16+
Вторник, 17 октября 2017
  • BRENT $ 58.24 / ₽ 3340
  • RTS1152.60
19 октября 2011, 23:08

Groupon сделает инвесторам скидку

Лента новостей

Продавец скидок Groupon может начать IPO уже на следующей неделе. По данным источников, ради привлечения новых инвесторов компания понизила собственную оценку почти вдвое — с 20 до 11-12 млрд долларов

Фото: AP
Фото: AP

Оператор скидочных сервисов Groupon планирует начать роуд-шоу в рамках IPO уже на следующей неделе. Об этом, со ссылкой на источники на рынке, сообщает Reuters. По данным агентства, компания претендует на оценку в 11-12 млрд долларов. Объем пакета акций, предлагаемого инвесторам, неизвестен. Ранее компания заявляла, что привлечет для организации размещения Morgan Stanley, Goldman Sachs и Credit Suisse.

По предварительным данным, скидочный сервис сократил объем предстоящего размещения с планируемых летом 750 млн долларов до 500 млн долларов. В ходе IPO будет продано около 5% компании, передает Reuters со ссылкой на свои источники.

Представитель Groupon от комментариев отказался.

Groupon Inc основано в 2008 году Эндрю Мэйсоном. На начало 2011 года контрольный пакет акций распределен среди основателя и фондов Accel Partners, Battery Ventures, New Enterprise Associates. Российские компании Mail.ru Group и DST Global контролируют около 8% акций на двоих. Groupon — крупнейший в мире оператор скидочных сервисов, работает в 43 странах мира и его услугами пользуется около 115 подписчиков. По итогам 2010 года выручка составила 713 млн долларов, чистый убыток — 456 млн долларов. В первом полугодии 2011 года выручка составила 878 млн долларов, чистый убыток — 205,4 млн долларов.

Скидочный сервис заявлял о намерении провести первичное размещение акций во втором полугодии 2011 года еще в апреле. Первоначально компания хотела разместиться в июле-августе, но отказалась от этих планов из-за обвала фондовых рынков. Руководство Groupon рассчитывало на оценку в 20 млрд долларов как минимум и планировало привлечь от продажи акций не менее 750 млн долларов. Многие инвесторы критически отзывались об этой оценке, с учетом не прекращающихся убытков компании.

Тогда же компания оказалась в центре другого скандала из-за подачи документов в Комиссию по ценным бумагам США (SEC). В своей отчетности Groupon упоминал показатель «скорректированной операционной прибыли», который не учитывает расходы на рекламу, покупку конкурентов и программу поощрения сотрудников. Без учета этих издержек 420 млн долларов убытка компании за 2010 год «превращались» в 61 млн долларов скорректированной прибыли.

«Скорее всего, Groupon просто не хватает источников для финансирования операционной деятельности, — предполагает аналитик ФК «Открытие Капитал» Александр Венгранович. — У компании практически нет активов, которые можно заложить в банки для привлечения кредитов, а источники привлечения частных инвестиций исчерпаны». В сложившейся ситуации, единственным источников наличности для компании сейчас являются авансовые платежи со стороны клиентов. Эксперт допускает, что потенциальное IPO отчасти обусловлено и желанием инвесторов зафиксировать доход от своих вложений.

Снижение оценки компании Венгранович также связывает с ухудшением её позиций на рынке. Как оказалось, рынок скидок близок к совершенной конкуренции. В отрасль постоянно входят новые игроки: только в Рунете уже сейчас не менее десяти ресурсов, торгующих скидками. В таких условиях у Groupon практически нет устойчивых преимуществ, кроме известного бренда.

Главная статья расходов подобных бизнесов — заработная плата агентов, которые и привлекают партнеров для организации акций. При этом многие компании потребительского сектора, использовавшие скидочные сервисы для продвижения своих товаров и услуг, столкнулись с тем, что результат носит «разовый характер»: клиентский трафик резко увеличивается в моменте, но не ведет к существенному росту долгосрочной клиентской базы. В результате, по мере обострения конкуренции, торговцам скидками для привлечения новых партнеров придется снижать свое комиссионное вознаграждение, что негативно скажется на прибыли и рентабельности.

Ранее основатель IPOX Schuster LLC Джозеф Шустер заявлял, что в ходе IPO стоимость Groupon может упасть еще ниже — до 5-6 млрд долларов — из-за проблем с менеджментом, переоценкой результатов компании и пессимизма инвесторов.

Даже если Groupon проведет IPO, исходя из оценки 10 млрд долларов, то это лишь умеренно негативно отразится на капитализации российской Mail.ru Group, контролирующей 5,13% скидочного сервиса. «Сейчас мы рассчитываем оценку доли Mail.ru в Groupon, исходя из оценочной капитализации Groupon в15 млрд долларов, что составляет около 770 млн долларов за пакет. Если скидочный сервис проведет размещение исходя из оценки в 10 млрд долларов, то стоимость пакета сократится до 510 млн долларов, а расчетная стоимость акции российского интернет-холдинга уменьшится лишь на 2-2,5%», — указывает аналитик Альфа-банка Юлий Матевосов.

Отметим, другие Интернет-компании, так же ранее заявлявшие о желании провести публичные размещения — социальная сеть Facebook и производитель игр Zynga — предпочли перенести IPO на более поздние сроки.

Рекомендуем:

  • Фотоистории