16+
Пятница, 25 мая 2018
  • BRENT $ 76.96 / ₽ 4776
  • RTS1167.15
28 декабря 2011, 18:40 ОбществоПроисшествияСМИПолитикаКонфликты
Актуальная тема: Итоги года

Борьба за «Власть» стала медиасобытием года

Лента новостей

Самым заметным событием уходящего года в медиаотрасли «Медиалогия» назвала увольнение главного редактора журнала «Коммерсантъ – Власть» Максима Ковальского и гендиректора «Ъ-Холдинга» Андрея Галиева за публикацию материалов об итогах парламентских выборов

Владелец ИД «Коммерсантъ» Алишер Усманов расстался с главредом журнала «Власть» Максимом Ковальским. Фото: РИА Новости
Владелец ИД «Коммерсантъ» Алишер Усманов расстался с главредом журнала «Власть» Максимом Ковальским. Фото: РИА Новости

Компания «Медиалогия» подготовила рейтинг событий в отрасли медиа, вызывавших большой общественный резонанс. В top-20 вошли увольнение главного редактора «Власти» Максима Ковальского, закрытие газеты News of the World Руперта Мердока, убийство основателя еженедельника «Черновик» Хаджимурада Камалова, уход Виталия Вульфа и Льва Николаева, сделки и скандалы.

«Каждый мой шаг в редакции сопровождали крепкие рукопожатия и новодевичьи вздохи»

Серьезные кадровые перестановки произошли в ИД «Коммерсантъ» 13 декабря: владелец издательского холдинга Алишер Усманов отправил в отставку главного редактора журнала «Коммерсантъ-Власть» Максима Ковальского и гендиректора ЗАО «Коммерсантъ-Холдинг» Андрея Галиева. Генеральный директор издательского дома Демьян Кудрявцев сам подал в отставку, но, скорее всего, она не будет принята.

Гнев Усманова вызвала публикация материалов в поствыборном номере журнала «Коммерсантъ-Власть». «Эти материалы граничат с мелким хулиганством», — объяснил Алишер Усманов, не исключив возможности обращения в суд за их публикацию с иском к Максиму Ковальскому. Однако на следующий день сотрудники Ъ подписали письмо протеста против увольнения Ковальского, а вечером Алишер Усманов встретился с коллективом.

16 декабря стало известно, что Максим Ковальский уйдет в отставку с формулировкой «по соглашению сторон». Позже он опишет свои впечатления: «В первой половине дня я еще понимал, что всего лишь выпустил очередной номер. Что в этом номере всего лишь честно описаны нечестные выборы. Что фотография бюллетеня с матерным ругательством в адрес премьера Путина — это всего лишь фотография и поставить ее в номер — просто моя работа, а не подвиг разведчика. … К концу рабочей недели, а на работу я продолжал ходить исправно, мое непосредственное начальство, немало через меня пострадавшее в эти дни, заговорило со мной примирительно. Ко мне уже намертво приклеились эпитеты «старейший», «опытнейший», «талантливейший», а то и «краеугольный» — не хватало только пламенного и виднейшего. Каждый мой шаг в редакции сопровождали крепкие рукопожатия и новодевичьи вздохи».

Это событие занимает первое место в рейтинге «Медиалогии».

День рождения ВГТРК

На второй строке — приезд президента Медведева на «Яму», в офис ВГТРК в день 80-летия компании. В мае исполнилось двадцать лет Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК).

В составе ВГТРК телеканалы: «Россия 1», «Россия 2», «Культура», информационный канал «Россия 24», детский «Карусель», радиостанции «Радио России», «Маяк», «Вести ФМ», «Культура», а также ряд специализированных спутниковых телеканалов, интернет-ресурсы и более 80 филиалов ГТРК, вещающих в большинстве регионов страны. Доходы от рекламы государственной телерадиокомпании в 2010 году составили 17,6 млрд рублей.

Накануне юбилея, 12 мая, студийный комплекс ВГТРК на 5-й улице Ямского поля посетил президент Дмитрий Медведев. Надо сказать, что государство материально поддерживает свою главную телерадиокомпанию. Только в 2011 году из бюджета ВГТРК получила 18,8 млрд рублей.

У них за прослушку закрывают издания

Главным зарубежным медиасобытием года, нашедшим отражение в российских СМИ, стал скандал вокруг газеты News of the World, входящей в News Corporation Руперта Мердока. Скандал вспыхнул в июне, поводом стала информация о том, что репортеры издания прослушивали телефоны.

Вдвойне возмутительным стало то, что прослушивались не только знаменитости, но и обычные люди, попавшие в необычные драматические ситуации. В их числе оказались семьи британских солдат, погибших в Афганистане, родственники жертв терактов в Лондоне 7 июля 2005 года, и даже девочка-школьница, погибшая от бомбы террористов.

Руперт Мердок закрыл издание из-за скандала с прослушкой. Фото: AP

Пострадавшие обратились в суд с исками. Чтобы минимизировать расходы и имиджевые риски, руководство холдинга вскоре закрыло издание.

Однако это не спасло самого Мердока и его сына от разъяснений в британском парламенте. Медиамагнат впоследствии заявил, что это был самый унизительный день в его жизни. Кроме того, своих постов лишились несколько топ-менеджеров медиахолдинга, а сама News Corporation окончательно потеряла надежду на покупку новых медиаактивов в Великобритании.

Вырвавшись из плена

На четвертом месте рейтинга — захват ливийской оппозицией спецкорреспондентов «Комсомольской правды» Дмитрия Стешина и Александра Коца. Их захватили 8 апреля, приняв за сторонников Каддафи. Они успели выйти на связь и передать, что их пленили повстанцы и везут в неизвестном направлении. В 18:15 Коц и Стешин смогли вновь дозвониться до редакции «КП» и сообщили, что их доставили в столицу повстанцев Бенгази и держат на закрытой военной базе под городом бывшей военной части. У журналистов отобрали все документы и аппаратуру. Журналисты были освобождены 9 апреля, вероятно, после вмешательства МИДа РФ.

Не болтай

Под пятым номером рейтинга — скандал с Дмитрием Губерниевым по поводу «нецензурных слов» в адрес голкипера питерского «Зенита» Вячеслава Малафеева.

Инцидент произошел 28 августа во время рекламной паузы на федеральном канале «Россия 2», где транслировался матч «Спартак» – ЦСКА. Игра транслировалась не только по ТВ, но и в Сети, где в перерывах отсутствует реклама и иногда слышны технические переговоры комментаторов. Зрителям, наблюдавшим за воскресным эфиром в Интернете, был слышен не предназначенный для эфира разговор Губерниева с экспертом Дмитрием Градиленко. Журналист дал резкую оценку игровым качествам вратаря «Зенита» Вячеслава Малафеева, а также поделился сплетнями о ДТП, в котором погибла жена голкипера Марина Малафеева. Весь разговор был сдобрен изрядной порцией нецензурной лексики.

В связи с этим «Зенит» написал официальное письмо, адресованное РФС, РФПЛ и ВГТРК. Губерниев извинился, но был на время отстранен от эфира.

Конфликт в «Известиях»

На шестой строчке — конфликт в редакции газеты «Известия». 7 июня новый издательский дом «Айньюс» выпустил свой первый номер газеты «Известия». В тот же день был улажен конфликт между частью трудового коллектива, которую возглавил замглавного редактора Сергей Мостовщиков: финансовые вопросы — ценой 2 млн долларов — были урегулированы.

Предыстория конфликта такова: в феврале этого года генеральный директор ООО «Ньюс медиа Рус» (издания «Жизнь», «Твой день» и Life News) Арам Габрелянов стал заместителем генерального директора «Национальной медиа группы», которая является собственником газеты «Известия». В апреле Габрелянов пригласил на должность главного редактора «Известий» Александра Малютина, а его предшественника, Виталия Абрамова, отправил в отставку. В конце апреля Арам Габрелянов стал председателем совета директоров ОАО «Известия», было объявлено о переезде газеты из здания на Пушкинской площади в помещение холдинга Габрелянова на 5-й улице Ямского поля. Реорганизация привела к расколу трудового коллектива, о чем «старая гвардия» сообщила 5 июня в открытом письме.

«Серебряный шар» разбился

В Москве 14 марта в возрасте 80 лет скончался известный телеведущий Виталий Вульф. Юрист по образованию, Виталий Вульф избрал другую стезю. Последние годы жизни он отдал созданию своего цикла передач под названием «Мой серебряный шар» и радиостанции «Культура», где он занимал должность главного редактора. Виталий Вульф был удостоен большого количества наград. Он являлся заслуженным деятелем искусств Российской Федерации, лауреатом премии «ТЭФИ», указом президента РФ был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени.

DDoS-атаки на СМИ перед парламентскими выборами

На 8-й позиции рейтинга — DDoS-атаки на СМИ перед выборами в Госдуму.
В ночь с 3 на 4 декабря перестали работать сразу несколько информационных сайтов. Среди них — веб-ресурс ассоциации «Голос», которая занималась мониторингом выборов и реализовала совместно с «Газетой. Ру» интернет-проект «Карта нарушений». Пострадали также сайты «Эха Москвы», Slon.ru, «Большой город», The New Times, Livejournal, «Антикарусель» и сайт «Коммерсанта», однако его работу вскоре удалось восстановить.

Люка Хардинга ненадолго выслали

Журналисту британской газеты Guardian Люку Хардингу пограничные власти России 5 февраля отказали во въезде и отправили обратно в Великобританию. Это решение российских властей вызвало широкий резонанс в Великобритании и среди иностранных журналистов в России.

Хардинг работал корреспондентом Guardian в Москве в течение четырех последних лет. В апреле 2010 года его задерживали в Ингушетии. Незадолго до инцидента Хардинг был вовлечен в публикацию в Guardian материалов WikiLeaks, в том числе о России. Многие сочли решение МИДа РФ политическим, однако 12 февраля Хардинг, получив российскую визу, прибыл в Москву.

Не стало гения научно-популярного телевидения

В Москве 21 мая скончался известный телеведущий Лев Николаев, член-корреспондент Академии естественных наук России, член киноакадемии «Ника», Совета по неигровому кино Союза кинематографистов России, Академии российского телевидения и Международной академии телевидения и радио.

С 1973 по 1986 годы Лев Николаев вместе с Сергеем Капицей был автором программы «Очевидное-невероятное» и ее редактором, с 1989 по 1996 годы — автором и ведущим программы «Под знаком «Пи». С 1998 года автор и ведущий программы «Цивилизация», а c 1999 года — программы «Гении и злодеи уходящей эпохи». Кроме того, Николаев выступил как один из создателей первых телемостов СССР — США. Президент национальной ассоциации теле-радиовещателей Эдуард Сагалаев назвал его «гением научно-популярного телевидения».

Абрамович продал свою долю на «Первом»

СМИ обратили внимание на сделки по слияниям и поглощениям в отрасли. Наибольшее внимание в этом году привлекла сделка по покупке 25% акций «Первого канала» структурами холдинга «Национальная медиа группа», подконтрольного братьям Ковальчукам.

Совладелец банка «Россия» Юрий Ковальчук выкупил у Абрамовича 25% «Первого канала». Фото: РИА Новости

Продавцом актива выступила компания Millhouse, управляющая активами Романа Абрамовича. При этом акции продавались не напрямую, а через компанию ООО «Растрком-2002», которая и контролировала пакет. По неофициальной информации сумма сделки составила около 150 млн долларов.

Life News подслушивает

Шесть часов разговоров Бориса Немцова, сопредседателя незарегистрированной партии ПАРНАС, оказались в распоряжении Life News холдинга News Media Арама Габрелянова. Часть файлов была выложена 19 декабря и вызвала большой резонанс. «Через час на LifeNews опубликуем такие аудио, господа либералы, что Вы просто о***ете от своих оппозиционных лидеров», — анонсировал их публикацию главред издания Ашот Габрелянов в своем микроблоге в Twitter.

Борис Немцов извинился за нецензурные выражения, а также обратился с жалобой в Генпрокуратуру.

Юбилей ТВ

17 ноября в Государственном Кремлёвском дворце отпраздновали 80-летие отечественного телевидения. «Я тоже сейчас стоял и думал, что такое телевидение: искусство, бизнес, информационный поток, в котором мы получаем необходимые ориентиры и как-то позиционируемся? Невозможно ответить на этот вопрос. Но я могу сказать одну вещь, очень простую. Для всех, кто собрался в этом зале, телевидение — это другое. Это жизнь, которой вы живёте», — заявил Дмитрий Медведев.

Он вручил государственные награды одиннадцати работникам телевидения. Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени награждены диктор Игорь Кириллов, главный научный сотрудник ФГУП НИИ радио Марк Кривошеев, советник Главного секретариата ВГТРК Анатолий Лысенко, президент ЗАО телевизионного творческого объединения «АМиК» Александр Масляков, президент НКО «Национальная Ассоциация Телерадиовещателей» Эдуард Сагалаев, диктор Анна Шатилова.

Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени награждены Николай Дроздов, Сергей Капица, обозреватель НТВ Владимир Кондратьев, главный редактор дирекции информационного вещания НТВ Татьяна Миткова и Бэлла Куркова, замглавного редактора по работе с г.Санкт-Петербургом главной редакции ЭСМИ «Телеканал «Россия-Культура» .

Еще раз о ТВ

На 14-й строке рейтинга «Медиалогии» — заявление президента о создании общественного телевидения. Впервые Медведев озвучил идею в июле. Тогда он сказал, что «общественное телевидение — штука хорошая».
22 декабря во время оглашения послания Федеральному Собранию президент заявил, что «ни один из владельцев этого нового средства массовой информации не должен иметь определяющего влияния на принятие любых решений: ни государство, ни частный владелец». Финансировать ОТВ, скорее всего, будут государство и сами россияне.

Медведев поручил представить предложения о создании в России общественного телевидения на базе одного из федеральных каналов к 1 марта. Ответственными назначены премьер Владимир Путин и глава администрации президента Сергей Иванов.

Русская служба BBC ушла в Интернет

26 января 2011 года Русская служба BBC объявила о существенном сокращении количества радиопрограмм. А 26 марта, после празднования 65-летия службы, вышла последняя радиопередача.

Первая передача на русском языке вышла в эфир Би-Би-Си 23 июня 1941 года. Диктор прочитал речь Уинстона Черчилля. Премьер-министр объявил о поддержке Советского Союза в борьбе с Германией. Правда, постоянное вещание началось в 1946 году, когда начинался период холодной войны. Хотя вещание из Лондона глушили, на британских программах выросло целое поколение советских людей.

Теперь передачи на русском языке из Лондона можно слушать только в Интернете. В сетевом эфире звучит и голос знаменитого Севы Новгородцева.

Комментируя решение о закрытии русскоязычного радиовещания, глава Всемирной службы BBC Питер Хоррокс заявил, что компания сделает ставку на развитие сайта bbcrussian.com.
«Мы должны сократить расходы в связи с уменьшением размера гранта, предоставляемого Министерством иностранных дел Великобритании, — заявил глава Всемирной службы. — И нам необходимо сосредоточить усилия на тех языковых службах, в которых есть наибольшая потребность и которые оказывают наибольшее воздействие».

Цензура в действии

14 июля в Санкт-Петербурге из розничной продажи был изъят почти весь тираж еженедельника «Власть» издательского дома «Коммерсантъ» с портретом губернатора Валентины Матвиенко и подписью «За сосули перед Отечеством» на обложке.

Главной темой номера было согласие Матвиенко на предложение президента Дмитрия Медведева пересесть из губернаторского кресла в кресло спикера Совета Федерации. В статье содержались оценки деятельности Валентины Матвиенко на посту главы северной столицы. С прилавков исчезло не менее 90% тиража. Эксперты сочли это цензурой.

Убийство журналиста

В столице Дагестана Махачкале 15 декабря был застрелен учредитель ведущего независимого издания республики, газеты «Черновик» Хаджимурат Камалов. По мнению следователей, его убийство связано с профессиональной деятельностью. Издание активно критиковало республиканские власти и силовые структуры за коррупцию и неспособность справиться с боевиками. При этом Камалов не считал себя оппозиционером. Ведется следствие.

Слухи о покупке Comedy Club Production холдингом «Газпром-Медиа»

В top-20 попали и слухи о покупке Comedy Club Production холдингом «Газпром-Медиа». Впрочем, официального подтверждения о сделке так и не поступило.

О том, что холдинг «Газпром-медиа»готов приобрести контрольный пакет компании Comedy Club Production (CCP) «Коммерсантъ» сообщил в августе. По информации издания, входящий в холдинг канал ТНТ уже в сентябре может объявить о покупке таких телевизионных программ, как «Наша Russia», «Убойная сила», «Дом-2», сериалы «Универ» и «Интерны». Стоимость сделки оценивалась в 250 млн долларов. Как говорил гендиректор ТНТ Роман Петренко, «есть желание купить контрольный пакет, более 50 процентов». Впрочем, официального подтверждения о сделке так и не поступило.

Кулачный бой

Депутат Госдумы от Волгоградской области Олег Михеев и главный редактор сайта Lifenews Арам Габрелянов 19 августа выясняли отношения после записи программы «Русские сказки» Сергея Доренко на «Рен-ТВ».
Речь зашла о публикации порталом Габрелянова фото Олега Михеева в фуражке с фашистской символикой и материала «Депутата Госдумы сняли в форме адмирала Абвера».

Олег Михеев утверждает, что фото сфабрикованы. Он говорит, что был на свадьбе своего однопартийца Олега Пахолкова в «костюме российского офицера. Был в фуражке, купленной в московском военторге за 1100 рублей».

Оппонентам не хватило эфирного времени, ссора продолжилась за пределами телестудии и переросла в драку. «Охрана их разняла, но драка продолжилась, и досталось обоим участникам», — рассказала редактор программы Ирина Филиппова. По ее словам, которая привела «Газета. ру», драка была серьезной и продолжалась около трех минут.

«Москва 24» вместо «Столицы»

В мае правительство Москвы начало работу над созданием информационного телеканала на базе бывшего телеканала «Столица», а 5 сентября в 21 час мск телеканал «Москва 24» начал вещание. Он рассказывает о жизни в Москве в круглосуточном режиме.

Новый телецентр на Белорусской оборудован на средства ВГТРК. По данным газеты «Ведомости», ВГТРК взяла банковский кредит для финансирования «Москвы 24».

ТОП-20 событий медиаотрасли

Место в рейтинге Событие Заметность события*
1 Владелец ИД "Коммерсантъ" Алишер Усманов уволил гендиректора ЗАО "Коммерсантъ-Холдинг" Андрея Галиева и главного редактора журнала "Коммерсантъ-Власть" Максима Ковальского. 224,61
2 Дмитрий Медведев поздравил телекомпанию ВГТРК с двадцатилетием. 143,48
3 Вышел последний номер News of the World. Газета закрылась из-за скандалов, связанных с прослушиванием телефонов, слежкой и подкупом полиции. 115,73
4 В Ливии были захвачены спецкоры "Комсомольской правды" Дмитрий Стешин и Александр Коц. 92,35
5 Скандал с Дмитрием Губерниевым по поводу "нецензурных слов" в адрес голкипера питерского "Зенита" Вячеслава Малафеева. 66,43
6 Конфликт в редакции газеты "Известия". 65,16
7 Скончался известный телеведущий, главный редактор радио "Культура" и один из руководителей одноименного телеканала Виталий Вульф. 61,41
8 DDoS-атаки на ведущие СМИ перед выборами в ГосДуму. 54,28
9 Высылка из России московского корреспондента The Guardian Люка Хардинга. 50,79
10 Скончался известный телеведущий Лев Николаев, он известен как автор и ведущий передач "Цивилизация", "Очевидное-невероятное" и "Под знаком Пи". 49,81
11 Совладелец банка "Россия" Юрий Ковальчук выкупил у Романа Абрамовича 25% "Первого канала". 45,31
12 LifeNews опубликовал записи телефонных разговоров члена политсовета движения "Солидарность" Бориса Немцова. 43,44
13 В Кремле состоялось торжественное мероприятие по случаю 80-летия отечественного телевидения. 42,98
14 Дмитрий Медведев предложил создать в стране институт общественного телевидения. 40,49
15 "Русская служба BBC" прекратила вещание в радиоэфире и перешла на вещание в Интернете. 39,19
16 Тираж журнала "Власть" от 4 июля с материалом о губернаторе Валентине Матвиенко был изъят из розничной продажи в Санкт-Петербурге. 36,89
17 Убийство основателя еженедельника "Черновик" Гаджимурада Камалова. 35,36
18 Обсуждение покупки Comedy Club Production холдингом "Газпром-Медиа". 35,05
19 Между депутатом Госдумы Олегом Михеевым и главой LifeNews Арамом Габреляновым произошла драка из-за фото "костюмированного" депутата. 32,47
20 Начал вещание телеканал "Москва 24". 31,65

Рекомендуем:

  • Фотоистории