16+
Воскресенье, 21 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
8 апреля 2009, 08:24

Бразильские крылья для российского истребителя

Лента новостей

Бразилия может стать партнером России по производству истребителей пятого поколения, заявил представитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству. Мнения экспертов о причинах такого заявления разделились

Истребитель Т-50 может иметь родиной Бразилию. Фото: paralay.com
Истребитель Т-50 может иметь родиной Бразилию. Фото: paralay.com

«С известной авиастроительной бразильской компанией Embraer мы обсуждаем вопросы обмена технологиями, передачу, создание на базе корпорации площадки для сборки и лицензионного производства в будущем авиатехники. Речь идет о таком перспективном направлении, как российский истребитель пятого поколения. Пока это в начальной стадии, на уровне теории. Но мы это допускаем», — заявил во вторник первый заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Александр Фомин.

Истребитель пятого поколения должен придти на смену машинам четвертого поколения машины — таким, как Су-27, МиГ-29, находящимся в эксплуатации с последней четверти прошлого века. Предпроектная разработка машин пятого поколения началась практически одновременно в СССР и США, где этот проект был доведен до конца, и с конца 2005 года в США вступила в строй первая эскадрилья истребителей F-22A Raptor. Кроме того, в США разрабатывается по программе JSF более легкий однодвигательный истребитель F-35.

Бразильская авиастроительная компания Embraer является ведущим производителей боевых самолетов в своем регионе и, в частности, производит использующиеся в армиях многих государств учебно-боевых самолетов Tucano и Super Tucano, которыми пользуются армии многих государств. Недавно руководство ВМС США заявила о намерении взять в лизинг последние машины, чтобы использовать их для поддержки спецподразделений в локальных конфликтах.

По словам Фомина, российско-бразильские точки соприкосновения возможны и на других направлениях, например по военно-морской тематике. «Возможно участие их (бразильской) промышленности, и это их требование, не только в программе по обслуживанию вертолетов Ми-35М, но и военно-транспортных вертолетов типа Ми-17, Ми-8, которые также имеют перспективу в Латинской Америке, в том числе и на бразильском рынке», — сказал представитель ФСВТС, отметив, что гражданские версии этих вертолетов имеют уже опыт эксплуатации в Бразилии, других странах Латинской Америки, в том числе в высокогорных районах и даже на Южном полюсе.

«С аргентинскими партнерами, в рамках совместных исследований Южного полюса в интересах минобороны Аргентины, помимо нашего ледокольного судна, участвовала вертолетная техника. Причем вертолетная экспедиция летала на 1,5 тысячи километров и достигла полюса. Такого еще никто не совершал, это показатель надежности нашей вертолетной техники», — сказал Александр Фомин.

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов оценивает высказывание российского чиновника так: он уверен, что о реальном сотрудничеству по проекту истребителя речи не идет, а просто Москва пытается усилить свои позиции в преддверии вторично проводимого Бразилией тендера на закупку авиатехники. Кроме российских самолетов свои машины предложили французы и американцы, которые, по мнению Пухова, пока являются фаворитами.

«Заявляя о возможном сотрудничеству по истребителю 5-го поколения Александр Фомин всего лишь усиливает переговорные позиции России (которая, как правило, передает технологии заказчику) по тендеру», — пояснил BFM.ru эксперт. При этом он предположил, что Бразилия затянет, а затем и вовсе отменит этот тендер. «Самолеты обычно закупают страны, которые находятся в хорошем финансовом положении или собираются воевать. Сейчас кризис, Бразилии воевать не с кем не собирается — ни с Аргентиной, ни с Колумбией, ни с Венесуэлой. Поэтому сейчас самолеты ей в действительности не нужны», — заключил Руслан Пухов.

Между тем в России сейчас продолжается работа над проектом самолета пятого поколения под условным названием «перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА, Т-50, Изделие 701, истребитель 21); ведет ее консорциум из КБ Микояна, Яковлева и Сухого.

Первый полет ПАК ФА запланирован на этот год, а его серийное производство - на 2012-2015. Истребитель планируется также поставлять на экспорт. Испытания двигателя для истребителя пятого поколения были успешно завершены в конце 2006 года. Серийное производство истребителей планируется разместить на производственном авиационном объединении имени Ю.А.Гагарина в Комсомольске-на-Амуре.

Ранее российская сторона в рамках работы над этим проектом заключила соглашение с Индией, согласно которому специалисты двух стран будут совместно заниматься разработкой истребителя пятого поколения на основе ПАК ФА. Российские ВВС планируют принять на вооружение одноместный вариант нового самолета, а ВВС Индии рассчитывают получить двухместный вариант для выполнения более широкого набора задач.

Затем, в апреле прошлого года, Россия и Бразилия подписали соглашение о совместной разработке истребителя пятого поколения, а также космических ракет для вывода на орбиту тяжелых спутников. Соглашением предусмотрена передача бразильской стороне технологий производства перспективных боевых самолетов и бортового оборудования для них. В том числе технологий обеспечения малозаметности по типу «стелс», композитных материалов и радиолокационных станций.

Бразилия уже освоила производство ракет-носителей малой и средней грузоподъемности и теперь при технологическом содействии со стороны России собирается создать носители, выводящие на орбиту тяжелые спутники.

Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин расценивает новость о том, что российский истребитель 5-го поколения будет по лицензии производится в Бразилии, как свидетельство проблем, сопровождающих разработку этой машины. «Это интересная новость, и суть дела, по-видимому, заключается в том, что Россия не способна самостоятельно справиться с этой задачей и поэтому ищет тех партнеров, которые обладают необходимым уровнем технологий, но одновременно безопасны в будущем в военном отношении, — заявил BFM.ru эксперт. — Совершенно очевидно, что Китай не может быть такой страной для сотрудничества, тогда как Бразилия и Индия для нас безопасны».

Александр Храмчихин затруднился оценить те технологии, которыми обладает Бразилия, однако отметил, что экспорт бразильских боевых самолетов в США свидетельствует об их высоком технологическом уровне. По его мнению, Россия отстала от США в разработке истребителя 5-го поколения примерно на 20 лет и сейчас, особенно в условиях финансового кризиса, наверстывать упущенное будет особенно сложно.

Ежегодные затраты на разработку истребителя пятого поколения превышают 1,5-2 млрд долларов в год, и привлечение иностранного партнера позволяет снизить нагрузку на бюджет и ускорить реализацию проекта, передав некоторые второстепенные работы зарубежным предприятиям.

«Сотрудничество с Бразилией объясняется тем, что выбор у нас невелик. И в условиях, когда денег было выше крыши, по этому проекту сделано было мало, а сейчас, когда финансирование урезается, средств будет отпускаться еще меньше. Сказать, когда самолет будет реально готов, сложно, а что касается заявлений о том, что полеты начнутся в этом году, то у нас часто делаются заявления, которые потом не подтверждаются», — считает Александр Храмчихин.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию