

Стоимость российских строек в разы превышает стоимость аналогичных европейских проектов. Словно в России дороги покрывают черной икрой, а мосты отливают из золота

Стоимость километра олимпийской дороги в Красную Поляну превышает 140 миллионов долларов. На днях в торжественной обстановке был сдан железнодорожный тоннель на участке Сочи-Адлер. Конкретная его стоимость не уточняется, но это сооружение — одно из ключевых в комплексе строительства олимпийских объектов, осуществляемых РЖД. При этом известно, что общая смета программы железнодорожников составляет 274 миллиарда рублей, 227 из которых выделяются из госбюджета.

Мосты дороги или тоннели — что может быть дороже? Известно, что стоимость олимпийской дороги Адлер - Красная Поляна составляет 227 миллиарда рублей за 48 километров, то есть порядка 140 миллионов долларов за километр. Журнал «Эсквайр» давно подсчитал, что за эти деньги можно было намазать это пространство сантиметровым слоем черной икры.

Московские проекты — масштабнее. Одним из первых объектов, которые посетил новоназначенный мэр Москвы Сергей Собянин была развязка у метро Сокол. Её стоимость, по некоторым данным, уже превысила 60 миллиардов рублей - это половина всего космического бюджета России. Ключевой элемент развязки - тоннель между Ленинградским проспектом и Волоколамским шоссе. Его до сих пор каждую ночь закрывают на доделку. Космическая стоимость имеет объяснение, считает партнёр компании ФБК Игорь Николаев:

«Эти проекты сооружаются в обустроенных с точки зрения инфраструктуры, постройки здания в частях города. Поэтому, чтобы сделать что-то большое. Несмотря на то, что ключевое, это подземный тоннель все равно надо очень много сделать, чтобы всю эту инфраструктуру как-то развести, а потом должным образом упаковать. Поэтому то, что он дорогой — это не удивительно. Во сколько обойдется? Думаю, что цифра будет близка к заявленным».

Стоимость строительства самой значительной и технологически сложной стройки 20 века — 50-километрового тоннеля под проливом Ла-Манш составила 10 миллиардов фунтов. В нынешних ценах - порядка 20 миллиардов евро, то есть 200 миллионов за километр. И кстати речь идет не об одном, а о трех тоннелях - двух в каждом направлении и ещё одном — техническом. Тоннель рядом с Соколом обошелся за погонный метр в несколько раз дороже. Цена обусловлена вовсе не городской инфраструктурой, говорит сопредседатель Межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Александр Морозов:

«При прежнем руководстве города проекты проходили недостаточную оценку их эффективности. Проект принимался скорее политический. Например, приезжал мэр на стройплощадку, говорил: нет, здесь нельзя делать эстакаду, давайте здесь сделаем тоннель. А в следующий раз приезжает: нет, все-таки одним тоннелем здесь нельзя обойтись. Давайте сделаем еще и эстакаду. Проектирование шло не в проектном институте, а непосредственно на стройплощадке. И эстакада, кот. добавляют на Соколе для движения из центра в область на Волоколамское шоссе — это исключительно политически добавленная эстакада. Деньги из бюджета лились просто рекой, под любое пожелание мэра».

Для сравнения — строительство 4,5 километрового дублинского тоннеля в районе порта в 2007 году обошлась в 752 миллионов евро. При этом было немало критики, так как изначальная смета была значительно превышена, поскольку в ней не учли стоимость выкупа земли, проектных работ, страхования, юридических и аудиторских услуг.

Андрей Жвирблис, Business FM

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию