16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.58 / ₽ 7988
  • RTS1128.26
19 августа 2011, 12:11 РынкиФинансыЦББанки, вклады и кредиты

Волну продаж по миру вызвал «черный лебедь»

Лента новостей

Мировой рынок акций падает третий день подряд. Для фундаментального улучшения ситуации нужны радикальные меры. Какие? Об этом в интервью BFM.ru рассказал генеральный директор ИК «Атон» Андрей Шеметов

Гендиректор «Атона» Андрей Шеметов считает, что есть некий фактор, который никто не учитывает — «черный лебедь». Фото: ИТАР-ТАСС
Гендиректор «Атона» Андрей Шеметов считает, что есть некий фактор, который никто не учитывает — «черный лебедь». Фото: ИТАР-ТАСС

Мировой рынок акций по-прежнему находится в свободном падении. По итогам вчерашних торгов американские индексы рухнули на 3,6-5,2%. Снижение в пределах 6% демонстрируют и индикаторы азиатских бирж. Падением на 1-2% открыли торги в пятницу и российские индексы РТС и ММВБ. На сырьевом рынке продолжает дешеветь нефть, а золото обновляет исторические максимумы, перешагнув рубеж в 1850 долларов за унцию. О том, как долго в экономике продлится кризисная ситуация и какие меры нужны для её нормализации, в интервью BFM.ru рассказал генеральный директор ИК «Атон» Андрей Шеметов.

— Несколько дней подряд мировые фондовые рынки находились в свободном падении. На ваш взгляд, это начало второй волны кризиса или временная коррекция?

— Корректнее говорить, что это «новая волна кризиса». Наши аналитики считают, что до уровня падения 2008 года рынок не дойдет.

Очевидно, что турбулентность рынков сейчас крайне высокая, и волатильность в ближайшее время снижаться не будет. Фундаментальные проблемы экономики не решены, это может продолжаться и дальше. Более того, не исключен вариант дальнейшего продолжения падения.

Практически все текущие проблемы в экономике ни для кого новостью не являются. Тот же долг США вырос не случайно, этот факт был давно всем известен. Маловероятно, что снижение рейтинга США агентством S&P могло вызвать такую волну продаж по всему миру. Получается, что есть некий фактор, который никто не учитывает — «черный лебедь». Как только он проявится, то все встанет на свои места. Но пока он не известен, и логично, что инвесторам надо быть настороже и находиться в деньгах.

— Многие участники рынка надеются, что в ближайшее время будет мощный отскок.

— Рост может последовать в любой момент. Но фундаментальным он будет, только если будут решены базовые проблемы. Важно, чтобы текущие убытки были зафиксированы, а системные проблемы не тянулись до бесконечности, как в Японии в течение 20 лет. При необходимости, ряду игроков следует объявить дефолты. Только после этого рост фондового рынка будет основан именно на фундаментальных факторах.

— Вы ожидаете дефолта каких-то стран Европы?

— Вероятно, они будут. В текущей ситуации необходимы радикальные меры: реальные дефолты, изменение бюджета, пересмотр социальной политики, снижение влияния политических аспектов на экономику. Ряду стран нужно признавать собственные ошибки, лечить их, исправлять и не затягивать на 20 лет, чтобы опять до бесконечности каждые 3-4 года к этому возвращаться.

— Однако принятые ЕЦБ и ФРС США в разгар кризиса 2008 года меры себя оправдали, и два года рынки демонстрировали рост.

— Главным инструментом для обоих регуляторов было наполнение рынков ликвидностью, что действительно оправдало себя на протяжении последних двух лет. Но при этом никто не занимался сокращением бюджетов, решением социальных проблем, снижением выплат, гарантий. Все продолжали себя вести соответствующим образом — печатали побольше и побыстрее. Все это имеет определенный предел, и до бесконечности так продолжаться не может.

— Предел уже настал?

— Мы это увидим в ближайшее время.

— Волатильность рынков можно списать на избыток денежной массы?

— Не очевидно, что эмиссия денег напрямую повлияла на волатильность на рынках. Денег у клиентов и фондов и до кризиса, и во время кризиса было достаточно. И сейчас очень многие из них находятся в деньгах. Дело в настроении инвесторов, среди которых доминируют нервозность и ожидание. Понятно, что деньги надо куда-то вкладывать, но половина управляющих не понимают, куда инвестировать и где тот спасительный оазис.

— Можно сказать, что денег слишком много?

— Вопрос в том, что происходит с ценами на реальные товары. Если будет бесконечное печатание денег, то стоимость реальных товаров будет расти. В то же время девальвация любой валюты не может идти до бесконечности, и инфляция будет постепенно ускоряться.

— Регуляторам пока удавалось избегать инфляции.

— Проблема не в том, чтобы ее избежать, а в том, что сейчас нет альтернативы, куда вкладывать. Нет резервной валюты. Я согласен, что золото в слитках может быть реальной защитой, но в цене на золоте существует элемент спекуляций. Хотя в целом его стоимость отражает текущее состояние.

— Допускаете рост цен на золото до 2000 долларов за унцию?

—По большому счету, все внешние факторы— преддефолтное состояние ряда стран Европы, США, признаки замедления роста — говорят о том, что фундаментально этот рост направленный.

— Какая из трех проблем мировой экономики — долги США, долги Европы и снижение активности в Китае — наиболее опасна?

— Очевидно, что все три. Любой из этих факторов, если он случится, будет очень серьезно влиять на макроэкономическую ситуацию и выход из кризиса. На питерской конференции, когда было голосование финансистов, на вопрос: «Сколько дефолтов мы ждем в течение ближайших двух лет?», самым популярным ответом было: «Четыре». Если ведущие экономисты так думают, это говорит о том, что период крайне непростой. Непосредственно для России, гораздо более существенная проблема — замедление роста Китая [на Китай приходится около трети оборота всей внешней торговли РФ — BFM.ru ]

— Российский рынок можно сейчас назвать привлекательным?

— Наш рынок всегда рос быстрее всех и падал быстрее всех. У нас есть некий мультипликатор движения рынка. Поэтому для активных спекулянтов большая волатильность — это время возможностей. Но таких инвесторов не очень много на нашем рынке. На мой взгляд, лучше воздержаться на месяц от попыток где-то активно инвестировать средства.

— Когда восстановление начнется, в лидерах роста будут компании, чей бизнес связан с фазой макроэкономического цикла?

— Ничего нового не будет. Есть ряд сегментов, которые потенциально смотрятся несколько более оптимистично: те же финансы и сырьевой сектор, причем не только нефтяной, но и металлургический, газовый и др.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию