16+
Понедельник, 24 сентября 2018
  • BRENT $ 79.80 / ₽ 5300
  • RTS1149.53
30 августа 2011, 11:15

Инвестиции в инновации для поддержания инфраструктуры

Лента новостей

О внедрении новых технологий рассказал старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович

«Индустрия, не применяющая новые технологии, не способна выжить в современной реальности. Стоит остановиться, и прогресс сразу станет конкурентным преимуществом тех, кто производит аналогичные продукты, предлагает аналогичные услуги. Для «Российских железных дорог» принципиально, чтобы поезда ходили быстро и без опозданий, — рассказал в эфире Business FM старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович в беседе с корреспондентом Еленой Иванкиной.

В.Г.: Поездами управляют люди. Есть такая профессия — поездной диспетчер. Это человек, который управляет движением поездов на перегоне длиной в 200, 300, 400 км, где одновременно в движении находятся сотни поездов, как , например, на Московской железной дороге. И все эти поезда нужно вовремя и отправить, и принять на станцию, и остановить при необходимости. Вот для этого созданы и продолжают совершенствоваться специальные информационно-управляющие комплексы, которые помогают нашим работникам, в первую очередь поездным диспетчерам, машинистам локомотивов автоматизировать часть их работы.

Е.И.: Люди всегда могут выбрать другие виды транспорта, если не будут уверены в результате. Конкурентная среда тут довольно жесткая: автомобильному и авиатранспорту не надо содержать столь дорогостоящую инфраструктуру. Чтобы сокращать издержки и приходится изобретать способы экономии.

В.Г.: Есть энергосберегающая технология, которая позволяет стать маршруту поезда более экономичным. Например, использование кинетической энергии, когда на определенных участках мы заставляем поезд работать вне тяги, в режиме выбега. То есть это как на велосипеде, когда мы едем с горки: велосипедист отдыхает, работу никакую не производит. А мы используем плавный профиль пути для того, чтобы через запас кинетической энергии поезд не просто бежал на выбеге, а еще и вырабатывал электроэнергию. Этот режим называется рекуперация. Поезд возвращает выработанную электроэнергию в контактную сеть для того, чтобы вслед идущий поезд на подъеме ее использовал. Раньше это применялось, но управление этим процессом отдавалось на откуп и на умение машиниста локомотива. Сегодня же мы имеем автоматизированные комплексы. Электронный разум в этом случае способен сработать более четко, чем конкретный человек.

Е.И.: Прогресс заставляет с каждым днем потреблять все больше. Поставки, соответственно, должны с каждым днем увеличиваться, но рельсов — ограниченное количество. Можно, конечно, прокладывать новые пути, но экономический эффект от их появления будет несоразмерен вложениям. Сейчас перед компанией стоит задача увеличить пропускную способность железных дорог для грузов.
Недавно было найдено решение.

В.Г.: Первый российский электровоз с асинхронным тяговым приводом. Мы впервые проехали Уральский хребет поездом весом в 9 тысяч тонн. Традиционно здесь проводят составы весом 6 тысяч тонн — это, в основном, кузбасский уголь, идущий в порты северо-запада: Мурманск, Усть-Лугу и Санкт-Петербург. В новом локомотиве 60% новых технологий. Это высокая энергоэффективность: на 30% мы получим более энергоэффективный локомотив по сравнению с существующим парком подвижного состава. Это значительное снижение стоимости жизненного цикла. Мы допускаем более высокую первоначальную стоимость продукта, но при этом на протяжении эксплуатации этого продукта затраты у нас как эксплуатанта будут значительно ниже.

Е.И.: Чем дольше и с меньшими затратами может работать конкретный железнодорожный состав, тем меньше расходы на его эксплуатацию и, соответственно, больше денег остается для других проектов. «Сапсан» — проект РЖД, который нравится пассажирам и считается самым привлекательным в силу своей прибыльности среди частных инвесторов. В ближайшем времени скоростной поезд может стать еще привлекательнее.

В.Г.: Мы сказали нашим трем ведущим компаниям-операторам: пожалуйста, мы вам готовы предложить инфраструктуру, помочь с размещением ваших систем. Сегодня говорим о скоростном Интернете, этот проект в стадии завершения, он будет реализован и на направлении Москва–Санкт-Петербург, и на направлении Санкт-Петербург–Хельсинки. Следующим этапом станет обеспечение доступа пассажиров к Интернету в направлении Москва–Адлер–Сочи в рамках реализации проектов Олимпийских игр в Сочи 2014 года.

Е.И.: Ближе к Олимпиаде пассажиры, которые часто пользуются пригородным сообщением, получат поезд не хуже «Сапсана».

В.Г.: В России раньше не выпускались подобного рода электропоезда. С точки зрения информации для пассажира — где находится, опаздывает или не опаздывает, когда придёт, куда пойдёт — всё это будет обеспечено. Будут и системы кондиционирования и отопления, и ряд других дополнительных опций. Уже началась постройка этого поезда, он поступит в Россию в апреле следующего года, и 38 поездов, предназначенных для работы на Олимпиаде в Сочи 2014 года будут получены в 2013 году. В дальнейшем мы планируем, уже после организации производства в России таких электропоездов, выпускать их на все маршруты — от Владивостока до Калининграда.

Е.И.: Инновации сейчас есть везде. Вокзалы и поезда РЖД, как места массового скопления людей, являются зонами повышенного риска. Поэтому приходится отвечать на высокотехнологичную опасность высокотехнологичными системами безопасности.

В.Г.: Вы приходите в место массового пребывания людей, будь то вокзал, будь то какая-то друга территория. Вы случайно оставляете сумку какую-то определенных размеров. Но у нас есть система, которая автоматически реагирует на то, что вы нам что-то оставили.

Е.И.: Новые технологии требуют подготовки специалистов. Для обучения машинистов скоростных поездов уже требуется нечто вроде тех тренажеров, на которых готовят пилотов самолетов. С недавнего времени «Сапсанами» и аэроэкспрессами управляют люди, которые регулярно проезжают трассу в виртуальном варианте.

В.Г.: Чтобы человек вел себя правильно, адекватно реагировал на все возникающие ситуации, будь то отказ техники или внешние факторы, он должен быть ко всему этому готов. У нас создана целая система подготовки кадров через тренажерные комплексы. Для машинистов «Сапсанов» у нас такой тренажер установлен в Санкт-Петербурге, в инженерном центре. Здесь их ставят в такие ситуации и так отрабатывается его поведение, что практически никакие неожиданности им в дальнейшем не грозят. Я не буду сравнивать с подготовкой пилотов самолетов, хотя знаю, как там у них проводятся тренировки и тренинги, но у нас ничуть не хуже.

В.Г.: Технологии – это не только вложения, но и отдача. Бизнес РЖД становится более экономически выгодным. А это как раз то, что необходимо компании во время реформы, чтобы привлечь в свои активы частный бизнес.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию