16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 86.55 / ₽ 8087
  • RTS1172.06
30 марта 2009, 16:49 Макроэкономика

«Сургутнефтегаз» решился на покупку

Лента новостей

«Сургутнефтегаз» объявил о покупке у австрийской группы OMV за 1,4 млрд евро 21,2% акций венгерской MOL. Дорого заплатив за право владения нефтеперерабатывающими активами, компания получила входной билет на стабильный европейский рынок сбыта

Бочки с нефтью. Фото: omv.com
Бочки с нефтью. Фото: omv.com

«Сургутнефтегаз» объявил о покупке у австрийской группы OMV за 1,4 млрд евро 21,2% акций венгерской MOL. Дорого заплатив за право владения нефтеперерабатывающими активами, компания получила входной билет на стабильный европейский рынок сбыта.

Цена, которую заплатили собственники «Сургутнефтегаза» за акции MOL соответствует 19,212 венгерским форинтам за акцию, в то время как курс акции венгерского нефтегазового концерна Magyar Olaj-es Gazipari Nyilvanosan Mukodo Reszvenytarsasag (MOL) на момент закрытия биржи в пятницу составил 9,94 форинтов. Таким образом, цена сделки в 1,9 раза превысила рыночную стоимость пакета.

В результате «Сургутнефтегаз» стал крупнейшим акционером MOL, при этом у российской компании нет контролирующего пакета. Несколько более трети акций распределено между MOL (казначейские) и дружественными концерну компаниями и банками, которым он их продавал после скупки с рынка в ходе защиты от недружественного поглощения OMV. Получается, что возможности «Сургутнефтегаза» влиять на управление венгерской компанией будут зависеть от позиции менеджмента MOL.

Ранее, в середине 2006 года компания OMV года пыталась осуществить недружественное поглощение MOL, консолидировав более 20% акций венгерской компании. После этого австрийцы предлагали акционерам MOL выкупить у них все оставшиеся акции компании за 15,7 млрд долларов с частичной оплатой покупки своими акциями.

В качестве контрмеры компания MOL организовала выкуп своих акций с рынка, передав их затем дружественным финансовым структурам. При этом правительство Венгрии и Еврокомиссия посчитали, что поглощение MOL компанией OMV может привести к ограничению конкуренции в Восточной Европе и отказались одобрить ее, что вынудило австрийцев летом прошлого года официально заявить об отказе от поглощения MOL. С тех пор OMV неоднократно использовала акции MOL в финансовых операциях, привлекая финансирование банков под их залог.

Российский концерн «Газпром» рассматривался как возможный претендент на пакет компании, который мог бы предотвратить недружественное поглощение.

Ранее, аналитики отводили «Сургутнефтегаз» второстепенную роль, оценивая вероятность того, что именно эта компания осуществит покупку доли в MOL. Отчасти они исходили из того, что до настоящего времени «Сургутнефтегаз» не вел бизнес непосредственно в Венгрии, ни в Словакии, где также расположены мощности MOL.

MOL принадлежит завод Duna в Сазхаломбатте (Szazhalombatta) мощностью 8,1 млн тонн в год, перерабатывающий поступающую по трубопроводу российскую нефть, и НПЗ Slovnaft в Братиславе мощностью 5,5 млн тонн. Также состав MOL входят НПЗ Zala (производит битумы) и Tisza (дизтопливо и присадки), завод по производству смазок и присадок Almasfuzito.

Сейчас нефть в Венгрию и Словакию поставляют ТНК-BP, «Татнефть», «Русснефть»и «ЛУКОЙЛ». У последней компании заключено с MOL 5-летнее соглашение на поставку 5 млн тонн нефти в год, что составляет более трети потребности венгерской компании в сырье.

Кроме того, «Сургутнефтегаз» не проявлял значимой активности на рынке слияний и поглощений. При этом на конец, III квартала прошлого года сумма долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, а также денежных средств компании составила 558 млрд рублей или 22 млрд долларов (по курсу на сентябрь 2008 года).

Как следует из сообщения «Сургутнефтегаза», компания будет активно развивать свой новый бизнес: «Приобретение пакета акций MOL является важным шагом в реализации стратегии «Сургутнефтегаза» по дальнейшему укреплению вертикально-интегрированного бизнеса и достижению максимальной близости к конечным потребителям».

«Покупка доли в MOL станет серьезной основой для начала долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества между нашими компаниями и послужит укреплению европейской энергетической безопасности», — приводятся в сообщении слова гендиректора «Сургутнефтегаза» Владимира Богданова.

Отметим, что MOL является одним из участников проекта строительства газопровода Nabucco, который должен стать маршрутом доставки каспийского и центральноазиатского газа в Европу в обход России, и теперь «Сургутнефтегаз» может опосредованно влиять на позицию венгерской компании по этому проекту.

«Сургутнефтегазу» принадлежит крупнейший в России Киришский НПЗ, территориально расположенный в Северо-Западном регионе, вблизи балтийских портов. На заводе в частности освоен выпуск автомобильных бензинов класса Евро-4 марок «Регуляр Евро-92/4» и «Премиум Евро-95/4», дизельного топлива с содержанием серы 50 ppm и, в зависимости от спроса на рынке, выпуск дизельного топлива с содержанием серы 10 ppm. В планах предприятия — выход со своей продукцией на рынки Европы.

Как считает аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков, при приобретении доли в MOL основной целью «Сургутнефтегаза» были нефтеперерабатывающие мощности венгерской компании.

«Эта сделка поможет «Сургутнефтегазу» выйти на нефтеперерабатывающий рынок Восточной Европы, и получить долю в очень качественных нефтеперерабатывающих мощностях. К примеру, индекс Нельсона (показатель качества нефтеперерабатывающих мощностей — прим. BFM.ru) там больше 10-11, и это очень высокий показатель. То есть мощности очень качественные, и к тому же на них преимущественно производится дизельное топливо, доля которого составляет более 40% от всего объема продукции», — говорит аналитик в интервью BFM.ru, отметив, что увеличение нефтепереработки стало краеугольным камнем стратегии российской компании.

При этом он напомнил, что в четвертом квартале прошлого года маржа по дизельному топливу снизилась не так сильно, как по другим ГСМ, в частности, бензинам, что свидетельствует о большей устойчивости этого сегмента в кризис. К этому добавляется и стабильность венгерского рынка сбыта.

Аналогичного мнения придерживается и аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров, который считает, что для «Сургутнефтегаза», который пока не присутствует на рынке нефтепереработки в Европе, покупка доли в MOL привлекательна именно этим. «Венгерская группа обладает достаточно развитыми перерабатывающими активами, которые созданы около 25 лет назад; у них имеется активная переработка нефти», — заявил BFM.ru аналитик.

Вместе с тем Виталий Крюков не исключил, что в будущем в связи с созданием в последнее время в Европе и Азии небольших перерабатывающих мощности маржа на топливном рынке может снизиться. Поэтому окупаемость этой долгосрочной сделки будет достигнута в очень отдаленной перспективе. Тем более, что, по мнению аналитика, «Сургутнефтегаз» заплатил за долю в MOL дорого: по «докризисным» ценам.

Он также предположил, что вряд ли «Сургутнефтегаз» будет спешить увеличивать свою долю в MOL, хотя не исключил, что если другие акционеры предложат на продажу свои акции, то компания за них заплатит «хорошую» цену.

«На балансе «Сургутанефтегаза» очень много кэша, — примерно 20 млрд долларов, — и эти средства приносят очень маленькую доходность. Думаю, позитив для «Сургутнефтегаза» от этой сделки также в том, что он все равно, несмотря на все сложности, скорее всего, получит доходность от этих инвестиций выше, чем доходность была бы по кэшу в банке. Поэтому, может быть, часть средств и далее стоит вкладывать в покупку активов, хотя их стоимость не так сильно упала, как могла бы упасть в связи с кризисом. Российскому бизнесу приходится дорого платить за активы в Европе, входной билет на рынок которой стоит очень недешево», — заключил аналитик.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию