16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.36 / ₽ 8243
  • RTS1163.50
16 марта 2009, 09:31 Компании

В забоях стало тише

Лента новостей

Кризис инициировал падение цен на уголь и сокращение его производства. Снижение рентабельности может привести к закрытию и консервации ряда мелких шахт и ускорить дальнейшую консолидацию в отрасли

Добыча угля. Фото: ugmk.com
Добыча угля. Фото: ugmk.com

Кризис инициировал падение цен на уголь и сокращение его производства. Снижение рентабельности может привести к закрытию и консервации ряда мелких шахт и ускорить дальнейшую консолидацию в отрасли, драйвером которой станут металлурги. Впрочем, в более отдаленной перспективе угольная генерация может рассчитывать на усиление конкурентных позиций по сравнению с газом и другими энергетическими ресурсами.

В целом за 2008 год, за счет роста в первых трех кварталах, в России было добыто 326 млн тонн угля, что составило 103,9% к прошлому году.

Как отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, кризис сильно отразился на производстве угля, но это нашло отражение лишь в четвертом квартале. На протяжении последних двух месяцев прошлого года наблюдалось сокращение добычи угля: в ноябре — на 4,8%, в декабре — на 10,2%. По словам аналитика, сокращение добычи угля в этот период было обусловлено снижением внутреннего и внешнего спроса в связи со спадом производства в ряде секторов экономики страны, теплыми погодными условиями, а также влиянием начавшегося мирового финансово-экономического кризиса.

Справка: В структуре ВВП угольная отрасль занимает примерно 2–2,5%, а число занятых в отрасли составляет около 200 тысяч человек. Крупнейшие игроки: СУЭК, «Кузбасразрезуголь», «Мечел», «Северсталь-Ресурс», «Распадская угольная компания», «Русский уголь», «Сибуглемет» и другие. Основным игроком в секторе добычи энергетических марок углей в РФ является СУЭК, в секторе добычи коксующихся углей — «Мечел» и «Распадская». Сейчас доля угля в энергетическом балансе страны составляет порядка 20% и к 2015 году она должна быть доведена до 35%.

Тем не менее, инерция предшествующего сравнительного периода пока не успела привести к фатальному падению производства на шахтах. Дело в том, что значительная часть российского угля и 90% угля, идущего на экспорт, добывается в Кузбассе. Поэтому практически весь 2008 год РЖД не успевала перевозить все добытые в регионе объемы, и только в ноябре-декабре, когда из-за спада в металлургии началось падение сегмента металлургических углей, высвободились дополнительные полувагоны РЖД. К тому времени уже началось падение цен на уголь, но освободившиеся мощности перевозчиков позволили компаниям вывезти со своих забитых углем складов накопившиеся запасы — в течение декабря-января они активно перевозили ранее добытый уголь.

Однако, как полагают аналитики Standard Chartered Plc, в ближайшие месяцы цены на уголь могут снизиться еще больше, поскольку темпы сокращения производства не поспевают за ослаблением спроса. Экспортные цены на крупнейшем мировом угольном терминале Ричардс-Бей в ЮАР дошли на прошлой неделе до самого низкого уровня с июля 2007 года. А стоимость угля, отгружаемого из австралийского порта Ньюкасл, которая является базовой для АТР, уменьшилась до минимума с июля 2008 года, по данным индекса globalCOAL NEWC.

«Спрос ухудшается более быстрыми темпами, чем снижается предложение, хотя сокращение производства на некоторых рудниках поможет сгладить эту тенденцию, — отмечает аналитик Standard Chartered в Шанхае Джуди Чжу. — Повышающаяся доступность экспортного угля в краткосрочном периоде также будет способствовать снижению цен». Он также утверждает, что закупок Китая, крупнейшего мирового производителя и потребителя угля, недостаточно для компенсации слабого спроса в других регионах.

По действующим договорам уголь продается по 125 долларов за тонну, и новые годовые контракты на поставки угля в АТР будут заключаться с 1 апреля. Согласно прогнозу Bank of America-Merrill Lynch, базовая стоимость угля для электростанций составит в среднем 70 долларов за тонну в текущем году. Это на 13% меньше, чем цифры предыдущего прогноза, но более быстрое сокращение экономической активности в Китае может заставить аналитиков еще раз понизить планку цены угля.

Сокращение потребления угля поставило под удар и доходы перевозчиков. Как сообщил ранее президент РЖД Владимир Якунин, компания в феврале 2009 года сократила объем погрузки в среднесуточном исчислении по всем грузам на 24,2% в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года. Спад произошел в том числе и за счет уменьшения перевозок угля, причем эту негативную тенденцию не удалось переломить за счет увеличения транспортировки других грузов (погрузки зерна на 65,8%, продуктов перемола — на 6,2% и жмыхов — на 12,8%).

Правда, вывоз угля по старым контрактам еще по итогам двух месяцев 2009 года способствовал увеличению грузооборота некоторых портов. Например, грузооборот порта Выборг вырос на 26,5%, причем этот рост был достигнут благодаря увеличению перевалки угля — в 3,9 раза по сравнению с показателем января-февраля 2008 года.

Но в среднесрочной перспективе, пожалуй, единственные, кто выиграет от продолжающегося снижения цен на уголь, это энергетики. Как сообщилось ранее в пресс-релизе ОАО «ОГК-6», в состав которой входят Киришская ГРЭС, Череповецкая ГРЭС, Красноярская ГРЭС-2, Новочеркасская ГРЭС, Рязанская ГРЭС и ГРЭС-24, общей установленной мощностью 9,052 тысячи МВт, в 2008 году компания продемонстрировала хорошие производственные результаты с ростом выработки на 14%. Однако рост цен на топливо, в частности на уголь, значительно превысил темпы, предусмотренные в тарифах на электроэнергию. Например, по некоторым поставщикам топлива реальное увеличение цены угля составило 28,5% при том, что тариф учитывал рост лишь на 2,4%. В итоге экономический эффект от роста выработки был практически полностью девальвирован.

Теперь же снижение цен на уголь должно помочь компании и привести к дальнейшему росту этого вида топлива в ее энергобалансе. Как заявил BFM.ru руководитель целевых коммуникаций ОГК-6 Дмитрий Филатов, в 2008 году доля угля в генерации компании составила почти 48% против 44% в 2007 году. Одновременно за этот период произошло существенное снижение доли газа — с 55,2% до 51,5%.

«Для нас уголь очень важен, и в среднем его доля в топливном балансе компании может составлять 56%, при том, что в среднем по тепловой генерации она составляет 25%, — сказал Дмитрий Филатов. — У нас есть планы развития угольной генерации и, в частности, планы строительства двух энергоблоков».

ОГК-6 использует 14 млн тонн угля, являясь одним из крупнейших его потребителей в стране. По словам Дмитрия Филатова, вследствие роста цен на уголь, прошедший год был тяжелым для компании, так как повышение тарифа не вполне учитывало рост стоимости сырья. Однако в связи со спадом в экономике теперь электростанции компании снизили выработку энергии и сократили потребление угля.

«В данном случае ситуация является для нас благоприятной, так как в этом году нельзя говорить о несоответствии между ростом стоимости угольного топлива и недостаточным ростом тарифа за выработанную электроэнергию, — отметил Дмитрий Филатов. — Цена угля сейчас для нас экономически оправдана и если бы не было кризиса, то цены на уголь росли, и нам бы пришлось просить правительство учитывать этот факт при увеличении тарифа. Но снижение стоимости угля за прошедшие 6-7 месяцев позволило нам заключить более выгодные контракты на его поставку на этот год»

Падение спроса на уголь и экономический спад привел к тому, что ряд российских электростанций предпочли закупать не российский уголь, а более качественный и дешевый уголь с шахт Казахстана. Как рассказал Дмитрий Филатов, в данном случае речь идет только о ситуации в компании ОГК-3. «У нас такого не было. Дело в том, что, например, наша Новочеркасская ГРЭС технологически рассчитана на сжигание местного ростовского, а также кузбасского угля, который приходится возить через всю страну, что достаточно дорого. Мы не исключали возможности перехода на закупки на Украине, где есть сходное по параметрам сырье, но в данном случае наши российские местные поставщики пошли нам навстречу. Из-за снижения выработки энергии на наших складах скопилось достаточное количество угля, и мы могли подождать дальнейшего снижения цен и пока не заключать новые контракты. Но угольщики не могут себе этого позволить, так как тогда им придется закрывать шахты. Поэтому в данной ситуации сработал рынок», — заключил Дмитрий Филатов.

Действительно, в сложившейся ситуации «крайними» оказались угольщики. И как предупредил недавно коммерческий директор СУЭКа Игорь Грибановский, падение объемов добычи и транспортировки сырья фактически привело отрасль на грань стагнации. По его мнению, сейчас реальную картину в отрасли оценить довольно сложно, но в марте тенденция спада в поставках экспортного угля получит дальнейшее развитие. И это при том, что себестоимость добычи, доставки, перевалки, фрахта уже достаточно велика и превышает уровень максимальных продажных цен на рынке.

Впрочем, как считает Дмитрий Баранов, пока о закрытии шахт речь не идет, сокращаются лишь объемы добычи угля. «Пока речь не идет о масштабном закрытии угольных компаний в России в отличие от соседней Украины, — согласен с ним старший аналитик по электроэнергетике и металлургии ИФК «Алемар» Виталий Домнич. — На данный момент существует лишь угроза закрытия ряда мелких шахт на Урале, в частности, принадлежащих Челябинской угольной компании».

«Конечно, повышение тарифов — вынужденная мера, хотя и лоббистские возможности РЖД сыграли свою роль. В настоящий момент государство рассматривает различные варианты действий, чтобы стимулировать перевозки угля. В долгосрочной перспективе угольная генерация конкурентоспособна и выгодна. Возможности повышения производительности труда в отрасли, безусловно, существуют», — добавляет Дмитрий Баранов, уточняя, что структурная перестройка в отрасли закончилась, а сложившаяся среда является конкурентной.

Напротив, Виталий Домнич полагает, что перестройка в отрасли не завершена. Более того, финансовый кризис может способствовать ускорению этих процессов. При этом консолидации стоит ожидать не столько между производителями угля, сколько среди металлургических компаний, контролирующих добычу коксующегося угля. При этом если отечественные компании будут проявлять пассивность в данном процессе, не исключено усиление интеграции между российскими и зарубежными производителями. Российские металлургические компании (за исключением ММК) практически полностью обеспечены собственным углем, чего не скажешь о зарубежных представителях отрасли, которые заинтересованы в снижении зависимости от сторонних поставщиков.

Впрочем, Виталий Домнич также считает, что добыча угля останется выгодной и в целом угольная генерация вполне конкурентоспособна в отношении других энергетических источников. Перспективы повышения конкурентоспособности угольной генерации в основном связывают с ростом цен на альтернативные виды топлива, в частности, природный газ. Аналитик напомнил, что в соответствии с решением правительства РФ, к 2012 году цены на газ должны быть повышены до уровня равнодоходности его поставок на внутренний и внешний рынки.

«Ряд генерирующих компаний уже начал искать варианты снижения топливных затрат, в том числе за счет перевода станций на более дешевые виды топлива, к примеру, уголь», — заключил Виталий Домнич.

Справка. В 2006 году добыча угля в энергобалансе была равна 12,2%. В структуре потребления энергоресурсов доля угля достигала 14,1%.
По информации ЦДУ ТЭК Минэнерго России, на внутренний рынок в 2008 году поставлено 205,2 млн тонн российского угля (рост на 7,7% к 2007 году), в том числе на электростанции — 104,9 млн тонн (рост на 15,8%), на нужды коксования — 40,6 млн тонн (снижение на 4,2%), для обеспечения населения, коммунально-бытовых нужд и агропромышленного комплекса — 26,0 млн тонн (практически не изменилось по сравнению с 2007 годом).
Цены российских производителей угля в декабре 2008 года снизились на 14,1% к предыдущему месяцу и выросли на 36,0% к декабрю 2007 года, в том числе по энергетическому углю в декабре цены снизились на 1,1% в месячном исчислении и выросли на 33,3% в годовом исчислении.
Экспортные поставки угля в 2008 году, по информации Росстата, составили 97,5 млн тонн, снизившись на 0,6% по отношению к показателю 2007 года. Импорт угля в 2008 году увеличился до 30,9 млн тон, что на 31,9% больше показателя предыдущего года.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию