16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
26 марта 2009, 21:02 Макроэкономика

Чего ожидать от саммита G-20

Лента новостей

2 апреля на саммите G-20 в Лондоне, как ожидает глава МИД Великобритании Дэвид Милибанд, «однополярный мир прекратит свое существование». В прогнозах IHS Global Insight по вероятным темам повестки G-20 также говорится об изменении модели мира

Дэвид Милибанд. Фото: AFP
Дэвид Милибанд. Фото: AFP

«Однополярный мир, в котором лидируют США, прекратит свое существование на саммите «большой двадцатки» в Лондоне, — заявил 26 марта глава МИД Великобритании Дэвид Милибанд. — У нас появится важная возможность начать обсуждать и анализировать международные вопросы большой значимости, находясь на одной плоскости. Начинается время многополярности».

Несмотря на то, что саммит G-20 продлится лишь один день, Милибанд полагает, что этого будет достаточно, так как лондонской встрече предшествовали переговоры мировых лидеров. Эффективности встречи будет способствовать и понимание необходимости совместной работы по выходу из кризиса, отметил министр.

Одной из проблем, по мнению Милибанда, является быстрота, с которой меняется ситуация в мире. «Будущее не за этим престижным клубом G8. Он остается площадкой, на которой развитые страны могут вместе работать и обсуждать вопросы. Но площадка для обсуждения кризиса на глобальном уровне должна расшириться в силу обстоятельств», — уверен глава британского МИД.

В свою очередь аналитическая компания IHS Global Insight выпустила прогнозы по основным вероятным темам повестки G-20 на саммите в Лондоне.

1. Протекционизм. Будет выражено намерение избегать явных протекционистских мер. Это самое простое. Но возможно, что на практике на локальном уровне будут все активнее звучать требования и призывы к непрямому протекционизму и неким менее очевидным защитным мерам в условиях сокращения глобальной торговли и объемов выпуска.

2. МВФ. Резервы МВФ будут существенно увеличены — на сумму до 500 млрд долларов. В сочетании с прочими механизмами официальной поддержки через ЕС /ЕБРР / Европейский инвестиционный банк /региональные банки развития такие меры позволят рассчитывать на то, что МВФ не окажется несостоятельным перед потоком стран, нуждающихся в помощи. Это особенно важно для Восточной Европы и развивающихся стран, поскольку они больше всего страдают от бегства капитала и прекращения банковского кредитования.

3. Бюджетное стимулирование. Каждая страна согласится предусмотреть меры бюджетно-налогового стимулирования, уровень которого будет зависеть от доступных финансовых ресурсов и объемов ранее выделенных средств. Правительства пообещают дополнительные вливания в том случае, если стимулирующий пакет не принесет существенных результатов в текущем году.

4. Восстановление банковской системы. Это совершенно необходимо, и только после этого мы можем рассчитывать на сколько-нибудь устойчивый подъем и возобновление кредитования. Едва ли на саммите будет согласован какой-то грандиозный глобальный план, но каждая страна будет работать над разрешением проблемы банковских плохих долгов, которые перекрывают поток кредита. Некоторые банки придется рекапитализировать, чтобы они имели возможность и были готовы выдавать кредиты, чтобы таким образом удалось перезапустить кредитные потоки и это способствовало бы экономическому подъему.

5. Банковская тайна и налоговые убежища. Банковская тайна в налоговых убежищах будет отвергнута Большой двадцаткой. Офшорные финансовые центры, такие как Швейцария, Лихтенштейн, Андорра, а также Карибские офшоры должны будут выполнять требования стандартов ОЭСР в отношении обмена информацией с зарубежными налоговыми органами в отношении граждан/резидентов соответствующих стран. Впервые можно говорить о согласовании интересов англоговорящих государств и континентальной Европы по вопросам налоговых убежищ и банковской тайны — в условиях, когда во всех странах бюджет оказывается под серьезным давлением ввиду сокращения налоговых поступлений в условиях рецессии.

6. Глобальное финансовое регулирование. Функции МВФ могут быть расширены с включением регулирующего надзора за международной финансовой системой. Правительства могут работать вместе с Банком международных расчетом (BIS — центробанк центробанков) и новыми органами финансового регулирования ЕС и США, создаваемыми сейчас. США и Великобритания согласятся, что институты теневой банковской системы (хедж-фонды, фонды прямых инвестиций, квазибанки) должны стать объектами регулирующего надзора, если они представляют системный риск. Это изменение является результатом давления со стороны Германии и Франции. Кроме того, рынок финансовых деривативов, достигающий в объеме нескольких триллионов долларов и существенно выросший в последние годы, тоже будет объектом официального контроля. Возможно, это будет означать обязательное требование, чтобы расчеты по производным контрактам осуществлялись через центральные биржи, на которых регуляторам легче осуществлять мониторинг на предмет возможных системных рисков таких операций.

7. Развивающиеся страны. Богатые страны договорятся придерживаться своих намерений по предоставлению финансовой помощи развивающимся странам, которые оказываются наиболее уязвимыми в условиях спада в международной торговле, сокращения внешнего спроса и потоков капитала и снижения цен на сырье. Ресурсы МВФ на саммите будут увеличены. Хотя явного антикризисного пакета не будет, ресурсы МВФ будут расширены, чтобы фонд мог наращивать кредитование развивающихся стран, испытывающих трудности, в рамках существующего кредитного окна. В том числе это будет подразумевать резервные фонды МВФ на непредвиденные расходы для более стабильных государств. Может быть согласовано намерение об увеличении СДР, специальных прав заимствования (валюта, эмитируемая МВФ для стран-участниц; может использоваться для урегулирования международной задолженности). Это повысит ликвидность и позволит развивающимся рынкам заимствовать в СДР у более состоятельных стран-участниц для пополнения денежных резервов. «Двадцатка» может рассмотреть для МВФ и других официальных организаций (например, Всемирного банка) возможный порядок и механизмы предоставления суверенных гарантий и прямого финансирования для преодоления спада в сфере торгового банковского кредитования.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию