16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 85.78 / ₽ 7942
  • RTS1128.58
28 ноября 2011, 20:00

Российские Железные Дороги намерены привлечь в следующем году 100 миллиардов рублей заемных средств

Лента новостей

Интервью Вадима Михайлова, старшего вице-президента РЖД

Вложения государства в железнодорожную инфраструктуру могут не только поддержать ее в достойном состоянии, но и привлечь частных инвесторов.

Российские железные дороги (РЖД) нуждаются в том, чтобы государство как основной акционер разделило их риски долгосрочных вложений, говорит старший вице — президент по экономике и финансам Вадим Михайлов.

В таких странах, как Германия, между Deutsche Bahn и владельцем инфраструктуры, государством, подписывается порядка 27 различных документов, которые закрепляют обязательства владельца инфраструктуры по поддержанию инфраструктуры в адекватном состоянии (это скорость участков, безопасность участков, балльность пути — оценка всяких элементов, связанных с безопасностью).

С другой стороны, государство обязуется поддерживать эту инфраструктуру с точки зрения финансирования.

Мы считаем, что если мы сможем подписать такого рода документ — например, сетевой контракт, и в нем закрепить содержание инфраструктуры, а также отдельно сделать документ по ее целевому финансированию, примем долгосрочные тарифные решения, то это позволит ОАО «РЖД» привлекать деньги на определённых условиях — для того, чтобы, в том числе, финансировать инфраструктуру.

Помимо денег от государства, РЖД вкладывает в развитие инфраструктуры собственные и заемные средства. Компания выходит на рынок капитала с различными инструментами, чтобы диверсифицировать и предложить свои бумаги самому широкому кругу инвесторов.

В 2010-м году это был выпуск долларовых облигаций, при предложении в 1 млрд долларов спрос был 9,2 млрд долларов. Беспрецедентной была переподписка, после чего мы увеличили выпуск облигаций с 1 млрд до 1,5 млрд долларов, чтобы удовлетворить спрос инвесторов.

В этом году был такой же аналогичный выпуск еврооблигаций в фунтах стерлингах. Мы планируем часть долга привлечь через инструменты еврооблигаций на следующий год. Оставшуюся часть мы будем финансировать, конечно, за счёт рублёвого рынка. Считаем, что публичный долг сейчас наиболее привлекательный — более привлекательный, чем двусторонние кредиты. У нас минимальное количество кредитов вообще.

Несмотря на высокий спрос на облигации компании, от инвесторов нельзя взять в долг слишком много, даже если предложение по бумагам намного превышает планируемый объем выпуска. Долги надо обслуживать, и иногда их масса становится критической — это стало особенно очевидным на фоне того долгового кризиса, с которым не могут разобраться даже целые государства. Допускать критических уровней нельзя.

РЖД самостоятельно может занимать определённую сумму денег. Сейчас соотношение по международным стандартам финансовой отчётности, консолидированной отчётности группы долг к EBITDA составляет единицу. Наши внутренние политики по риск-менеджменту предписывают нам, соответственно, иметь соотношение долга к EBITDA в районе 1,8. Поэтому простор для заимствования есть. На следующий год инвестпрограмма будет профинансирована где-то около 100 миллиардов рублей с заёмными средствами. Здесь очень важно, что вот эта тенденция не должна носить обвальный характер. Хотя показатели самих долговых бумаг компании более чем успешны.

Я думаю, это одни из самых низких ставок в РФ. Я приведу вам пример, что облигации в фунтах стерлингах были выпущены под 7,4% годовых. Так как мы имеем часть выручки, поступающей к нам за международные перевозки, в швейцарских франках, мы приняли решение минимизировать риски путем перевода конвертации фунтов стерлингов в швейцарские франки. Фиктивная ставка с учетом всех комиссий, которые были оплачены, составила всего 5%.

Длинные деньги, которые привлекаются за счет облигаций, вкладываются в долгосрочные проекты, которые впоследствии должны окупить и инвестированные средства и ставку по ним.

Еврооблигации, которые ОАО «РЖД» в апреле этого года разместило в фунтах стерлингах в размере 650 млн (это в эквиваленте больше миллиарда долларов) на срок 20 лет.

Инвесторы верят РЖД, выкупая такие долгие облигации. То есть мы можем часть инфраструктурных проектов, которые имеют срок окупаемости до 20 лет, финансировать за счет такого длинного долга. И такие проекты у нас есть: ряд проектов на северо-западе, ряд проектов на юге России по этим двум направлениям.

Но даже самые дешевые деньги не всегда могут эффективно работать в ряде проектов. Для государства, напротив, с учетом того, что ставка по гособлигациям ниже — могут дать прибыль. Россия имеет очень небольшой публичный долг. В таких направлениях, как Дальний Восток, БАМ, Транссиб, вложение денег, привлеченных в долг даже по самой низкой ставке, для компании может оказаться неэффективным.

Более низкодоходные грузы, которые идут в этом направлении, такие, как уголь, не позволяют окупать инвестиции на горизонте 20 лет. Вот здесь мы говорим о том, что государство должно взять на себя ответственность и финансировать эти инфраструктурные проекты. Экономическая окупаемость такого рода инвестиций для государства наступает на горизонте 15 лет, что, в принципе, достаточно приемлемо. У нас на уровне самого РЖД, если, например, занимать деньги, такой эффективности не достичь.

Есть мировая практика выпуска инфраструктурных облигаций, когда конкретный проект выступает обеспечением по бумагам. Это позволяет снизить ставку. Формально это происходит за счет того, что инвесторам обещано: не вернутся деньги — есть активы. Для РЖД такое преимущество, как финансовая помощь от государства, в этом случае оборачивается препятствием.

Мы не можем, к сожалению, выпускать облигации под конкретные проекты, потому что финансирование бюджета РФ имеет обезличенный характер. Т.е. любое заимствование поступает в общий котел, из которого финансируются приоритетные проекты. Но мы считаем, что принцип финансирования инфраструктуры, можно называть его инфраструктурными облигациями или по-другому, должен быть сохранен.

Государство вкладывает в инфраструктуру через уставной капитал ОАО «РЖД» и получает эффект от реализации данных мероприятий. Инструмент, естественно, мы с Минфином будем искать. И должны в ближайшее время найти такие способы финансирования.

Одним из вариантов финансирования являются пенсионные накопления, которые должны работать. Мы считаем, что инвестиции в инфраструктуру с гарантированным доходом позволяют тем фондам, которые будут инвестировать пенсионные деньги в такого рода проекты, получить достаточно адекватную степень доходности для реализации своих собственных задач.

У РЖД большая инвестиционная программа, но и инфраструктуры, которую нужно поддерживать в рабочем состоянии достаточно. Резко снизить количество расходов не получится.

На 2011-й год была скорректирована инвестпрограмма: она составляет 413 млрд рублей, это окончательные цифры, с которыми мы заканчиваем этот год. И на 13-й год была принята инвестпрограмма в размере 411 млрд рублей. Но в этом и следующем году инвестиционная программа отчасти финансируется за счет продажи дочерних предприятий. В 2013 году планов по продаже нет, а значит, понадобятся дополнительные деньги. С учетом того, что компания не может себе позволить до бесконечности увеличивать долг, поддержка государства необходима.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию