16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
14 декабря 2011, 17:58 ПроисшествияТехнологииПраво

Германские прокуроры подбираются к делам Леонида Реймана

Лента новостей

В Германии ожидают начала дела об отмывании «русских денег». Прокуратура обвиняет бывших и действующих сотрудников Commerzbank и датского юриста в помощи в легализации 150 млн долларов экс-министру связи России

Экс-министр информационных технологий и связи Леонид Рейман ранее неоднократно отрицал свое отношение к отмыванию средств. Он также отрицал, что имеет доли в телекоммуникационных активах, которые попали под расследование.  Фото: ИТАР-ТАСС
Экс-министр информационных технологий и связи Леонид Рейман ранее неоднократно отрицал свое отношение к отмыванию средств. Он также отрицал, что имеет доли в телекоммуникационных активах, которые попали под расследование. Фото: ИТАР-ТАСС

В Германии вынесено обвинение группе лиц в отмывании 150 млн долларов в пользу бывшего министра информационных технологий и связи России Леонида Реймана. В списке обвиняемых пять человек в возрасте от 48 лет до 61 года. Четверо из них — действующие или бывшие топ-менеджеры Commerzbank, еще один — датский юрист Джеффри Гальмонд

По версии прокуратуры, все они оказывали содействие бывшему министру информационных технологий и связи России Леониду Рейману в продаже телекоммуникационных активов, которые он, предположительно, контролировал через офшорные компании, не раскрывая личность подлинного владельца, сообщает The Wall Street Journal. Обвинения выдвинуты после шестилетнего расследования.

Главный прокурор Дорис Меллер-Шой заявила во Франкфурте, что предъявлены обвинения в уклонении от налогов, мошенничестве и шантаже. Как утверждает сторона обвинения, была создана целая сеть подставных компаний, переводивших капиталы друг другу. Двое из обвиняемых основали для подобных целей фирму во Франкфурте. С 1995 по 2008 годы они помогали перекачивать деньги из Москвы в Европу и далее на Бермуды с тем, чтобы на легальных основаниях вернуть их в Россию.

Сommerzbank не дает каких-либо комментариев по этому поводу, подчеркивая лишь то, что считает одним из главных своих приоритетов пресечение отмывания денег. «Нам известно, что во вторник генпрокуратура сделала сообщение для прессы. Однако оно обращено не против банка, а против отдельных людей. Официального комментария мы не даем», — сообщили BFM.ru во франкфуртской штаб-квартире банка.

Накануне представитель прокуратуры во Франкфурте сообщила, что сейчас «по крайней мере, один» из обвиняемых работает в банке, пишет WSJ. Двое покинули банк в 2002 году и, как предполагается, продолжают консультировать Гальмонда и Реймана. Еще один обвиняемый ушел из банка в 2006 году. Ни один из них не ответил на запрос WSJ.

Суть обвинений

В поле зрения германского следствия оказалась неоднозначная с точки зрения закона приватизация в российской телекоммуникационной сфере.

С 1996 по 2001 годы немецкий банк управлял рядом телекоммуникационных активов по доверенности Джеффри Гальмонда, пишет WSJ. Обвинители утверждают, что Гальмонд, владелец юридической фирмы J. P. Galmond & Co в Копенгагене, действовал как прикрытие для Реймана. А телекоммуникационный бизнес из государственного был переведен в частный — во владение нескольких зарубежных компаний, которые Рейман создал и контролировал в 1990-е годы.

Не исключено, что речь идет о сделках с «Телекоминвестом». Компания была основана в 1994 году двумя телекоммуникационными предприятиями Санкт-Петербурга — ОАО «Петербургская телефонная сеть» (ПТС) и ОАО «Санкт-Петербургский междугородный международный телефон» (СПб ММТ), подконтрольных государству. В 1994 году Рейман занимал должность директора по международным связям ПТС и являлся членом правления компании.

Через год, в 1995-м, контроль над «Телекоминвестом» получила компания First National Holding (FNH), а доля ПТС и СПб ММТ резко сократилась — с 95% до 15%. В документах за 1996–2002 годы Commerzbank называл себя основным владельцем FNH. Но, как писали в 2005 году «Ведомости», настоящим владельцем FNH был именно Гальмонд, который считал, что «не стоит демонстрировать реальные масштабы своего бизнеса».

Сейчас «Телекоминвест» контролируется бизнесменом Алишером Усмановым. «Дочке» «АФ Телекома» — ООО «Олимп» — принадлежит 58,91%, ООО «АФ Телеком Холдинг» — еще 15%. Шведская «ТелияСонера Актибулаг» (TeliaSonera. Aktiebolag) владеет 26,09% (согласно данным списка аффилированных лиц «Телекоминвеста» на 30 сентября 2011 года).

В начале расследования Дорис Меллер-Шой указывала в интервью «Ведомостям», что сотрудники Commerzbank, возможно, помогали «некоторым людям, зарабатывавшим на сделках с российскими активами, легализовать эти средства с использованием подставных фирм и фондов». В январе 2008 года Commerzbank согласился с вердиктом франкфуртского суда о выплате 7,3 млн евро — штрафа в размере 1 млн евро и 6,3 млн евро конфискованных прибылей от незаконной деятельности. Суд постановил, что Commerzbank в своих годовых отчетах с 1996 по 2001 год точно не сообщал об активах, которыми он, по его же утверждению, владел по доверенности Гальмонда.

Леонид Рейман, по мнению WSJ, является одним из давних друзей Владимира Путина, в российской прессе его причисляют к команде «питерских». Немецкая Süddeutsche Zeitung материал о шестилетнем расследовании озаглавила красноречивым названием «Человек Путина для долларов».

WSJ обращает внимание на то, что Рейман руководил отраслью, активами в которой он, по версии следствия, владел. С 1999 года по 2004 год Рейман занимал пост министра связи и информатизации, с 2004 по 2008 годы — министра информационных технологий и связи. В 2008 году с началом президентства Дмитрия Медведева он занял пост советника президента. Он подал в отставку в сентябре 2010 года по собственному желанию.

Обвинители во вторник сообщили, что продолжают параллельное расследование, связанное с Рейманом, одним из самых высокопоставленных российских экс-чиновников, столкнувшихся с уголовным делом за пределами России. Экс-министр ранее неоднократно отрицал свое отношение к отмыванию средств. Он также отрицал, что имеет доли в телекоммуникационных активах, которые попали под расследование, напоминает WSJ.

Никто не виноват?

Сейчас Леонид Рейман занимает посты генерального директора НПО «Ангестрем», председателем наблюдательного совета компании Mandriva, а также является членом попечительского совета Института современного развития.

«К нам никто из данной страны не обращался ни с какими вопросами. Никакой иной информацией мы не обладаем. Вопрос этот был рассмотрен много лет назад. Удивлены появившимися в ряде СМИ не соответствующими действительности утверждениями», — сообщил BFM.ru представитель Леонида Реймана.

Издание Frankfurter Rundschau выражает сомнение в том, что Рейман когда-либо окажется на скамье подсудимых. «То и дело звучали обвинения, что Рейман разбогател за счет приватизации государственных производств и на эти деньги основал свою собственную империю, — поясняет издание, — Но расследования в отношении него глохли уже на начальной стадии; московская генпрокуратура не находила достаточных оснований для возбуждения дела».

«Сдержанность немецких следователей в отношении российского экс-министра странным образом контрастирует с имеющимися сведениями. Реймана в разных документах называют «покровителем» трастовых компаний», — добавляет Süddeutsche Zeitung.

В 2006 году было закрыто параллельное расследование по делу Клауса-Петера Мюллера, который тогда занимал пост главного исполнительного директора Commerzbank. Подозрения, что Мюллер, с 1996 по 1999 годы отвечавший за восточно-европейское направление банка, преступил закон, были сочтены безосновательными.

Джеффри Гальмонд ранее неоднократно отрицал причастность к делу по отмыванию доходов. Он утверждал, что является прямым владельцем долей в телекоммуникационных активах. Получить от него комментарии не удалось.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию