Была ли Шанель нацистским агентом
Лента новостей
Репутация Коко Шанель вновь в центре внимания — на этот раз из-за утверждений, что она была агентом нацистской Германии во Франции
Для миллионов людей планеты имя Шанель связывается со стилем, богатством, сдержанной элегантностью от высокой моды, доступной для единиц, до каждодневной одежды, ценимой массами.
Ее достижения неоспоримы. Платья от Шанель моментально узнаваемы, их носят модницы всех сословий: от герцогини Виндзорской до Карлы Бруни-Саркози.
В момент убийства президента США Джона Кеннеди в Далласе в 1963 году сидевшая рядом с ним в автомобиле супруга Жаклин была в розовом костюме от Шанель.
Но в истории Габриэль «Коко» Шанель есть и другая сторона, и касается она ее деятельности в оккупированной Франции во время Второй мировой войны. Подобно многим знаменитостям того времени, включая исполнителей Эдит Пиаф и Мориса Шевалье, писателя Жана Кокто и будущего французского президента Франсуа Миттерана, Шанель после оккупации Франции немецкими войсками в 1940 году осталась на родине.
А с окончанием войны стали распространяться слухи об истинной природе ее связей с нацистами.
Сегодня, говорит Хал Воган, автор новой книги «В постели с врагом» (Sleeping with the Enemy), выясняется, что Шанель действительно работала во время войны с Германской военной разведкой.
По его словам, агентурная работа «была нормой» в Париже во время оккупации. «Шанель была непревзойденной приспособленкой. Нацисты были у власти, а Шанель тянулась к тем, у кого была власть. Это история ее жизни», — говорит Воган.
«Шанель не верила ни во что, кроме моды. Шанель верила в красивые платья, она верила в свое дело, и была абсолютно права; ее совершенно не интересовали Гитлер, политика или нацизм», — добавляет автор.
Окруженная роскошью парижского отеля Ritz, в котором в то время мало кто мог жить, кроме немцев, Шанель, закрывшая свои магазины во Франции в начале войны, находилась в постоянном контакте с нацистским оккупационным режимом.
Новые обвинения основаны на ее романе с видным 44-летним немецким офицером, бароном Гансом Гюнтером фон Динклаге, которого, по словам Вогана, «каждый биограф описывал как плейбоя, увлекавшегося теннисом и женщинами».
«Это неправда. Барон Динклаге был профессиональным сотрудником абвера (германской военной разведки), который работал во Франции с конца 1920-х годов, - говорит Воган. – Он манипулировал Шанель, а Шанель манипулировала им». Именно Динклаге организовал проживание 57-летней Шанель в роскошном отеле, он посредничал в ее отношениях с оккупационными властями.
Взамен, говорит Воган, абвер завербовал Шанель в качестве «агента F-7124» под кодовым именем «Вестминстер», поскольку ее второй любовник был герцог.
Напористая Шанель добилась освобождения из лагеря военнопленных в Германии своего племянника Андре Паласса.
Кроме того абвер соблазнил ее перспективой контроля над очень прибыльным парфюмерным бизнесом Шанель, лицензию на владение которым она дала евреям, братьям Вертхаймер, в 1924 году.
И действительно, она подала заявку на владение компанией в соответствии с нацистским законом «о возврате арийской собственности», не зная о том, что Вертхаймеры, к тому времени уже находившиеся в безопасности в США, передали контроль над фирмой христианину.
Неоднозначные мотивы
Писательница Жюстин Пикарди, автор биографической книги «Коко Шанель: легенда и жизнь», опубликованной в прошлом году, соглашается с тем, что труд Вогана открывает новые детали военного периода жизни Шанель, но вместе с тем она считает, что мотивы Шанель были «более тонкими и неоднозначными».
«Все, что она делала, было парадоксальным. Она была такая противоречивая. Она отпускала порой антисемитские ремарки, тогда как одни из ее наиболее важных клиентов были евреями (Ротшильды). Евреем был и ее партнер по бизнесу, который оставался верным ей и после окончания войны».
Но что же конкретно входило в обязанности Шанель как агента? После того, как ей пообещали, что из лагеря военнопленных в Германии будет освобожден ее племянник, в августе 1941 года с особого разрешения немецкого руководства она отправилась в Мадрид, для сбора разведывательной информации.
Однако, насколько удалось выяснить Вогану, во время этого визита Шанель удалось лишь обменяться ничего не значащими фразами с британским дипломатом, который позже отмечал: «Немцы не понимают французов и оттого ненавидят их до такой степени, что мадемуазель Шанель жутко боится того, чем это может закончится».
Воган решительно убежден, что Шанель никогда не была шпионом. «Шпионы фотографируют, собирают документы. Шанель никогда этим не занималась», — говорит писатель.
«Она всего лишь помогала. У нее было много связей в Испании, она вращалась во влиятельных кругах в Англии и помогала нацистам», — добавляет он. Когда война завершилась, Шанель бежала в Швейцарию, но ей удалось избежать суда за коллаборационизм. Воган считает, что за нее замолвил слово Черчилль, другие не отрицают помощи со стороны британской королевской семьи.
Когда Шанель вернулась в Париж в 1954 году, ее бизнес стал финансировать не кто иной, как Пьер Вертхаймер, один из тех людей, у которых она пыталась отобрать собственность во время войны.
Коко Шанель умерла в январе 1971 года в возрасте 87 лет в Париже в отеле Ритц, где проживала во время войны.
Войны и конфликты всегда заставляют бороться за выживание. Коко Шанель, которая из воспитанницы приюта стала обладательницей несметных богатств, была истинным борцом.