16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
20 июня 2011, 15:59

А. Фурсенко: Платного образования не будет

Лента новостей

В эксклюзивном интервью Business FM министр образования Андрей Фурсенко рассказал о контроле за ЕГЭ, призыве в армию аспирантов и других вопросах образования

Контроль за проведением Единого госэкзамена в российских школах в этом году усилился. Поэтому выявляется больше нарушений во время его проведения. Так министр образования Андрей Фурсенко прокомментировал последние скандалы с ЕГЭ в эксклюзивном интервью Business FM на Международном экономическом форуме в Петербурге. Министр также рассказал о новом образовательном стандарте и заверил, что в России не будет платного школьного образования.

Business FM: Постоянно какая-то порция критики, последний раз от президента, и вообще, ваша фамилия постоянно на слуху в последнее время.

Фурсенко: Но это неплохо, наверное? Главная причина - это то, что образование было и остается очень чувствительной сферой для всего общества.

Business FM: Образовательный стандарт – как здесь идут дела? Говорят, что уже со следующего года у нас будет платное образование.

Фурсенко: Мы живем в стране мифов. Еще раз, не может быть платного школьного образования в России. Нет, и быть не может. Это не может быть по Конституции, то есть по закону, это не может быть и по понятиям. Ни одна партия, ни один политик, ни при каких обстоятельствах никогда не пойдет на увеличение платности образования.

Business FM: Говорят, что какие–то предметы обязательные будут бесплатно, а дополнительные – платно. Не будет ничего такого?

Фурсенко: Отчасти это нервная реакция, как любые изменения в образовании, отчасти, я думаю, это некая осознанная дезинформация, которая начинается с одной простой вещи: мы считаем, что за деньги, которые выделяются на образование, должен быть жесткий спрос - спрос за результат, спрос за то, что делается. И в этом плане у нас есть дискуссия с людьми, которые считают, что образование должно финансироваться, как говорится, по смете. По смете даются деньги той или иной школе, а дальше школа должна обеспечивать уровень. Все то базовое образование, которое есть сегодня, в часах - это 36 часов в неделю, то образование, которое есть сегодня, я бы сказал, больше, чем есть сегодня, будет реализовываться за счет бюджета, и никаких уменьшений обязательств государства, в лице муниципалитетов, регионов, федерального центра - не будет, и быть не может. Но что меняется? Если раньше эти деньги давались школам, и вот вам три рубля, и ни в чем себе не отказывайте, и вы должны кого-то учить, то сегодня мы говорим: вы должны научить вот этих детей, вот этому, этому, этому и этому. Четко формулируется, как вы должны преподать эти предметы, в каких условиях вы должны ребят учить. Мы рассчитываем, сколько для этого требуется денег. Это, с одной стороны, означает, что появляется законодательная основа у школ - требовать увеличения финансирования, потому что прописано в стандартах условие, в которых учат детей.

Business FM: А критерии как...?

Фурсенко: Он должен знать, например, как нужно пользоваться компьютером, да? Но при этом там прописано, что для того, чтобы это знать, должен быть в школе компьютерный класс, потому что если его нет, то ребенка невозможно на доске обучить, как пользоваться компьютером. Ребенок должен знать, например, физику, он должен знать классическую механику. Должен быть физический класс, лаборатория, в которой можно на опытах показать, как это работает.

Business FM: А школа в состоянии?

Фурсенко: А это требование закона сегодня.

Business FM: Но они могут его выполнить? Они могут сказать - мы не можем, у нас нет денег.

Фурсенко: Значит, они должны требовать. Это не школа, это регион, который отвечает за это, соответственно, закон должен эти деньги представить, и норматив, который рассчитывается, он должен рассчитываться исходя из того, что эти условия стандарта, безусловно, должны быть выполнены. И когда мы сегодня в рамках проекта модернизации системы общего образования из федерального центра выделяем дополнительные деньги регионам, то в том числе и для того, чтобы эти условия были, безусловно, выполнены, чтобы не только речь шла о повышении зарплаты учителям, что тоже очень важно, но и чтобы были выполнены условия по созданию условий.

Business FM: Вы передаете деньги губернаторам, грубо говоря, в местные бюджеты, а они уже распределяют по школам?

Фурсенко: Это стандартная вещь, потому что у нас, хотя школы муниципальные учреждения, но поддержка учебного процесса поддерживается за счет региональных денег. Обратите внимание, у нас произошло резкое падение количества учеников. Да? А бюджет на образование вырос почти в три раза. Это означает, что регионы продолжают вкладывать деньги в развитие образования.

Business FM: Завершается компания по ЕГЭ, какие-то скандалы...как можете прокомментировать?

Фурсенко: Да, действительно, существует система подсказок через Интернет. Это проблема не ЕГЭ, это проблема списывания, то есть нечестного получения оценок, которое связно не с Интернетом, не с ЕГЭ, а с менталитетом. Если бы экзамен велся не в этой форме, а в другой, то точно так же можно было бы задать вопрос по Интернету, и точно так же можно было бы получить ответ. Единственное, что там все можно было бы проще, без Интернета. Просто учитель подошел к тебе и написал правильный ответ, а сейчас это невозможно, потому что сам учитель заранее не знает этого вопроса. Я не думаю, что количество нарушений по сравнению с прошлым годом увеличилось. Я думаю, что резко увеличилось количество скрытых нарушений. Мы перестали замалчивать эти нарушения, в первую очередь в Москве. Пока не будет, по крайней мере, в обществе понятия, что неприлично нарушать, неприлично списывать, это вопрос морали и правового нигилизма, потому что есть закон и порядок, по которому нельзя проносить в класс мобильные телефоны, это закон. Есть порядок, по которому в классе должны находиться общественные наблюдатели, и они должны следить за тем, чтобы все было честно. Мы не играем в воров и сыщиков, мы создаем условия, при которых у всех ребят одинаковые условия.

Business FM: Высшее образование. Сейчас был скандал с аспирантами, что их стали призывать в армию.

Фурсенко: Да, позиция министерства как была, так и осталась. Это то, что аспиранты имеют право на отсрочку. И я знаю, что позиция министра обороны, по крайней мере, в наших разговорах, всегда такая. Потребовалось его вмешательство, чтобы военкоматы не проявляли рвения излишнего. Было поручение президента, которое мы отработали вместе Анатолием Эдуардовичем Сердюковым по поводу того, чтобы каждый школьник, закончивший школу имел бы шанс, по крайней мере, один раз поступать в вуз, чтобы учебный год заканчивался 31 августа, а не после сдачи ЕГЭ. Что касается закрытия вузов, лишения аккредитации могут быть связаны только с одним - с качеством преподавания. Мы проверяем вузы, филиалы и ставим вопрос о том, чтобы те вузы и те филиалы, которые не дают знаний, чтобы они закрывались. При этом мы даем возможность всем студентам перевестись в те вузы, которые находятся по соседству, которые дают по тем же самым курсам. Мы закрываем довольно много филиалов, в которых в регионах учатся по 50-100 человек на все пять курсов, это не те места, где могут дать нормальное образование. Уже сотни закрыты. Две тысячи филиалов в стране - это не нормально, и более тысячи вузов.

Business FM: Сколько их должно остаться?

Фурсенко: Цифру эту осознанно не даю не потому, что я боюсь ее назвать, потому что я не знаю, какое количество вузов могут обеспечить хорошие знания.

Business FM: Есть проблема с олимпиадами.

Фурсенко: Мы проверяем олимпиады. Мы сейчас по просьбе Виктора Антоновича Садовничего вместе с ними принимаем участие в оценке результатов олимпиад. Это была просьба Союза ректоров. У нас есть определенные олимпиады, победители которых первую сессию сдают не важно. По результатам мониторинга, часть олимпиад в прошлом году была запрещена. Олимпиады — это другой способ проверки знаний. И когда мы говорим, что должна быть альтернатива, то должна быть альтернатива для людей, у которых мозги скроены немножко по-другому. Я знаю один из московских вузов, который очень жестко подходит к проверку, не все вузы так делают, Высшая школа экономики, мне показывали результаты тех, кто не сдал первую сессию. Там были представители нескольких регионов, в том числе южных, но не только южных, которые имели очень высокие баллы ЕГЭ и которые вылетели, и там были представители, которые были победителям не всех олимпиад, а некоторых олимпиад, в основном это ребята из Москвы, которые тоже вылетели. Я могу сказать, что в эти вузы ребята с сомнительными результатами ЕГЭ и сомнительными олимпиадами перестали приходить. Ситуация улучшается. Я могу сказать, что мы смотрим сейчас по тому, кого набирают в вузы Питера, Москвы. В Петербурге в прошлом году 60% ребят были иногородние, группа, которая мотивирована на результат.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию