16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.23 / ₽ 8221
  • RTS1182.23
5 марта 2012, 18:00 ОбществоПолитикаКонфликты
В фокусе: Запрос дня от Google

Выборы президента: рассказы наблюдателей

Лента новостей

В России на выборах президента работали 320 тысяч наблюдателей. BFM.ru выслушал их жалобы на нарушения в ходе голосования и просчеты в организации деятельности самих наблюдателей

Веб-камеры на избирательных участках должны были обеспечить прозрачность голосования. На деле с ними были связаны нарушения, говорят наблюдатели. Фото: РИА Новости
Веб-камеры на избирательных участках должны были обеспечить прозрачность голосования. На деле с ними были связаны нарушения, говорят наблюдатели. Фото: РИА Новости

По итогам президентских выборов, которые в понедельник стали самым популярным запросом в поисковой системе Google, в Центризбирком поступило в общей сложности 108 тысяч жалоб на нарушения, сообщил в понедельник глава ЦИК Владимир Чуров. 106 тысяч жалоб зафиксировали наблюдатели от политических партий. В течение дня обновляет данные о нарушениях и ассоциация «Голос». На момент публикации этого материала на составляемой организацией карте — свыше 4100 нарушений. Больше всего — 1231 — в Москве.

К известным по прежним выборам каруселям, вбросам, включению в списки умерших людей, попыткам подправить списки избирателей уже после подсчета голосов, принуждению к голосованию на дому 4 марта добавились новые. Как сообщила BFM.ru представитель «Гражданина наблюдателя» Ирина Баданова-Сощина, это были сбои в работе веб-камер — избиратели и наблюдатели сообщали, что трансляция шла не с того участка, а также наличие участков-фантомов и незаконные удаления наблюдателей.

BFM.ru опросил наблюдателей, которые столкнулись с проблемами на избирательных участках. Один из них — Александр Маврин. После выборов он и его жена были вынуждены переехать к друзьям — квартиру Мавриных, предположительно, подожгли.

Маврин был наблюдателем от организации «Гражданин Наблюдатель» на участке 346 в подмосковном городе Долгопрудный. Обнаружив незаконно составленные, по мнению Маврина, списки сотрудников одного и того же ЧОПа, он потребовал не допускать этих людей до голосования. После конфликта с наблюдателями члены избирательной комиссии вызвали юриста, рассказывает Александр Маврин, и списки были признаны недействительными. А потом стали поступать угрозы, причем не самому Маврину, а его жене.

«К ней домой пришли двое крепких мужчин, сказали, что если я не уйду с участка, то они примут меры. Приехала полиция, жена написала заявление о том, что ей угрожают. А я остался на участке, потому что решил, что дальше угроз они не пойдут. И пошутил, мол, моя милиция меня бережет», — вспоминает Маврин.

В 19:30 ему позвонила жена и сказала, что в квартире подожгли дверь. «Она услышала хлопок, увидела, что вся дверь в огне. Открыть дверь жена не могла — там все горело. Она дышала через окно, пока ее не вытащили пожарные», — рассказал Маврин. Он убежден: пожар в его квартире и угрозы связаны между собой. Наблюдатель обратился в полицию и сегодня должен встретиться со следователями.

Для Маврина работа наблюдателя — не в новинку, в этом же качестве он участвовал и в декабрьских выборах в Москве. На вопрос, зачем ему это, дает распространенный ответ: «Достало». По его оценке, по сравнению с думскими выборами отношение к наблюдателям со стороны членов избирательных комиссий не изменилось, но нервное напряжение было выше.

«Шереметьево» не принимает

В ЦИК сегодня сообщили, что в воскресенье с участков было удалено 140 членов УИК и наблюдателей. Один из них — Сергей Александров, который работал независимым наблюдателем на участке в аэропорту «Шереметьево», в терминале D.

«У меня не было сомнений в том, что была тотальная фальсификация на выборах в Госдуму, и я хотел принять участие в президентских выборах, чтобы не допустить такого же. Участок был проблемный, потому что на участке все голосуют только по открепительным удостоверениям. То есть может прийти кто угодно и проголосовать при наличии открепительного», — говорит Александров BFM.ru.

Основная претензия Александрова заключалась в том, что наблюдателей, по его мнению, незаконно удалили с участка. «Мы не видели, как считаются голоса, потому что после того, как участок закрылся, в течение двух часов комиссия не приступала к их подсчету. Потом удалили меня и члена комиссии с правом совещательного голоса, что недопустимо. Формальная претензия к нам заключалась в том, что мы снимали людей на камеру. Закон дает нам возможность снимать все, что происходит на избирательном участке. Запрещается только публикация в СМИ изображения людей без их согласия. Но мы этого не делали».

В итоге Александрову предъявили заявление от двух человек, которые написали заявление в участковую комиссию с жалобой на то, что их снимают на видео. «Причем лично нам никто такие жалобы не предъявлял, никто ничего не говорил, — сообщил Александров. — В жалобе ни фамилий не было, ни указаний, что снимали именно мы. Это произошло якобы в промежутке между двумя и тремя часами дня, а жалобу комиссия рассмотрела уже после закрытия участка».

В течение дня Александров, по его словам, сталкивался с неоднократными нарушениями прав наблюдателей. Председатель комиссии «в достаточно жесткой форме» объявил, что не допустит перемещений наблюдателей, что видеосъемка может вестись только с одного места, которое он указал.

Кроме того, Александров не исключает, что на этом участке было карусельное голосование. «Первые два часа голосовали люди, которые оказались волей судьбы в аэропорту. После к участку начали выстраиваться в очередь молодые люди, которых привезли на автобусе. И они друг за другом голосовали. Потом приехал автобус с пожилыми людьми, которые никакого отношения к аэропорту не имеют и никуда не летят. На наш вопрос, почему они здесь голосуют, они ответили: «Нам так удобнее, захотелось».

Чьи голоса получали «карусельщики»?

«Мы пытались с еще одним членом комиссии с правом совещательного голоса от КПРФ привлечь внимание полиции к тому, что, возможно, нарушается закон. Попробовали попросить полицию контролировать, кому принадлежат открепительные, на что полиция ответила, что не имеет права это делать. Хотя, когда только началось голосование, они проверяли талоны, смотрели, чтобы фамилия в талоне была такая же, как в паспорте, но когда пошли люди из автобусов, то их перестало интересовать наличие открепительных и фамилии в них».

Кроме того, на участке, по словам Александрова, было еще четыре человека, которые сидели на местах для наблюдателей. «Сначала они сказали, что работают от «Единой России», потом — что от «Справедливой России». Когда мы утром пришли, нас должны были записать в реестр лиц, которые имеют право присутствовать на избирательном участке, все эти люди уже сидели на своих местах. Но в тот бланк, куда нас записывали, мы были первые. Либо их вообще не записывали, либо записывали в другой бланк, — делает вывод Сергей Александров. — Мы написали секретарю комиссии просьбу предоставить список лиц, которые имеют право находиться на избирательном участке, нам так его и не дали, объяснив тем, что его дадут в конце дня. Но нас удалили, поэтому мы даже не можем сказать, кто это».

Александров зафиксировал все нарушения — о незаконном удалении с участка и нарушении процедуры подсчета голосов. Пока реакции на его заявление в ТИК не последовало.

«Нас оставили самих разбираться с проблемами»

Екатерина Вертячих, работавшая на выборах наблюдателем от Михаила Прохорова, осталась недовольна тем, что сами наблюдатели не получали поддержки и от организаций, которые такую поддержку должны предоставлять. Она работала на участке 2231 в Северном Бутово.

У нее возникли подозрения в том, что на участке присутствуют фальшивые наблюдатели. «Какая-то женщина появилась незадолго до открытия участка и не смогла мне ответить, кого она представляет. Я уже знала об историях с фальшивыми наблюдателями. Пыталась выяснить в общественных организациях, направлены ли на мой участок еще какие-то наблюдатели, и запросила у секретаря избиркома ее документы, только тогда мне в руки дали ее направление от КПРФ», — рассказывает Вертячих.

«Нас просто оставили самих разбираться со своими проблемами. У кого-то были гораздо менее лояльные члены избиркомов, и я не знаю, как они справлялись, — говорит она. — Корпус наблюдателей не был обеспечен никакой поддержкой, координацией. Это большой и полный провал, потому что свести списки направленных на участки наблюдателей хотя бы в Москве можно было».

Правда, не все наблюдатели сталкивались с проблемами. Петр Гомельчук, работавший на участке 2191 от кандидата в депутаты муниципального собрания, рассказал BFM.ru, что в течение дня конфликтов с членами избирательной комиссии у него не было. «Сначала они [члены избиркома] были достаточно агрессивны: «Дайте, пожалуйста, ксерокопии ваших паспортов, а то вдруг вы что-нибудь натворите, а как мы вас потом искать будем?» Но потом все вопросы разрешились», — говорит он.

Обманутый Чуров

Владимир Чуров сегодня выразил недовольство организацией наблюдения на выборах — по его словам, политические партии не предоставили заявленное количество наблюдателей. «Опять обманули, обещали каждый по 100 тысяч предоставить. Не оправдали наших ожиданий», — посетовал глава Центризбиркома. Многие наблюдатели предпочитали работать в центре Москвы. «Близко к музеям – самая гуманная гипотеза», — предположил Чуров.

Что до международных наблюдателей, то представители Шанхайской организации сотрудничества вполне ожидаемо признали выборы «честными и прозрачными». Наблюдатели от ОБСЕ и ПАСЕ указали на неравенство условий для кандидатов — избирательная кампания давала крен в сторону премьер-министра Владимира Путина.

Согласно предварительным данным ЦИКа после обработки 99,99% протоколов за Владимира Путина проголосовало 63,6% избирателей, за Геннадия Зюганова — 17,18%, замыкает тройку лидеров единственный самовыдвиженец — Михаил Прохоров (7,98%). За Владимира Жириновского и Сергей Миронова проголосовали 6,22% и 3,86% соответственно.

Победу в первом туре Владимиру Путину пока присуждает и ассоциация «Голос». Ее представители обрабатывают данные подсчета голосов в проекте «sms-ЦИК» (наблюдатели, участвующие в проекте, по sms отправляют данные протоколов после подсчета голосов). По результатам обработки 2,5 тысячи протоколов Владимир Путин набирает 50,21% голосов, Геннадий Зюганов — 19,17%, Михаил Прохоров — 17,42% голосов. За Жириновского, по данным проекта, проголосовало 6,24%, за Миронова — 5,1%.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию