16+
Среда, 19 сентября 2018
  • BRENT $ 78.99 / ₽ 5288
  • RTS1135.88
27 марта 2009, 20:49 Макроэкономика

В США начался рост розничного сектора

Лента новостей

Показатель личных расходов в США вырос в феврале второй месяц подряд. Повышение составило 0,2% (в январе — 1%). При этом дискаунтер Wal-Mart зафиксировал рост на 5%. Ряд американских экономистов уверены, что спад в потреблении уже позади

В январе потребительские расходы американцев возросли на 1%. Кадр из фильма
В январе потребительские расходы американцев возросли на 1%. Кадр из фильма "Степфордские жены".

Показатель личных расходов в США вырос в феврале второй месяц подряд. Повышение составило 0,2%, что совпало с ожиданиями аналитиков, сообщает агентство Bloomberg.
По данным министерства торговли США, доходы американцев упали на 0,2%, тогда как эксперты прогнозировали снижение на 0,1%.

Согласно уточненным данным, в январе потребительские расходы увеличились на 1%, а не на 0,6%, как сообщалось ранее. Доходы выросли на 0,2% (ранее сообщалось о 0,4%).

«Небольшой рост потребительских расходов не означает, что все проблемы решены, — комментирует экономист JPMorgan Chase & Co Майкл Фероли (Michael Feroli). — У нас очень много причин волноваться по поводу состояния потребительского сектора».

Тем не менее статистика последнего времени позволяет надеяться, что ситуация в потребительском секторе постепенно стабилизируется.

Так, согласно ранее опубликованным данным, американский розничный сектор в феврале продемонстрировал устойчивость. В сочетании с неожиданным увеличением оборота в январе это может означать стабилизацию потребительских расходов, несмотря на рост безработицы. Возможно, есть основания говорить о каких-то позитивных изменениях в первые два месяца 2009 года.

Министерство торговли США ранее сообщило, что снижение розничных продаж составило в феврале 0,1%. Статистика оказалась лучше, чем предполагали — без учета оборота в автосекторе, где зафиксировано падение на 4,3%, показатель активности в рознице продемонстрировал рост.

По мнению экономиста Wachovia Аники Хан (Anika Khan), по большей части спад в потреблении, вероятно, уже позади: «Мы полагаем, что потребительские расходы будут оставаться на стабильном уровне во втором и третьем кварталах».

«Очевидно, что потребитель вовсе не в нокауте, — говорит аналитик Bank of New York-Mellon Майкл Вулфолк (Michael Woolfolk). — Трудность, однако, состоит в том, что для нормального подъема экономики нам необходим рост занятости и оживление на кредитном рынке, а этого пока не происходит».

По мнению эксперта RDM Financial Майкла Шелдона (Michael Sheldon), если тенденция первых двух месяцев продлится и в марте, это может скорректировать некоторые очень негативные прогнозы в отношении ВВП за I квартал 2009 года, которые сейчас варьируют в пределах минус 6% и минус 7%.

Стоит напомнить, что на долю потребительских расходов приходится около 70% в структуре экономики США.

По итогам февраля лишь немногие ритейлеры объявили об увеличении сопоставимых продаж в годовом исчислении (сопоставимые продажи определяются для магазинов и торговых точек, работающих не менее 12 месяцев, по которым есть данные за аналогичный период прошлого года). При этом дискаунтер Wal-Mart зафиксировал рост на 5%. Компания сообщила, что привлекает новых клиентов среди потребителей как с низким, так и со средним уровнем дохода. Это отражает общий настрой населения на экономию.

В феврале американцы больше тратили на мебель, одежду, бытовую технику и бензин.

Авторынок по-прежнему переживает серьезные трудности. Здесь февральский уровень продаж был на 41% ниже аналогичного показателя прошлого года. За отчетный период реализация упала на 53% у General Motors, на 48% — у Ford и на 44% — у Chrysler. Даже у Toyota на рынке США продажи сократились на 40%.

По данным министерства торговли, уровень товарных запасов в рознице постепенно приходит в соответствие с продажами.

«По мере того, как компании ликвидируют избытки товарных запасов, они приближаются к тому моменту, когда необходимо будет заполнять пустеющие полки магазинов», — комментирует Бернард Баумоль (Bernard Baumohl), экономист Economic Outlook Group.

«Хотя самое худшее, по всей видимости, уже позади, было бы преждевременным заключить, что потребительский сегмент восстанавливается. Потребитель по-прежнему вынужден преодолевать очень серьезные трудности ввиду снижения занятости и падения стоимости активов», — комментирует Найджел Голт (Nigel Gault), главный экономист по США в IHS Global Insight.

Действительно, ФРС сообщила ранее, что собственная стоимость активов домохозяйств [за вычетом обязательств по кредитам, залогам и пр.] в 2008 году резко сократилась на 11 трлн долларов. Это связано с падением цен на жилье и убытками по инвестициям в акции.

Однако, по мнению Баумоля, динамика продаж в январе-феврале это более весомый фактор, чем рост заявок на пособие безработице. «Если статистика розницы будет улучшаться и в предстоящие месяцы, это может стать долгожданным признаком того, что экономика начинает выходить из рецессии», — полагает он.

В своем обзоре по розничному сектору компании PricewaterhouseCoopers и Retail Forward прогнозируют, что в текущем году уровень розничных продаж в США останется практически неизменным, восстановление активности можно ожидать в 2010 году. Подъем будет довольно медленным. В условиях рекордной за 25 лет безработицы потребители тратят свои бюджеты только на самое основное, а сэкономленное благодаря падению цен на бензин используют для погашения долга, говорится в обзоре. Даже с началом подъема в секторе в 2010 году динамика будет отставать от темпов роста за прошедшие десять лет (до 2008 года), достигавших 5% с учетом инфляции

В условиях рецессии три четверти покупателей вынуждены искать более дешевые товары, приобретать мелким оптом или иным образом корректировать свои привычки. Но те, кто пересматривает свои предпочтения в краткосрочном периоде, готовы вернуться к прежнему укладу после восстановления экономики.
По данным экономистов, опрошенных агентством Bloomberg, безработица в США в этом году достигнет 9,4% и будет оставаться относительно высокой по меньшей мере до 2011 года. Ее средний уровень в следующие два года будет превышать максимум февраля (8,1%).

Обзор Pricewaterhouse вторит данным исследований американского ритейлера Wal-Mart Stores Inc., согласно которым потребители экономят деньги, переходя на домашнее питание. Сейчас в основном покупают продукты, малую бытовую технику, кухонную утварь и все, что связано с обустройством дома. «До рецессии мы излишествовали в потреблении. Теперь мы будем увеличивать расходы только на необходимые категории товаров», — заявила агентству Bloomberg вице-президент Retail Forward Мэри Бретт Уитфилд (Mary Brett Whitfield).

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию