16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
1 марта 2012, 09:15 ОбществоПолитика

Кандидаты в президенты наобещали на два ВВП

Лента новостей

Владимир Путин гораздо скупее, чем его соперники, раздает предвыборные обещания. Но бизнес уже ощутил на себе их вес в рамках социальной ответственности

Фото: JD Hancock/flickr.com
Фото: JD Hancock/flickr.com

Аудиторская компания «Финансовые и бухгалтерские консультанты» (ФБК) оценила стоимость обещаний, данных кандидатами в президенты в ходе избирательной компании. Эксперты ФБК просуммировали затраты на все заявленные кандидатами меры социального характера — пенсии, пособия, зарплаты работникам образования, здравоохранения, культуры. Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев пояснил, для подсчетов использовались минимальные оценки социальных расходов.

Согласно полученным данным, больше всех свои избирателям «наобещал» Сергей Миронов. Общая стоимость предлагаемых им мер оценивается в 124,5 трлн рублей. Для сравнения, весь российский ВВП в 2011 году составлял 54,36 трлн рублей, что в 2,29 раза меньше обещанного лидером «Справедливой России».

Второе место в рейтинге неслыханной щедрости занимает лидер КПРФ Геннадий Зюганов, чьи обещания оцениваются в 110,6 трлн рублей.

За ним следует Владимир Жириновский, предложения которого оцениваются в 80,9 трлн рублей.

Стоимость мер, предложенных для улучшения жизни россиян премьером Владимиром Путиным, составляет 9,9 трлн рублей.

На реализацию обещаний Михаила Прохорова потребуется 7,3 трлн рублей.

Сейчас Резервный фонд и Фонд национального благосостояния вместе составляют около 4,3 трлн рублей. «Как только эти средства будут потрачены, то государству придется выйти на рынок внешнего долга. Учитывая, что займы пойдут на социальные обязательства, их стоимость будет достаточно высокой, и уже скоро страна столкнется с необходимостью рефинансирования имеющихся долгов», — отмечает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова.

Впрочем, участники президентской гонки нашли и альтернативный способ финансирования: они единогласно выступают за введение дополнительного налога, который кто-то называет «налогом на роскошь», кто-то — «налогом на престижное потребление».

«Российские власти, раздав перед выборами обещаний на несколько триллионов рублей, обсуждают возможность увеличения основных ставок налогов, но это путь в никуда — правительству Владимира Путина придется сокращать расходы, если оно хочет добиться устойчивого роста инвестиций и экономики», — поделился опасениями министр финансов Антон Силуанов.

Сергей Миронов признает, что выполнение его предвыборных обещаний «если действительно посчитать по затратам, получается да, много». При этом он уверен, что в настоящее время можно привлекать дополнительно в федеральный бюджет до 10 трлн рублей ежегодно. Он предлагает ввести в РФ трехступенчатый механизм изъятия природной ренты, который позволит привлечь до 2,5 трлн рублей в год, ввести монополию на производство этилового спирта, которая обеспечит до 650 млрд рублей в год, а ликвидация механизма возврата НДС экспортерам нефти и газа, по его мнению, принесет около 1,5 трлн рублей.

Бизнесу напомнили о социальной ответственности

Совершенно очевидно, что выполнение предвыборных обещаний потребует не только бюджетных затрат, но и денег от бизнеса. Подтверждением тому служат «социальные обязательства», которые с подачи Владимира Путина были вынуждены взять на себя близкие к государству компании.

Первым подобным прецедентом стало заявление премьера о необходимости снижения тарифов «РусГидро». «В наступающем году [2012 — BFM] компанией «РусГидро» должна быть снижена средняя отпускная цена для потребителя на 12,5%», — заявлял премьер-министр в ходе заседания правительственной комиссии по развитию электроэнергетики в конце декабря прошлого года.

Впоследствии представители «РусГидро» поясняли, что речь идет о снижении инвестиционной составляющей, на которую приходится 12-14% всего тарифа. По оценкам экспертов, решение премьера стоило компании около 13,5 млрд рублей.

В январе премьер-министр, в ходе встречи с футбольными болельщиками, предложил некоторым авиакомпаниям предоставить бесплатно самолеты для перевозки фанатов на чемпионат Европы по футболу. «Я думаю, что, если мы попросим «Аэрофлот» и «Трансаэро» по рекламным соображениям дать вам самолеты бесплатно, они не обеднеют», — сказал Владимир Путин. В тот же день обе авиакомпании согласились исполнить просьбу премьера.

Ситуация вокруг футбольного клуба «Томь», который остался без средств к существованию, позволила Владимиру Путину в очередной раз продемонстрировать готовность придти на помощь. В январе, отвечая на вопросы студентов Томского политехнического университета, Путин заявил, что «Роснефть» и «Газпром нефть» готовы финансировать клуб, если его структура будет прозрачной. «Если туда войдут дееспособные акционеры либо участники некоммерческого партнерства, я гарантирую: у «Томи» появится надежный, финансово обеспеченный, дееспособный участник в лице дочерних компаний «Роснефти» или «Газпром нефти»,— заверил он.

Уже через месяц нефтяные компании подписали с футбольным клубом соглашение о партнерстве, а еще через несколько дней «Роснефть» выделила «Томи», 50 млн рублей на усиление состава.

Однако самым ярким примером взаимодействия премьера с бизнесом стал выкуп акций у миноритариев ВТБ. «Если вы считаете, что по каким-то соображениям нам лучше выйти из этих активов, то мы можем сделать таким образом: я могу поручить руководству банка проработать вопрос об обратном выкупе этих акций у миноритарных акционеров с тем, чтобы вы не понесли никаких убытков», — ответил премьер на вопрос вице-президента инвестфонда Capital International Нади Уэллс.

При этом формально Владимир Путин не занимает никаких постов в ВТБ и не входит в его совет директоров. Тем не менее, уже через неделю банк представил схему выкупа и объявил о намерении потратить на это 530 млн долларов.

Не совсем понятно, являются ли подобные шаги предвыборными или нет, отмечает ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. «Прежде Владимир Путин на форуме «Тройки Диалог» впрямую дал указание Андрею Костину, а после этого в Красноярске сказал, что ВТБ сам принял решение о buy back. Такого рода решения работают, скорее, против популярности политика, если политик постоянно изменяет свою точку зрения и вмешивается в деятельность хозяйствующих субъектов», — считает эксперт.

Другой пример — ситуация вокруг «Ланта-тур вояж», который оказался на грани банкротства. Путин заявил, что средства туристической компании предоставит один из госбанков, и на следующий день тот же ВТБ выдал кредит в 7 млн долларов «Ланта-тур вояж». Впрочем, эта финансовая помощь туроператора не спасла.

Действия премьера отчасти можно списать на специфику предвыборного периода, но это будет очень сложно объяснить зарубежным инвесторам, констатирует главный экономист ФК «Открытие Капитал» Владимир Тихомиров. «В действиях премьера они, скорее, видят повышенные риски корпоративного управления. Правительство ранее заявляло о желании провести приватизацию части активов, и теперь отношение зарубежных инвесторов будет более настороженным», — резюмирует эксперт.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию