16+
Понедельник, 2 августа 2021
  • BRENT $ 74.33 / ₽ 5425
  • RTS1635.90
2 апреля 2009, 11:47

Шины пока не катят

Лента новостей

С отступлением зимних холодов компании-производители автомобильных шин уже вовсю начали презентацию новинок летнего сезона 2009 года, а оживившиеся депутаты предлагать защитные меры по недопущению на отечественный рынок импортной продукции

Российские производители шин несут убытки. Фото: Митя Алешковский/BFM.RU
Российские производители шин несут убытки. Фото: Митя Алешковский/BFM.RU

С отступлением зимних холодов компании-производители автомобильных шин уже вовсю начали презентацию новинок летнего сезона 2009 года, а оживившиеся депутаты предлагать защитные меры по недопущению на отечественный рынок импортной продукции. Но рынок продаж пока не реагирует на предложение продукции.

В среду депутат-единорос Анатолий Иванов внес в Госдуме предложение об упорядочивании сроков эксплуатации автотранспортных средств с ошипованной резиной. По мысли народного избранника, в ПДД и Кодекс об административных нарушениях необходимо внести изменения с тем, чтобы в период с 1 мая по 30 сентября запретить эксплуатацию автотранспорта с ошипованными шинами, за исключением транспортных средств, зарегистрированных в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях.

По словам предложившего эти поправки депутата, региональные власти смогут установить дополнительные ограничения или сместить по времени период запрета тех или иных шин в зависимости от климатических условий. Если поправки будут приняты, то инспекторы ГИБДД, согласно подготовленному к первому чтению законопроекту, получат возможность штрафовать на 500 рублей владельца автомобиля с «неправильными» шинами.

По мнению парламентария, сославшегося на аналогичный законодательный опыт стран ЕС, Канады и США, внедрение новых правил позволит снизить количество ДТП и предотвратит разрушение дорожного полотна шипованной резиной. К тому же, проговорился Анатолий Иванов, это «создаст предпосылки для увеличения спроса на продукцию отечественных производителей шин и услуги шиномонтажа».

Вне зависимости от степени адекватности депутатского предложения погодным условиям российских городов (в Москве в этом году, например, было не более нескольких дней, когда использование шипов было оправдано), последняя оговорка весьма примечательна. Так, нынешние рыночные условия поставили российских производителей авторезины в очень сложные условия.

Например, чистый убыток одного из крупнейших российских производителей — «Нижнекамскшины» — за 2008 год, по предварительным данным, составил 183,4 млн руб против убытка 34,6 млн рублей за предыдущий год. Как говорится в сообщении предприятия, за IV квартал получен убыток 250,4 млн рублей против прибыли 17,25 млн за III квартал. В числе причин убыточности — превышение темпов роста выручки над темпами роста себестоимости и рост расходов ввиду списания дебиторской задолженности.

Несут убытки и другие российские предприятия, а многие из них из-за падения спроса в последние месяцы были вынуждены приостанавливать свою работу. Так, в феврале «Омскшина» возобновила после январского простоя выпуск шин для легковых автомобилей, сеялок и тракторных экскаваторов.

Десятикратно возрос в прошлом году и убыток крупнейшего украинского производителя «Росава» (6 млн шин в год), 27,6% продукции которого экспортируется в Россию.

По оценке Минэкономразвития России, в 2008 году производство шин для легковых автомобилей в России снизилось на 10,8% по сравнению с 2007 годом. Производство шин для грузовых автомобилей при аналогичном сравнении снизилось на 14,2%. Единственная положительная тенденция наблюдалась в сегменте сельскохозяйственных шин, производство которых выросло на 2,1%.

Падение производства продолжается и в первые месяцы этого года. По некоторым данным, вскоре будет сокращено около 500 работников Ярославского шинного завода, входящего в холдинг «Сибур-Русские шины». «В целом, единственная возможность сейчас для производителей — это расширять поставки на вторичный рынок, то есть непосредственно автолюбителям и компаниям, так как из-за катастрофического падения выпуска автомобилей рассчитывать на увеличение поставок продукции на заводы сейчас не приходится, — заявил BFM.ru ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. — Самая тяжела ситуация сейчас у российско-голландского шинного холдинга Amtel-Vredestein, но на большинстве других производств тоже нельзя исключить сокращения персонала».

Производство шин для грузовых автомобилей в январе-феврале 2009 года к соответствующему периоду 2008 года составило 20,4%, шин для легковых автомобилей — 46,9%. Падение производство идет вслед за сокращением спроса.

Но пока большинство производителей продолжает реализовывать ранее составленные планы по продвижению своей продукции на рынке и запуску в производство новинок. Так, «Нижнекамскшина» пока не заявляла об отказе от ранее заявленных планов: начиная с февраля и до конца текущего года поднять объем производства шин «Кама-Евро» по технологии фирмы Pirelli до 495 тысяч штук, а с 1 января 2010 года увеличить выпуск еще на 960 тысяч штук, достигнув отметки 2860 тысяч шин. При этом предприятие, которое номинировано фирмой «Соллерс» в качестве поставщика шин для автомобилей Fiat Dukato, уже запустило в производство несколько типоразмеров легковых радиальных шин и всего на 2008–2010 годы запланировало 14 новых образцов.

Продолжают продвижение на российском рынке своих брендов первого и второго эшелонов и иностранные производители. Например, Goodyear рекламирует свою новую шину OptiGrip, особенностью покрышки которой является то, что по мере ее износа проступает новый слой протектора. При этом, благодаря технологии SmartWear, в шине по мере износа открываются новые канавки и новый слой протектора. И чем больше пробег шины, тем лучше показатели на мокрой дороге. По уверениям специалистов компании, после пробега в 30 тысяч км тормозной путь OptiGrip на мокрой дороге на 20% короче, а после пробега еще в 20 тысяч км такая шина демонстрирует лучшее сопротивление аквапланированию, чем новые шины конкурентов. Стоимость таких покрышек в столичных магазинах варьирует от 3800 рублей за образец Goodyear OptiGrip 205/65 r15 94v до 8340 за Goodyear OptiGrip 225/50 R17 98W.

В свою очередь, французская компания Michelin (против нее сейчас возбуждено на родине дело по обвинению в неуплате налогов), отпраздновавшая в 2007 году столетие своего присутствия в России (за исключением советского периода), и первая, организовавшая здесь свое производство (в 2004 году в подмосковном Давыдове), представляет покрышки Michelin Energy Save. По словам менеджеров компании, эти шины являются продолжением модельного ряда Energy и представляют собой суперэкономичные покрышки для автомобилей малого и среднего классов. Срок службы этих шин — 45 тысяч км, их отличает еще меньшее сопротивление качению, чем у предыдущих образцов, что позволяет экономить больше топлива и обеспечивает меньший выброс CO2 в атмосферу.

А финская Nokian представляет новую высокоскоростную летнюю шину для городских внедорожников Hakka Z SUV new!. По уверениям компании, новинка имеет самые высокие индексы скорости V (240 км/ч), W (270 км/ч) и Y (300 км/ч) и ее отличает улучшенное сцепление на мокрой дороге, износостойкость и малошумность. Эти качества достигаются за счет использования многослойного строения протектора, резиновой смеси с рапсовым маслом и силикой, а также новым радиусом кривизны протектора.

Продолжится и процесс организации в России производств крупнейшими иностранными фирмами. Так, работающая в классе premium японская корпорация Yokohama Rubber Company (YRC) продолжает строительство в особой экономической зоне (ОЭЗ) «Липецк» завода производительностью 3,5 млн легковых шин в год. Он должен стать четвертым по счету, построенным иностранной компанией в России (помимо Nokian, Michelin и строящегося завода Pirelli).

Тестовые показатели этих шин превосходят продукцию все больше проникающих в Россию китайских брендов типа Goodride или Wanli, но сейчас, по крайней мере у себя дома, китайцы себя чувствуют гораздо лучше более известных мировых производителей.

И если в Европе и России производство шин снижается, то китайские шинные производители работают на полную мощность после того, как спрос подскочил вверх после мер, принятых правительством для стимулирования автомобильной промышленности. Вследствие этого закупки каучука также увеличились.

«В шинном секторе действительно наблюдался рост продаж с конца февраля, а заводы снова работают на полную мощность, — заявил на днях Шен Цзиньжун (Shen Jinrong), председатель Hangzhou Zhongce Rubber, второй по размеру шинной компании Китая. — Но все еще остается неясным, сколько это может продлиться». Продажи китайских автомобилей выросли в феврале на 25%, первый рост за 4 месяца после того, как правительство снизило налоги на некоторые модели.

По данным Ассоциации производителей резиновых изделий Китая, шины составляют 60-70% всех изделий из каучука, выпускаемых на территории страны. Цена на каучуковое сырье упала на 50% в прошлом году из-за крайне низкого спроса на шины. Объемы продаж в Европе снизились на 7,8%, а в США на 18% до 16-летнего минимума. Однако на 31 марта каучук с поставкой в августе поднялся в цене на токийской товарно-сырьевой бирже на 0,6% до 1,482 доллара за тонну.

В России, напротив, спад спроса продолжается. «Пока никаких признаков улучшения ситуации не предвидится, и, скорее всего, рынок продаж автопокрышек в 2009 году сократится на 25–30%», — прогнозирует Дмитрий Баранов.

По словам директора компании «Комторг-сервис» Павла Соломина, пока негативные прогнозы по рынку продаж оправдываются, но из-за того, что весна в Европейской части России и, в частности, в Центральном районе, задерживается, более точно о ситуации можно будет судить не раньше апреля.

«Что касается новинок, то их весной представили очень многие фирмы, но мы пока никакого особого интереса к ним со стороны покупателей не фиксируем. Отмечу, что сейчас торговые и дистрибьюторские компании оказались в очень тяжелой ситуации из-за трудностей с получением кредитов и в целом в связи с ситуацией на рынке. Из-за падения покупательского спроса у них скопились очень большие остатки продукции прошлого года, которую необходимо быстрее реализовать. Так что пока ни о каком повышении цен речь не идет», — сообщил BFM.ru Павел Соломин.

«Ничего не могу сказать о качестве китайских шин, так как мы с ними не работаем (компания специализируется на продукции Bridgestone и других ведущих мировых производителей, — BFM.ru), но сейчас по Москве много рекламы корейских марок Kumho и Hankook, — отметил эксперт. — Это связано с тем, что из-за девальвации воны ее стоимость по отношению к рублю практически не выросла, и сейчас корейцы стремятся воспользоваться этим и занять нишу на нашем рынке. А в самом тяжелом положении из-за подорожания иены оказались японцы».

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию