16+
Пятница, 10 мая 2024
  • BRENT $ 84.15 / ₽ 7727
  • RTS1176.97
6 марта 2012, 13:40

«Нам не приходится жаловаться на отсутствие стимулов модернизироваться»

Лента новостей

Гендиректор «Фосагро» Максим Волков в интервью Business FM рассказал о том, чего добилась компания за последние 10 лет, о проектах по модернизации производства, реализуемых сейчас, а также о заботе правительства, которую компания ощущает на себе

Генеральный директор «ФосАгро» Максим Волков

— В предвыборный период много говорится о необходимости модернизации производства. В то же время крупный бизнес часто жалуется, что государство требует от него инвестиций в модернизацию, и в тоже время пытаясь увеличивать нагрузку. Может быть, в вашей отрасли что-то по-другому? Как идет работа государства и бизнеса в вопросах модернизации и инвестиций в модернизацию?

— Есть такая поговорка: лучшее — враг хорошего. Если смотреть на развитие нашей компании за последние 10 лет, то нам грешно жаловаться. Мы развивались очень динамично, сумели за эти 10 лет стать компанией, по существу, лидирующей на рынке фосфоросодержащих удобрений на европейской части континента. И мы входим в пятерку мировых производителей концентрированных фосфоросодержащих удобрений. За десять лет мы полностью перестроили сернокислотное производство в Череповце, и в итоге сегодня обладаем самым крупным и новейшим в Европе сернокислотным комплексом, мы подняли мощности производства более чем на 30%. Стимулом коренного технического перевооружения является обеспечение конкурентоспособности через внедрение лучших промышленных технологий и соответствия жестким международным стандартам в области энергоэффективности, промышленной безопасности, охраны окружающей среды. Особенно актуальным это становится в условиях фактического вступления России в ВТО.

Здесь, возможно, я буду выглядеть управленцем, который работает только при поддержке государства, но если оглядываться назад, вспоминается, что мы очень часто получали руку помощи от правительства по многим проектам. Довольно знаковый в этом отношении — пикалевский куст проблем. Всем известно, что только при личном участии правительства, точнее, премьера Владимира Путина удалось разрешить эту проблему. Мы сели за стол и договорились на приемлемых условиях.

Причем отрадно видеть, что правительство не самоустранилось в дальнейшем от проблем пикалевского комплекса. Уже позже, в рамках визита в Данию премьер-министра Путина при его непосредственном участии мы подписывали договор с датской компанией FLSmidth направленный на модернизацию пикалевского комплекса. У меня тогда состоялась беседа с Владимиром Владимировичем на предмет того, что именно мы собираемся делать и как. Он очень заинтересованно спрашивал о том, что будет в дальнейшем с этим комплексом. И я не могу сказать, что это для галочки, для пиара. Как раз наоборот. Мы видим непосредственное участие главы Правительства в решении важной социально-экономической проблемы. Сегодня мы с компанией «РусАл» ведем работу в рамках этого договора. Мы отправили все сырьевые компоненты, которые задействованы в технологиях «Пикалево», на опытный завод FLSmidth в США, где проводятся опытно-промышленные испытания на новейшем оборудовании. Результатом этих испытаний должны быть уже финальные параметры той технологии, на которую мы рассчитываем. У нас нет никаких сомнений по существу на сегодня, что это все завершится успешно. И мы получим технологию, абсолютно новую, которая на порядок энергоэффективнее той, что сегодня применяется в «Пикалево».

Все это позволит вывести комплекс «Пикалево» на абсолютно иной этап развития, который дальше уже будет работать в рамках нашего совместного предприятия, будем надеяться, с «БазЭлом», о котором мы договоримся.

Можно назвать еще один знаковый для нас проект, который сегодня идет при тесном участии правительства. Мы согласовываем объемы дополнительного газа, который необходим в Череповце для начала строительства аммиачного производства. Будем надеяться, в ближайшее время нам будет, что объявить и рассказать людям. И здесь для нас очень важна поддержка, которую оказывает руководство Министерства промышленности и торговли.

— Туда же можно отнести и ваш индийский контракт, который был подписан в 2009 году?

— Индийский контракт стоит обособленно, поскольку именно он позволил в 2009 году, который был самым сложным с точки зрения кризисной ситуации и положения в отрасли производства удобрений, сохранить уровень загрузки мощностей, по сути — 100-процентный. То есть этот контракт обеспечил и загрузку ОАО «Апатит», и дал нам возможность пройти весь 2009 год без увольнений или снижения заработных плат. И здесь мы опять-таки благодарны нашему правительству за то, что этот контракт у нас появился и что мы смогли столь успешно пережить тот кризисный год.

— Подсчитан уже объем инвестиций?

— На 2012-й год сумма, которая будет вложена в основные фонды компании «ФосАгро», составляет порядка 400 млн долларов. За последние три года мы вложили 1,2 млрд долларов.

— О каких-то проектах вы можете сказать уже сейчас?

— В первом полугодии, в мае, мы запускаем новое производство карбамида на череповецкой площадке, там мы удваиваем мощности. Это абсолютно новый цех, созданный по последним технологиям. Он позволит усилить наши позиции на рынке удобрений. И это очень позитивный факт для экологической нагрузки в регионе, поскольку для производства карбамида используется СО2, соответственно сократиться количество выбросов этого парникового газа в атмосферу. Это улучшит экологическую ситуацию в регионе.

Второй проект — с компанией «РусАл» мы подписали долгосрочный договор до 2034 года. Мы построим дополнительные мощности по производству фтористого алюминия. В его производстве используется кремнефтористоводородная кислота, которая получается при переработке апатитового концентрата. Этот проект нацелен на долгосрочное сотрудничество и комплексную переработку отечественного сырья. Теперь и этот продукт, по сути, фтор, будет перерабатываться в полезную продукцию для российской экономики, будем поставлять нашу продукцию на заводы группы «РусАл».

Сейчас мы ведем очень активную работу с компанией «Газпром» по получению подтверждения технической возможности поставки дополнительного объема газа на череповецкую площадку. Если мы этот объем газа получим, то незамедлительно начнем проектирование третьего цеха по производству аммиака в Череповце.

— Можно уже говорить о конкретных сроках, когда произойдет консолидация «Метахима»? Уже утверждена программа развития этого предприятия?

— Программа развития утверждена. Консолидация «Метахима» произойдет ближе к концу года. Сегодня там идет реорганизация в форме разделения — из «Метахима» вычленяется часть, которая не относится к «ФосАгро», она связана с производством цемента. «ФосАгро» заинтересована в активах, которые задействованы в производстве фосфорной кислоты, серной кислоты, триполифосфата натрия, то есть профильной для нас продукции, эта часть и будет консолидироваться. А производство цемента останется за периметром консолидации.

— Есть ли планы по совместному предприятию с «БазЭлЦемент–Пикалево»?

— Мы делаем то, что от нас зависит. Но здесь необходимо встречное движение. Мы находимся на довольно продвинутом этапе переговоров с компаниями «РусАл» и «БазЭл» на тему создания совместного предприятия. Но поскольку у каждой стороны есть свои интересы, можно говорить о нетривиальной сделке, она очень сложная. Требуется очень много времени, чтобы согласовать все параметры, поскольку хочется поступить правильно, договориться на берегу обо всех возможных подводных камнях, чтобы потом не было никаких сюрпризов и какого-то недовольства между партнерами.

— Вы уже затронули тему Череповца. Некоторое время назад вы говорили о перспективах создания крупного газохимического комплекса в этом городе возможном участии в проекте компании «Сибур». Какие-то новые подробности есть?

— Изначально этот проект инициировал «Сибур». Поэтому, наверное, лучше с ними говорить на предмет того, какие перспективы у этого комплекса. Мы же выражали свою готовность участвовать в части этого проекта, связанной с первичным газоразделением – отделением тяжелых фракций газа от легких. Мы в этом проекте заинтересованы и готовы увеличить производство аммиака из уже разделенного природного газа, чем мы сейчас и занимаемся, согласовывая с «Газпромом» вопросы технической возможности поставки газа.

— Многие и много говорят о кризисе, о его волнах. А что говорят цифры? Что о кризисе думают в «ФосАгро», сталкивается ли компания с какими-то кризисными проблемами?

— Это, скорее, истерия, нежели какой-то фундаментальный анализ, который точно показывает, что кризис будет завтра. Кризисы неизбежны, к ним нужно всегда быть готовыми, то есть заранее готовиться, чем мы и занимались в предыдущие годы. Мы довольно активно модернизировали свои мощности. На сегодня мы обладаем уникальными по своим свойствам мощностями, мы можем переключаться с производства одного вида продукции на другой в очень короткий срок, буквально за сутки. Это позволяет нам как раз уходить от пресловутых кризисов перепроизводства одного товара в пользу другого, если возникает такая необходимость.

— А возникает?

— Иногда некоторые покупатели пользуются своим доминирующим положением на рынке. В частности, индийский рынок отличается высокой концентрацией. Индия покупает 7 млн тонн диаммонийфосфата из 16 млн тонн торгуемых в мире. И они активно пользуются этим, в периоды межсезонья (ноябрь, декабрь, январь) оказывая существенное давление на рынок, чтобы понизить цены. В этом году им это удалось, цена пошла вниз. Но мы не видим каких-либо фундаментальных причин, которые поддерживают столь низкую цену. Поэтому после начала сезона посмотрим, что будет в Европе. Сезон сейчас сдвинулся на пару недель из-за погодных условий, но после того, как сезон закончится в Европе, можно будет судить о том, насколько просел платежеспособный спрос среди фермеров. Пока не чувствуется, что фермеры находятся в каком-то удручающем положении, они хорошо заработали в прошлом сезоне. И в этом сезоне цены на товары сырьевого сектора находятся на очень привлекательных уровнях, а это дает нам уверенность, что удобрения тоже будут стоить дорого.

— Экономическая ситуация в Европе вас никак не беспокоит?

— Мы говорим здесь об относительных ценах. Если мы посмотрим, например, на текущую цену кукурузы на мировых рынках, то с учетом исторической ретроспективы на соотношение цен кукурузы и диаммонийфосфата сможем сказать, что это удобрение должно стоить порядка 700 долларов. Но сегодня диаммонийфосфат стоит около 500 долларов. И здесь как раз можно говорить о какой-то панике и истерии, которые привели к столь глубокому падению цены, фундаментально не обоснованному.

— И ниже уже некуда?

— Ниже некуда. Мы уже говорим о тех уровнях цен, которые для некоторых неинтегрированных производителей близки к себестоимости.

— Вступление России ВТО — прогнозов масса, кто-то боится, кто-то радуется. Как себя чувствует на этом фоне «Фосагро»?

— Мы, как компания, приветствуем вступление России в ВТО, поскольку считаем, что будет гораздо больше плюсов, нежели минусов. Несомненно, вступление России в ВТО улучшает нашу переговорную позицию по снятию или снижению тех ввозных пошлин, которые сейчас применяются к российскому товару.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию