16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 89.14 / ₽ 8212
  • RTS1178.69
30 сентября 2011, 15:08 ОбществоМедицинаНаукаКультура
В фокусе: Дельные книги

Как попасть в правильный поток и сделать себя счастливым

Лента новостей

Как получать радость от каждой минуты жизни и при этом чувствовать, что идешь вперед? Как наполнить рутину смыслом и уйти от автоматизма? Как жить содержательно, плодотворно и счастливо? На эти вопросы отвечает психолог Михай Чиксентмихайи

Фото: BFM.ru
Фото: BFM.ru

Признанный ученый, авторитетный психолог Михай Чиксентмихайи в своей книге «В поисках потока: Психология включенности в повседневность», вышедшей в издательстве «Альпина нон-фикшн», рассуждает о смысле жизни.

В силу генетической памяти, социальных условий и привычек, усвоенных в детстве, мы лишены возможности решать, на чем сконцентрироваться, какую информацию впустить в свое сознание. В результате наша жизнь не является нашей в полном смысле: большая часть наших переживаний уже запрограммирована, отмечает автор.

Нас научили тому, на что смотреть, а на что нет, что следует помнить, а что забыть, что чувствовать при виде летучей мыши или флага. Нас учат тому, ради чего стоит жить или умереть. Многие годы наша жизнь движется по сценарию, предписанному биологией и культурой. Единственный способ взять собственную жизнь в свои руки — научиться управлять психической энергией в соответствии с нашими собственными намерениями.

«Опрос тысяч людей показал, что обычно мы не отдаем себе отчета в том, что происходит в нашей эмоциональной жизни. В результате, занимаясь делами, мы чаще всего пребываем в стрессе и тревоге из-за работы и множества обязательств, а в моменты досуга начинаем испытывать скуку», — комментирует в анонсе русского издания книги «В поисках потока» редактор журнала Psychologies Ольга Сульчинская.

Отсутствие мотивации, концентрации и обратной связи в любых видах деятельности — производительной, поддерживающей или досуга — усиливает апатию, психическую энтропию и снижает качество жизни человека. Но нам знакомо и обратное состояние, которое Михай Чиксентмихайи назвал «потоком». Это особое состояние, когда наши действия не требуют от нас усилий, а вместо усталости приносят прилив сил.

Ключ к решению проблемы Чиксентмихайи видит в том, чтобы ставить перед собой задачи, заставляющие максимально задействовать наши умения и таланты и научиться получать радость от полной включенности в повседневные занятия.

Самая сильная психическая энтропия возникает, если делать что-то лишь из-за того, что больше нечем заняться, пишет Чиксентмихайи. Таким образом, и внутренняя мотивация (желание сделать что-либо), и внешняя мотивация (необходимость сделать что-либо) предпочтительнее автоматических действий без цели, на которой можно сосредоточить внимание.

Научиться управлять своими целями — важный шаг к достижению совершенства в повседневной жизни. Для этого, однако, не годится ни чрезмерная спонтанность, ни жесткий контроль. «Наилучший способ — понять корни вашей мотивации, а затем, разобравшись в истоках своих желаний, смиренно выбирать цели, которые наведут порядок в вашем сознании, не внося при этом избыточного беспорядка в ваше социальное и материальное окружение», — пишет Чиксентмихайи.

Эмоции фокусируют наше внимание, мобилизуя весь организм на притяжение или, напротив, отталкивание. Цели заставляют нас действовать, рисуя перед нами картины желанного результата. Мысли направляют внимание, продуцируя согласованную последовательность образов, связанных между собой в некую значимую картину.

Определяя состояние потока, Чиксентмихайи пишет: «Когда цели ясны, есть адекватная обратная связь, а уровень сложности задачи соответствует уровню мастерства, внимание концентрируется целиком и обращается на то, что он делает. Поскольку человеку в потоке требуется вся его психическая энергия, он полностью сосредоточен. В сознании не остается места для отвлекающих мыслей или чувств, не имеющих отношения к делу. Рефлексия прекращается, однако человек чувствует себя сильным как никогда. Чувство времени искажено: часы летят подобно минутам. Когда человек душой и телом растворяется в том, чем занят, любое дело становится безусловной ценностью, а жизнь обретает смысл. Так в гармонической концентрации физической и психической энергии жизнь, наконец, вступает в свои права. Полное растворение в потоке — это не столько счастье, сколько ощущение совершенства жизни».

Американский поэт Марк Стрэнд хорошо описал явление потока применительно к своей деятельности: «Ты полностью погружен в работу, ты теряешь ощущение времени, ты охвачен благоговейным восторгом, ты полностью захвачен тем, что ты делаешь… когда работаешь над чем-то и все получается, ты отчетливо понимаешь, что сумел облечь свою мысль в единственно верные слова».

Чем больше работа напоминает потоковые виды деятельности, тем мы более увлечены ею, и тем позитивнее наши ощущения. Когда в работе присутствуют ясные цели, недвусмысленный отклик на наши действия, ощущение контроля над ситуацией, когда вызовы соответствуют нашим умениям и не слишком много отвлекающих факторов, тогда связанные с ней ощущения не особо отличаются от тех, которые дарят спорт и творчество.

Виды поддерживающей деятельности очень различаются по качеству вызываемых ими ощущений. Если работа по дому нередко получает негативные эмоциональные оценки, то уход за собой, еда, вождение машины — одни из самых позитивных потоковых занятий для многих.

Отдыхайте активно

Пассивный досуг, включая чтение газет, просмотр ТВ и просто отдых, можно причислить к мотивирующим, дающим радость занятиям, однако он не задействует мыслительные способности и редко приносит ощущение потока, пишет Чиксентмихайи. Зато важнейшим источником максимально позитивных переживаний является активный досуг. Когда человек поглощен любимым делом — занимается спортом, играет на музыкальном инструменте, отправляется в кино или ресторан, — он чувствует себя более счастливым, мотивированным, сконцентрированным, и чаще испытывает ощущение потока, чем в любой другой момент.

Общение несет в себе многие характеристики, присущие потоковым видам деятельности и, несомненно, требует значительных затрат психической энергии. Когда мы находимся в одиночестве, без дела, нам, напротив, нет необходимости концентрироваться, поэтому сознание выходит из-под контроля и вскоре находит поводы для беспокойства.

Даже разговор ни о чем с соседом у калитки может временно потеснить депрессию. Однако для истинного роста нужно найти людей, мнение которых интересно и общение с которыми вдохновляет.

Хорошая беседа подобна джазовой импровизации

Хорошая беседа подобна джазовому джем-сейшну, где за стандартной музыкальной темой следует спонтанная вариация, и в результате возникает новая волнующая композиция. Человек получает удовольствие от разговора, если узнает что-то новое в интеллектуальном или эмоциональном смысле. При этом оба участника беседы должны сконцентрироваться на взаимодействии, что, в свою очередь, требует затрат психической энергии, которую, как правило, мы предпочитаем приберечь. И, тем не менее, поток во время беседы — одно из самых ярких моментов нашей жизни.

Сложнее, но, в конечном счете, даже полезнее научиться переносить одиночество или даже получать от него удовольствие.

С общением проще, потому что, когда нам приходится взаимодействовать с окружающими, наше сознание структурируют внешние обстоятельства, поясняет Чиксентмихайи. Человеческое общество ставит перед нами цели и обеспечивает обратной связью. Даже самый простой контакт, вроде вопроса «Который час?», требует задействовать наши способности к коммуникации. Тон, улыбка, поведение, манера держаться — на это и многое другое нам необходимо обратить внимание, прежде чем мы остановим на улице незнакомца и попытаемся произвести на него благоприятное впечатление. При более близких контактах уровень задач и умений существенно возрастает.

Свобода творчества

В работе истинное удовольствие проще ощутить тому, чья профессия предполагает индивидуальный труд, когда человек свободен самостоятельно ставить перед собой цели и регулировать сложность задач. Художники, предприниматели, политики, ученые, умеющие творчески подойти к стоящим перед ними задачам и добивающиеся высоких результатов, воспринимают свою работу так же, как наши далекие предки-охотники, — как неотъемлемую часть своей жизни.

Чиксентмихайи довелось провести около сотни интервью с лауреатами Нобелевской премии и творчески мыслящими лидерами, работающими в разных сферах, и все они, будто сговорившись, повторяли одно и то же: «Можно сказать, что я работаю каждую минуту своей жизни, хотя не менее справедливо будет сказать, что я не работал ни дня за всю свою жизнь».

Подобное слияние работы и отдыха лаконично выразил историк Джон Хоуп Франклин: «Я всегда соглашался с теми, кто с энтузиазмом восклицал: «Ну, наконец-то пятница!», поскольку для меня это означало, что следующие два дня я смогу спокойно работать и меня никто не будет отвлекать».

Дважды лауреат Нобелевской премии Лайнус Полинг в возрасте 82 лет сказал в интервью: «Не думаю, чтобы я когда-нибудь усаживался на стул и задавал себе вопрос, чем бы мне заняться в жизни. Я просто шел вперед, делая то, что мне нравилось».

На работе у нас есть ясные цели и правила исполнения, обратная связь, от нас требуется сосредоточенность, и уровень задач соответствует умениям и возможностям исполнителя. Эти критерии отвечают потоковым видам деятельности. И качество переживаний на работе более позитивно, чем можно было бы предположить. Однако многие предпочли бы работать меньше, если бы была такая возможность.

Поверить в то, что работа может приносить удовольствие, мешают нередко как объективные условия труда, так и исторически сложившееся отношение к работе, которое передается из поколения в поколения. Действительно, два с половиной века назад во времена промышленной революции фабричные рабочие вынуждены были трудиться в нечеловеческих условиях. Свободное время случалось у них столь нечасто, что оно превратилось в наиболее ценный товар. Профсоюзы боролись за сокращение рабочей недели, и их успех стал одним из ярчайших достижений в истории человечества.

К сожалению, свободное время само по себе ничего не гарантирует. Научиться его использовать с пользой гораздо сложнее, чем кажется. Еще с середины прошлого столетия психиатры и социологи предупреждали общество, что избыток свободного времени может привести к социальной катастрофе. Без целей и вызовов работы нужен редкий уровень самодисциплины, чтобы сохранять концентрацию и жить полной, осмысленной жизнью.

Самые яркие примеры того, как можно приспособить работу к собственным требованиям, можно наблюдать в карьере представителей творческих профессий. Они редко следуют предначертанному пути, предпочитая изобретать новые способы работы по ходу дела. Художники придумывают новые приемы в живописи, композиторы — собственные музыкальные стили, ученые энтузиасты — открывают новые области науки. Разумеется, немногие создают новые направления деятельности, большинство из нас лишь следуют традиционным должностным инструкциям. Но даже самые рутинные обязанности можно обогатить преобразующей энергией, подобно той, какую представители творческих профессий вкладывают в любое дело.

Недостаточно думать и действовать в рамках должностных инструкций

Даже самую заурядную работу можно исполнять с блеском и делать мир лучше, уверен Чиксентмихайи. «Как и любой из вас, я могу припомнить множество встреч с людьми, которые не просто исполняли свою работу, но помогали уменьшить царящую в мире энтропию. Сотрудник автосервиса, с улыбкой поставивший на место «дворник» и отказавшийся брать плату за столь мелкую услугу; риелтор, помогавший мне долгие годы после продажи дома; бортпроводник, пожелавший остаться в аэропорту после того, как весь экипаж отправился по домам, чтобы помочь мне в поисках пропавшего бумажника… В каждом из этих случаев ценность работы возрастала, так как исполнитель был готов вкладывать дополнительную психическую энергию и, таким образом, делал ее более значимой».

Недостаточно думать и действовать в рамках должностных инструкций. А это, в свою очередь, требует дополнительного внимания, которое является наиболее ценным нашим ресурсом. То же самое справедливо и в случае, когда неинтересную однообразную работу нужно превратить в дело, полностью удовлетворяющее жажду новизны и стремление к впечатляющим достижениям. Если вы потратите больше сил, пытаясь достигнуть в работе большего, сама работа станет нравиться вам значительно больше, и, скорее всего, успех не заставит себя ждать.

«Во многих случаях выбор прост: действовать из-под палки, жалуясь на непомерные тяготы, или работать с удовольствием. Все равно делать придется, только во втором случае мы получим более позитивные ощущения», — пишет Чиксентмихайи. Можно ставить цели даже для самых нелюбимых дел, к примеру, постричь газон как можно быстрее или эффективнее. Сам процесс постановки целей делает работу менее неприятной. Точно так же даже нелюбимая работа помогает нам почувствовать себя лучше, если мы считаем ее частью пути к достижению целей.

1. В Интернет-магазине OZON.ru

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию