Рекламный рынок России преодолел кризис
Лента новостей
По оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), рекламный рынок в 2011 году вырос на 21%, достиг 263,4 млрд рублей и впервые превысил показатели докризисного 2008 года. Однако уже в этом году рост существенно замедлится
Российский рынок рекламы по итогам 2011 года вырос на 21% и достиг 263,4 млрд рублей, свидетельствуют данные Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Объем рынка на 4% превысил показатель предкризисного 2008 года, который до этого считался самым удачным для российской рекламной индустрии.
«Рекламный рынок традиционно демонстрирует опережающую динамику и растет быстрее экономики в целом. Оптимистичные ожидания в первом полугодии 2011 года по продолжению восстановления потребительской активности и обеспечили уверенный рост спроса на рекламу», — поясняет директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра «Видео Интернешнл» Сергей Веселов.
Львиная доля спроса по-прежнему приходится на телевидение, поскольку оно в наибольшей степени отвечает требованиям рекламодателей. По итогам 2011 года объем сектора телевизионной рекламы составил 131 млрд рублей, что на 18% выше уровня 2010 года. В том числе объем рекламы на эфирных каналах увеличился на 18% — до 128,9 млрд рублей, на кабельных и спутниковых — на 36%, до 2,16 млрд рублей.
Рекламные бюджеты на радио увеличились на 15% — до 11,8 млрд рублей, в печатных СМИ — на 6% (до 40,4 млрд рублей), объем наружной рекламы
вырос на 15% — до 34,3 млрд рублей. Таким образом, традиционные медиа — радио и пресса — не столь популярны в среде рекламодателей.
В меньшей степени это относится к сегменту наружной рекламы. Он мог бы продемонстрировать и более впечатляющую динамику, если бы не активные действия муниципальных властей Москвы по сокращению рекламных площадей.
Рекламные бюджеты в прочих медиа увеличились на 32%, до 4,1 млрд рублей, в том числе объем indoor-рекламы вырос на 35% — до 3,2 млрд рублей, рекламы в кинотеатрах — на 25%, до 930 млн рублей.
Главным драйвером рекламного рынка является Интернет
Динамично развивался и рынок рекламы в Интернете (на 56% — до 41,8 млрд рублей). В том числе медийная реклама выросла на 45% — до 15,3 млрд рублей, контекстная реклама — на 63%, до 26,5 млрд рублей.
Главным драйвером российского рекламного рынка по-прежнему останется Интернет, прогнозирует генеральный директор AdWatch Isobar Russia Андрей Чернышов. Уже сейчас это второй по объемам, после телевидения, сегмент рынка. «В сектор продолжают приходить новые рекламодатели. Например, в прошлом году свои бюджеты значительно увеличили компании, занимающиеся электронной коммерцией, а также другие рекламодатели категории FMCG.», — пояснил он.
Кроме того, важным фактором является и охват аудитории — по итогам 2011 года аудитория российского Интернета выросла на 5%. В прошлом году, по оценкам Сomscore Media Metrix, Россия стала лидером среди европейских стран по Интернет-аудитории. С территории страны в сентябре 2011 года в сеть выходили 50,81 млн уникальных посетителей. Прежний лидер по Интернет-аудитории в Европе — Германия — собрала 50,13 млн уникальных посетителей.
Действующие лица те же
Состав основных рекламодателей за прошлый год практически не изменился. Согласно данным TNS Media Intelligence, позицию лидера по объемам размещенной рекламы на TV по-прежнему занимает Procter&Gamble. Производитель парфюмерии и косметики L’Oreal на этот раз уступил вторую позицию Mars Russia, поднявшейся с 5 места. Henkel Group по итогам года сохранил свою позицию, оставшись на третьем месте.
В наружной рекламе прошлогоднего лидера, сотового оператора «Билайн», сменила компания МТС. Вторую строчку заняла «Балтика», на третьем месте, как и в прошлом году, удержалась Metro Group.
Зато Metro Group лидирует в сегменте рекламы на радио. Второе и третье места соответственно заняли «Почта России» и сеть «Эльдорадо».
Туманное будущее
Теперь самый главный вопрос заключается в том, как дальше будет расти рекламный рынок. Сейчас он составляет около 1,1% от расходов домашних хозяйств на конечное потребление. Это ниже аналогичного мультипликатора в развивающихся странах —1,3 - 1,5, отмечает аналитик ИК «Тройка Диалог» Анна Лепетухина.
«Потенциал для дальнейшего роста все еще остается, но маловероятно, что динамика в этом году будет впечатляющей. У рекламодателей по-прежнему нет уверенности в росте потребительской активности, и в результате рост рынка рекламы пока ожидается лишь на 8-9%», — прогнозирует она.
Более оптимистично настроены эксперты агентства ZenithOptimedia. По их прогнозам, расходы на рекламу в России в 2012 году вырастут на 14% относительно предыдущего года. Прогноз роста рынка интернет-рекламы — 35%. Ожидания по увеличению объемов размещения на ТВ в 2012 году — 10%, в наружной рекламе — 15%, в прессе — 5%, на радио — 7%.