16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.20 / ₽ 8148
  • RTS1173.68
25 июля 2011, 14:40 Право

Очередного заключенного проверяют на выживаемость в СИЗО

Лента новостей

Нотариус Владимир Орлов находится под стражей по обвинению в организации убийства. При этом он серьезно болен, перенес две операции, лишился зрения, потерял подвижность. Врачи выдают справки то запрещающие, то разрешающие содержать его в СИЗО

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Апелляционная инстанция Мосгорсуда оставила в силе решение своих коллег о нахождении в СИЗО нотариуса Владимира Орлова. Его защите не удалось убедить суд, в том, что следователь манипулирует медицинскими документами, а жизни заключенного «Матросской тишины» угрожает реальная опасность.

Теперь адвокатам остается лишь ждать ответа из прокуратуры, которая проверяет законность действий следователя подмосковного СК Леонида Михайлова.

Владимиру Орлову предъявлено очень серьезное обвинение — ему вменяется организация убийства президента Московской областной нотариальной палаты Владимира Челышева и его заместителя Олега Петринского.

57-летний Челышев и 44-летний Петринский были убиты 3 июля 2008 года. Киллер расстрелял их в подъезде дома на улице Баранова в Солнечногорске, где проживал глава Московской областной нотариальной палаты. Петринский скончался на месте, Челышев — в машине «скорой помощи».

Следственное управление СКР по Московской области пришло к выводу, что организатором расправы являлся Владимир Орлов — в последние годы у него обострился конфликт с Владимиром Челышевым. Тот освободил от должностей нескольких нотариусов, которые были назначены с подачи Орлова и работали на него в правовом бюро «Корона»», утверждает следствие. Сыщики полагают, что Орлов был тесно связан с криминальными структурами, их и привлек к устранению Челышева.

В 2009 году задержали Владимира Садовникова, предполагаемого киллера, а также еще троих подозреваемых: Эдуарда Белобородова, Андрея Зотова и Сергея Сараева. Все они имели судимости. Позже Сараев заключил досудебное соглашение со следствием и его дело выделили в отдельное производство.

Что же касается 55-летнего Орлова, то он довольно долго находился в статусе свидетеля, причем допросить его и предъявить обвинение следователи не смогли как раз из-за проблем со здоровьем. У Орлова уже тогда имелся целый «букет» заболеваний, наиболее тяжелыми из которых являются сахарный диабет и гипертония. Он пытался пройти лечение в израильской клинике, но там его отказались принять. К тому времени он уже начал слепнуть.

Тем не менее, Орлова задержали 31 мая 2010 года в аэропорту «Шереметьево-2», когда он пытался вылететь на лечение в Испанию. На следующий день суд выдал санкцию на его арест. Впоследствии СК Московской области предъявил Орлову обвинение по ряду тяжких статей: помимо убийства (статья 105 УК), его обвинили в организации банды (часть 1-я статьи 209 УК), в похищении человека и вымогательстве, незаконном обороте наркотиков и оружия (статьи 126, 163, 228 и 222 УК).

Врачи запутались в заключениях

В заключении заболевания, которыми страдал Орлов, стали прогрессировать. Администрация Зеленоградского СИЗО почти сразу поставила следствие в известность, что не может оказать задержанному требующуюся медицинскую помощь в связи с тяжестью его состояния. Орлова перевели в «Матросскую тишину», где имеется больничное отделение. Здесь медики по результатам обследования зафиксировали целый список серьезных заболеваний: гипертоническую болезнь III стадии, сахарный диабет II типа с множественными осложнениями, «водянку» головного мозга, ишемическую болезнь сердца, острое нарушение кровообращения и т. д. «Оказавшись в СИЗО, Орлов полностью ослеп на один глаз, и с февраля 2011 года практически перестал ходить. Сейчас он даже не может держать ручку и больше часа сидеть в инвалидном кресле», — рассказал BFM.ru адвокат обвиняемого Владимир Кошелев.

По его словам, поступившее в «Матросскую тишину» 5 мая заключение врачей ГКБ № 20, которые проводили обследование, гласило, что с имеющимися заболеваниями Орлов не может содержаться под стражей. Копия этого заключения была направлена адвокату, который вскоре отправился к следователю Леониду Михайлову, чтобы выяснить, почему его подзащитный до сих пор в СИЗО.

Однако у представителя правоохранительных органов на руках оказалось еще одно заключение врачебной комиссии, датированное тем же числом, но с иным выводом — у Орлова нет заболеваний, препятствующих содержанию под стражей. «Следователь рассказал, что получил его из ГКБ № 20 самостоятельно, используя полномочия сотрудника следственного комитета», — рассказал Кошелев. По его мнению, это являлось прямым нарушением закона.

29 мая Мосгорсуд продлил Владимиру Орлову срок содержания под стражей до 25 августа, когда все обвиняемые по этому делу должны закончить знакомиться с материалами дела. Доводы защиты о том, что на врачей давили, на судей действия не возымели, тем более, что медики в письменном объяснении указали, что допустили «техническую ошибку».

В это можно было бы поверить, если бы вскоре ситуация не повторилась. 2 июня врачи 47-й урологической больницы Москвы, проводившие освидетельствование по вновь выявленным заболеваниям Орлова, прислали следователю и в СИЗО заключение о том, что имеющиеся у обвиняемого урологические заболевания не позволяют ему оставаться за решеткой. (К тому времени нотариус уже перенес две полостные операции.)

Однако уже 3 июня врачи выслали новое заключение о необходимости дополнительного обследования, с вписанной от руки пометкой о недействительности первоначального. В итоге, 17 июня из ГКУБ № 47 поступил новый документ, гласивший, что у Орлова отсутствуют заболевания, препятствующие его содержанию под стражей.

Лежачий заключенный

Адвокат обжаловал решение Мосгорсуда в апелляции. Выступая в суде, он отметил, что его клиент страдает болезнями, которые включены в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей. (Список был утвержден 14 января этого года правительством России.) Адвокат просил изменить его подзащитному меру пресечения на любую другую, не связанную с лишением свободы. Он заверил судей, что лежачий пациент, который не в состоянии себя обслуживать, не только не имеет намерения, но и возможности скрыться или оказать давление на участников дела, расследование которого уже завершено.

Орлов участвовал в заседании при помощи телеконференцсвязи, установленной между «Матросской тишиной» и Мосгорсудом. Привезенный на каталке обвиняемый просил судей «отпустить его умереть дома». Однако суд предпочел поверить представителям правоохранительных органов, которые говорили о том, что никакой угрозы жизни обвиняемого не существует.

Защитники Владимира Орлова намерены обжаловать принятое решение в порядке надзора. Они также ждут ответа из Генпрокуратуры, Следственного комитета России и прокуратуры Москвы, куда они больше месяца назад направили заявление о возбуждении против следователя уголовного дела. В его действиях адвокаты усматривают злоупотребление полномочиями. Однако на то, что следователя привлекут к ответу, они особенно не рассчитывают. «Адвокаты юриста инвестфонда Hermitage Capital Сергея Магнитского и президента компании «КитЭлитНедвижимость» Веры Трифоновой тоже не раз обращали внимание на незаконность действий правоохранительных органов, однако их никто не слушал. В результате, обвиняемые умерли в СИЗО, хотя их вина не была доказана», — сказал Владимир Кошелев.

Отметим, несмотря на заявления защитников о прямой вине следователей, те по-прежнему в стороне. В случае же с Сереем Магнитским вину и вовсе переложили на врача и заместителя начальника СИЗО.

Обманутые правозащитники

Правозащитники обращают внимание на то, что судьба человека не должна зависеть от тяжести предъявленного ему обвинения и люди не должны умирать в СИЗО, не дождавшись приговора суда. «Тюремная медицина в России не является независимой и подвергается жесточайшему давлению со стороны следствия. Она должна быть выведена из ведения тюремной системы и передана Минздраву, но тот не хочет ее брать под свою юрисдикцию», — сказал BFM.ru глава Московской общественной наблюдательной комиссии по соблюдению прав человека в местах принудительного содержания, член Экспертного совета при уполномоченном по правам человека в России Валерий Борщев.

Он сообщил, что правозащитники в курсе ситуации с Владимиром Орловым. «Примерно два месяца назад мы были в «Матросской тишине» и встречались с тамошней администрацией. Нас успокоили, что его скоро отпустят, так как Орлов по состоянию здоровья попадает в список, утвержденный правительством России. Мы были уверены, что его освободят и спокойные ушли», — рассказал Борщев. Он добавил, что хорошо знаком с диагнозами Орлова, которые являются смертельными. Решению же судей правозащитник не удивлен. «Они часто действуют с обвинительным уклоном и идут на поводу у следствия», — констатировал он.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию