16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.38 / ₽ 7969
  • RTS1125.88
14 марта 2009, 14:04 Макроэкономика

Рубини: «Рецессия продлится еще 3 года»

Лента новостей

Нуриэль Рубини, профессор экономики Stern School of Business Нью-Йоркского университета, полагает, что сейчас повышается риск L-образной рецессии, аналогичной японскому сценарию после обрушения пузыря на рынке недвижимости и на фондовом рынке

Нуриэль Рубини. Фото: Митя Алешковский/BFM.ru
Нуриэль Рубини. Фото: Митя Алешковский/BFM.ru

Нуриэль Рубини (Nuriel Roubini), профессор экономики Stern School of Business Нью-Йоркского университета, председатель совета директоров RGE Monitor, в интервью телеканалу CNBC рассказал, что сейчас повышается риск L-образной рецессии, аналогичной японскому сценарию после обрушения пузыря на рынке недвижимости и на фондовом рынке.

— Вы утверждали, что риск обвала финансовой системы снизился. Вы не могли бы прокомментировать эту точку зрения?

— В прошлом году после (банкротства) Lehman Brothers и ввиду кризиса финансовой системы «Большая Семерка» приняла решение гарантировать ликвидность и рекапитализировать банки, чтобы предотвратить полное падение финансовой системы. Этот риск снизился. Но большинство финансовых институтов США по сути неплатежеспособны. Поэтому вместо полного крушения я бы говорил о «смерти от тысячи порезов» и дальнейших серьезных финансовых потрясениях в течение всего года. Да, полного крушения удалось избежать, но это не значит, что ситуация улучшилась, во многих отношениях даже ухудшилась.

— Вы на сегодняшний момент уже можете говорить, какой характер носит эта рецессия? Для вас ситуация проясняется?

— В прошлом году общая точка зрения была такова, что это будет короткая и неглубокая V-образная рецессия, хотя я бы сказал, что это будет долгий — продолжительностью 24 месяца — U-образный процесс. Сейчас мы в середине этого пути, переживаем уже 15-й месяц рецессии, которая, на мой взгляд, началась в декабре (2007 года) и продлится весь текущий год. И даже в следующем году рост будет близок к нулю при уровне безработицы выше 10%. Технически большую часть 2010 года будет рецессия. Возможно, ее продолжительность составит 36 месяцев, а не 24. И даже при продолжительности 24 месяца это будет самый серьезный спад со времен Великой депрессии. Сейчас повышается риск L-образной рецессии, аналогичной японскому сценарию после обрушения пузыря на рынке недвижимости и на фондовом рынке — почти депрессии. И я оцениваю ее вероятность как одну треть.

— Вы говорили, что пакет мер в объеме 800 млрд долларов недостаточен, чтобы вывести финансовую систему из кризиса. Вы выступаете за увеличение этой суммы? Или Вы хотите сказать, что ничего не поможет исправить ситуацию? Уоррен Баффетт (Warren Buffett) говорил ранее, что не может быть бесплатного обеда, за все нужно платить. Вы опасаетесь по поводу инфляции в долгосрочном периоде?

— Дело в том, что из этих 800 млрд долларов только 200 млрд будут выделены в текущем году. Основная доля средств приходится не на начальный период. И из 200 млрд долларов половина (100 млрд долларов) — налоговые льготы. Это будет пустая трата денег. Потому что в прошлом году из 100 млрд долларов налоговых льгот три четверти ушло в сбережения, а не на расходы. Население было обеспокоено по поводу рабочих мест, многие стремились сократить свой ипотечный долг, долг по кредитным картам. Поэтому 200 млрд долларов в текущем году фактически можно считать за 125 млрд, если учесть фактор налоговых льгот и сбережений. Этого недостаточно. В долгосрочном периоде мы можем беспокоиться по поводу бюджетной дисциплины. Но это проблема завтрашнего дня. Сегодня нам необходимо бюджетное стимулирование, потому что все составляющие совокупного спроса резко сокращаются: потребление, жилищный сектор, капитальные расходы, экспорт, запасы. Единственная составляющая, которая растет — это государственные расходы. Поэтому нам необходимы большие объемы бюджетного стимулирования, сконцентрированные в начальном периоде.

— Вы говорили, что американская банковская система неплатежеспособна. Если это так, что мы должны сделать, чего пока не предприняли?

— На мой взгляд, наиболее благоприятным с точки зрения рынка решением, как ни парадоксально, будет временная национализация банковской системы, меры, аналогичные принятым в Швеции. В противном случае мы будем поддерживать зомби-банки, как в Японии, и это приведет к десятилетней депрессии. Поэтому даже проповедник свободного капитализма по принципу laissez-faire Алан Гринспен (Alan Greenspan) выступает за такой подход. Даже сторонники бюджетного консерватизма поддерживают временную национализацию. Я думаю, что это правильное решение. Временно взять банки под контроль, привести в порядок, разделить плохие и хорошие активы и в рамках продажи вернуть (банки) в частный сектор.

— Министр финансов Гайтнер (Timothy Geithner) говорит, что (у правительства) нет таких полномочий, чтобы пойти на подобные меры в отношении больших банков. Они не настолько «больны», насколько я понимаю смысл.

— Полномочия есть. Если вам не нравится это плохое слово национализация, говорите receivership — управление имуществом должника. Такой процесс предусмотрен в рамках компетенции FDIC (Федеральная корпорация страхования депозитов). Если банк недостаточно капитализирован, FDIC может пойти на такие меры. Это уже применяется еженедельно ко многим банкам, можно действовать аналогично с большими институтами. В этом заключается право взять банки под контроль. Можно не говорить о национализации, вы можете охарактеризовать это как управление имуществом. Неважно, как называть. Фактически мы уже национализировали американскую банковскую систему. Мы предусмотрели 9 трлн долларов в форме госгарантий, участия в капитале или вливания ликвидности. И мы уже потратили 2 трлн из этих 9 трлн долларов. И многие банки уже частично принадлежат государству: Citigroup, AIG и т.д. Все сводится к разнице между частичной и полной национализацией. Мы уже частично национализировали систему. Вопрос в том, должны ли мы ее временно национализировать полностью.

— В последнее время много говорится о том, что «хвост виляет собакой». Негативные настроения порождают еще более негативную динамику и настроения. Вы не боитесь, что отрицательные прогнозы, подобные вашим, могут усиливать в перспективе негатив?

— Нет, не думаю. Большинство комментаторов все еще настроены слишком оптимистично. И складывающееся мнение ошибочно в отношении того, насколько жесткой и продолжительной будет рецессия. Не думаю, что можно обвинять глашатая. Это глупо. Вспомните, что происходит в экономике. Плохие макроэкономические показатели, плохие финансовые результаты корпораций, плохие финансовые новости. Неудивительно, что фондовые рынки падают. Они могут упасть еще на 10-20%, прежде чем достигнут дна.

— В материалах на RGEmonitor вы выступаете за довольно агрессивную интервенцию со стороны правительства — правительство должно вмешаться и в принудительном порядке добиться снижения суммы долга по ипотечным обязательствам (haircut). Как это будет технически реализовано в условиях полномасштабной национализации? Как будет происходить разделение этих активов правительством и как в итоге они будут ликвидированы, учитывая ваше предложении о снижении стоимости долга?

— Есть несколько путей. Во-первых, активы ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac могут быть реструктурированы правительством с сокращением номинальной стоимости. Во-вторых, правительство может выкупить у банков с дисконтом токсичные активы и ипотеки и далее сократить их номинальную стоимость и таким образом снизить номинальную сумму для неплатежеспособных домохозяйств. И можно пересмотреть контракты. Разумеется, если пересматриваются контракты, то это доходит и до старших траншей CDO. Не только средний (mezzanine) и младший (equity) уровни будут вытеснены. Придется принять 20-30-процентное сокращение номинальной стоимости. Я думаю, что так лучше. Потому что если последует беспорядочная реорганизация этих активов — в основном отчуждение и ликвидация имущества неплатежеспособных должников (foreclosure), убытки для финансового института будут намного больше, чем если они согласятся на снижение номинальной стоимости. Потому что так вы избегаете издержек по ликвидации. Как применение на макроуровне Раздела 11 (кодекса о банкротстве) в отношении домовладельцев вместо Раздела 7 (ликвидация), когда миллионы людей теряют жилье. Тогда теряют заемщики, теряют кредиторы, теряет государство. Парадоксально, но сокращение стоимости лучше, чем альтернатива — отчуждение и ликвидация имущества неплатежеспособных должников.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию