16+
Суббота, 22 июня 2024
  • BRENT $ 85.02 / ₽ 7478
  • RTS1115.39
31 марта 2009, 19:34

Текстильщиков подняли постели

Лента новостей

Текстильная промышленность России пошла вверх: по данным Росстата, в феврале рост производства тканей составил 53,9%, постельного белья — 53,6%. Российские производители используют свой шанс обойти пакистанских и китайских конкурентов

Производство ткани в России в феврале выросло. Фото: adad/flickr.com
Производство ткани в России в феврале выросло. Фото: adad/flickr.com

Согласно данным Росстата, отечественная текстильная промышленность начала показывать рост в феврале этого года. За первые два месяца года на российских предприятиях текстильной отрасли было произведено 311 млн кв. метров ткани и 7,6 млн штук постельного белья. Это в два раза больше, чем в январе 2009 года. При этом стоит иметь в виду, что по итогам 2008 года объем производства постельного белья в России составил 59,3 млн штук, что на 22% меньше, чем в 2007 году.

Генеральный директор текстильной компании «Нордтекс» Александр Ушаков отмечает, что на отрасли положительно сказалась девальвация рубля. С сентября 2008-го по февраль 2009 года доллар подорожал почти на 50%, и цены на импортный текстиль и ткани для его производства выросли, теперь они дороже отечественных в среднем на 20%.

«На рынке тканей для постельного белья значительную долю всегда занимали поставщики из Китая и Пакистана, однако сейчас они испытывают существенные трудности из-за девальвации рубля, — отметил Александр Ушаков в интервью BFM.ru. — Показательный момент: в феврале этого года стоимость китайского синтетического поликоттона впервые за всю историю превысила стоимость российской бязи из чистого хлопка. Конечно, сейчас идет массированное импортозамещение, и многие игроки рынка, которые ранее работали только с импортными тканями, сейчас ведут переговоры с отечественными производителями».

Отметим, что внешнеторговый оборот России с Китаем в январе 2009 года составил 2,365 млн долларов, и по отношению к январю 2008 году он сократился на 35,4%, в то время как в 2008 году рост оборота составил 69%.

Компания «Нордтекс», занимающая 7% рынка в сегменте производства постельного белья и 20% рынка в сегменте производства тканей для него, решила воспользоваться благоприятной конъюнктурой. «Мы работаем в среднем и низшем ценовом сегменте преимущественно, куда сейчас обратили свой взор потребители из чуть более высоких ценовых сегментов. В компании принят план по удвоению оборота, в том числе за счет импортозамещения», — пояснил Александр Ушаков.

Он добавляет, что иностранные производители занимают примерно 15% российского рынка. Но, как правило, они работают в верхнем ценовом сегменте, куда отечественные текстильщики и не пытались входить, поскольку он не интересен для значительных продаж. «Сейчас доля иностранных игроков, возможно, снизится еще больше — до 10%, — считает он. — Но это не окажет существенного влияния на рынок. Конкуренция сейчас идет между российскими игроками исключительно за передел долей рынка постельного белья».

По данным главного редактора портала «Российские торговые марки» Андрея Магарика, российские производители постельного белья в настоящее время занимают примерно две трети рынка. Отрасль представлена примерно 20 тысячами предприятий, на которых работает примерно 600 тысяч человек.

Однако, по словам эксперта, в сегменте дешевого постельного белья российские производители также конкурировали с иностранцами, преимущественно с китайскими текстильщиками. Рынок серьезно наводнен китайским контрафактом, он составлял примерно 50-60% от общего объема поставок из этой страны. «Однако теперь и эти иностранные поставщики текстиля, действительно, вынуждены будут уйти с рынка», — говорит эксперт и приводит такой пример: «Недавно был проведен опрос 300 китайских производителей текстиля. 80% из них отказываются работать с российскими компаниями, мотивируя это тем, что те требуют снижать цены».

При этом Андрей Магарик отмечает, что российским текстильным компаниям не стоит с оптимизмом смотреть в будущее. Рост производства тканей, который отражен в статистике Росстата, в частности, был обеспечен за счет увеличения объемов выпуска нетканых материалов, применяемых в медицине, в высокотехнологичных отраслях и т. д. Кроме того, для большинства текстильных российских компаний кредиты сейчас недоступны. В текстильной отрасли кризис уже привел к ликвидации одной из крупнейших в стране компаний — «Русского текстиля», объединявшего 81 предприятие и занимающей 23% рынка в сегменте постельного белья. «Еще в четвертом квартале прошлого года компания рапортовала об увеличении объемов производства, а теперь она уходит с рынка из-за невозможности выплатить долг, а 7 тысяч ее сотрудников будут уволены», — говорит Андрей Магарик.

Валентина Громобоева, заместитель гендиректора Союза производителей и экспортеров товаров легкой и текстильной промышленности («Союзлегтексэкспорт»), добавляет, что несмотря на появившиеся у российских предприятий возможности для увеличения объемов производства за счет импортозамещения производителям не стоит спешить с расширением производства. «Россияне в связи с кризисом покупают только товары первой необходимости, и спрос на постельное белье, в частности, падает. Россияне будут покупать новое белье только в случае его крайнего физического износа», — прогнозирует она.

Производители российского текстиля уже отметили, что спрос на их продукцию падает. Представитель компании «Экотекс» в разговоре с корреспондентом BFM.ru признал: «Сейчас на нашу продукцию, постельное белье в частности, очень низкий спрос. Часть наших клиентов — оптовых закупщиков и вовсе перестала существовать. При этом наши поставщики ткани подняли с начала этого года цены на треть, мотивируя это ростом цен на хлопок».

«Хлопок растет пропорционально росту доллара, естественные монополии повышают цены на свои услуги — откуда возьмется снижение себестоимости и, соответственно, цены?» — спрашивает Александр Ушаков.

По данным аналитика по сырьевым рынкам ФК «Евротраст» Сергея Горностаева, с начала марта хлопок вырос в цене на 13%. Сегодня цена фьючерса с ближайшей поставкой в мае 2009 года на бирже ICE почти достигла 46 центов за фунт. И опрошенные BFM.ru эксперты полагают, что цены на хлопок в течение года только продолжат рост на ожидании сокращения посевных площадей.

При этом, как замечает Андрей Магарик, российские производители текстиля ко всему прочему зажаты в тиски «большой политики». «Хлопок мы закупаем в основном в Узбекистане, а также в Таджикистане, Туркмении, Казахстане и Киргизии. Правительство России выполняет свои обязательства перед этими странами. При этом хлопок в африканской Мали, к примеру, дешевле, но производителям «рекомендовано» закупать сырье именно в СНГ».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию