16+
Пятница, 10 мая 2024
  • BRENT $ 84.27 / ₽ 7767
  • RTS1175.88
29 августа 2011, 19:49 Право

За подрыв «Невского экспресса» ответят Картоевы

Лента новостей

Прошло предварительное слушание по делу о подрыве в ноябре 2009 года скоростного поезда. Обвинение предъявлено десяти жителям Ингушетии. Рассмотрение дела по существу назначено на 12 сентября

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

В Тверском областном суде сегодня, 29 августа, прошло предварительное слушание по громкому делу о подрыве в ноябре 2009 года скорого поезда «Невский экспресс», следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург. Обвинение в совершении этого преступления предъявлено десяти жителям Ингушетии. В понедельник суд отклонил ходатайство защиты о возращении дела прокурору, а также оставил всех подсудимых под стражей. Рассмотрение дела по существу назначено на 12 сентября.

Подрыв скоростного поезда «Невский экспресс» № 166, следовавшего по маршруту Москва–Санкт-Петербург, произошел примерно в 21:30 мск 27 ноября 2009 года неподалеку от деревни Лыкошино на границе Тверской и Новгородской областей. В момент крушения скорость поезда составляла 190 километров в час. В результате взрыва с рельсов сошли четыре последних вагона поезда. Погибли 28 человек, 132 были ранены.

Вскоре после случившегося ОАО «РЖД» оценило причиненный компании ущерб в более чем 236 млн рублей. Следствие определило его в несколько меньшую сумму — 187 млн рублей.

Десять подозреваемых в совершении теракта были задержаны 2 и 3 марта при проведении спецоперации в поселке Энкажево на территории Ингушетии, в ходе которой был уничтожен главный идеолог боевиков Александр Тихомиров, известный как Саид Бурятский.

4 марта Басманный суд Москвы санкционировал арест девяти фигурантов по фамилии Картоевы, входящих в ингушский тейп Кхоартой, а также их земляка Зелимхана Аушева.

По окончании расследования дело направили в Тверской областной суд по месту совершения преступления.

Наибольший объем обвинения следствие вменяет Зелимхану Аушеву, а также Беслану, Мураду и Татархану Картоевым. Им инкриминируется «организация незаконного вооруженного формирования (НВФ) и участие в нем», «бандитизм», «совершение теракта», «убийство», «покушение на убийство», «незаконный оборот оружия» и «незаконное изготовление оружия» (статьи 208, 209, 205, 105, 222 и 223 УК РФ)

Еще шестерым подсудимых: Беслану, Магомеду, Тархану, Тимуру, Ильясу и Идрису Картоевым вменяется участие в НВФ, бандитизм и незаконный оборот оружия.

Беспрецедентные меры безопасности

Как сообщил BFM.ru пресс-секретарь Тверского областного суда Дмитрий Романов, в связи с проведением процесса в суде были предприняты беспрецедентные меры безопасности. «Перед началом заседания здание суда обследовали кинологи с обученными на поиск взрывчатки собаками. На каждом этаже здания дежурил усиленный наряд приставов, всех входящих в здание суда тщательно досматривали, а рядом со зданием суда была запрещена парковка автотранспорта», — рассказал он. Не обошлось и без бойцов спецназа — они дежурили внутри и перед входом в зал суда.

Отметим, что ранее для обеспечения безопасности участников процесса слушания планировали организовать в «особо охраняемом помещении» — СИЗО или воинской части, однако впоследствии от этой идеи отказались. Для разбирательства выделили самый большой зал суда.

Предварительное слушание проходило при закрытых дверях, как и предусмотрено законом.

По словам Дмитрия Романова, защитники подсудимых ходатайствовали о возвращении дела прокурору, утверждая, что обвинительное заключение составлено с нарушением закона. Однако судьи (дело слушается тройкой профессиональных судей) не согласились с ними, отклонив эту просьбу.

В понедельник суд также продлил всем десяти подсудимым срок содержания под стражей на время судебного разбирательства. Они останутся в СИЗО до 1 февраля 2012 года.

Рассмотрение дела по существу суд назначил на 12 сентября. В этот день прокурор изложит фабулу предъявленного подсудимым обвинения, а подсудимые выскажут свое отношение к нему.

Без присяжных

По словам адвоката Зелимхана Аушева Владимира Кочаряна, к моменту окончания расследования никто из фигурантов дела не признал свою причастность к теракту. «Я считаю это абсолютно правильным, поскольку у следствия нет ни одного прямого доказательства, подтверждающего это», — сказал BFM.ru защитник. Он отметил, что подсудимые не отрицают, что они были знакомы с уничтоженными боевиками, которых и подозревали в организации взрыва. Однако в этом нет ничего удивительного, ведь все они родом из одного села и считаются родственниками. По мнению адвоката, один только факт родственных уз еще не может свидетельствовать о причастности к преступлению.

Кочарян считает, что следствие не располагает весомыми уликами и в отношении его подзащитного, которого обвинили в том, что он собрал взрывное устройство и помогал подготовить теракт. «За свои 24 года Аушев всего один раз выезжал за пределы Ингушетии, да и то не туда, где произошел теракт», — отметил защитник. Впрочем, по мнению адвоката, защите будет непросто доказать невиновность подсудимых, поскольку «теракт вызвал большой общественный резонанс».

По мнению адвокатов, шансы на оправдательный приговор у подсудимых действительно невелики еще и потому, что в прошлом году вступили в силу поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс, согласно которым дела по обвинению в терроризме теперь неподсудны присяжным.

Уже известно, что процесс будет проходить в закрытом режиме, поскольку один из 100 томов дела имеет гриф «секретно».

Поезд как мишень террористов

Стоит отметить, что это уже второе дело о подрыве «Невского экспресса». В первый раз состав № 166 был подорван под Малой Вишерой 13 августа 2007 года. К счастью, тогда погибших не было, но 60 человек пострадали, а 30 из них были госпитализированы. В ходе следствия было установлено, что теракт был совершен группой, подконтрольной одному из лидеров чеченских сепаратистов Доку Умарову.

15 января 2010 года Новгородский областной суд оправдал уроженцев Ингушетии Саламбека Дзахкиева и Макшарипа Хидриева по обвинению в терроризме и причинению вреда здоровью. Но они получили 10 лет и 4 года колонии соответственно за перевозку взрывчатки и разбой. 31 марта Верховный суд России оставил этот приговор в силе.

Отметим, железная дорога, как и аэропорты, стала традиционной мишенью террористов. К счастью, воплотить в жизнь свои планы боевикам удается не всегда. В июле этого года директор ФСБ Александр Бортников сообщил главе государства, что целью злоумышленников этим летом должен был стать высокоскоростной «Сапсан», который террористы планировали подорвать в конце июня–начале июля возле железнодорожной платформы Фирсановка. По обвинению в подготовке этого преступления задержали четверых уроженцев Кавказа.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию