16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
14 марта 2012, 16:33 ОбществоПраво
В фокусе: Запрос дня от Google

Участницы панк-молебна останутся под стражей до конца апреля

Лента новостей

Мосгорсуд признал законным решение Таганского суда, арестовавшего предполагаемых участниц панк-группы Pussy Riot Надежду Толоконникову и Марию Алехину по обвинению в хулиганстве в храме Христа Спасителя. Арестантки отрицают свою причастность к группе

Участница феминистской панк-группы Pussy Riot Мария Алехина, обвиняемая в хулиганстве в храме Христа Спасителя, в Таганском районом суде. Фото: ИТАР-ТАСС
Участница феминистской панк-группы Pussy Riot Мария Алехина, обвиняемая в хулиганстве в храме Христа Спасителя, в Таганском районом суде. Фото: ИТАР-ТАСС

Мосгорсуд сегодня признал законным решение Таганского районного суда столицы, который 5 марта арестовал предполагаемых участниц панк-группы Pussy Riot Надежду Толоконникову и Марию Алехину, обвиняемых в хулиганстве в храме Христа Спасителя. Они пробудут в СИЗО как минимум до 24 апреля, и это решение суда — один из самых популярных запросов Google в среду.

Напомним, инцидент в храме Христа Спасителя произошел 21 февраля. Тогда пять девушек пришли в храм, надели маски, вбежали в солею и амвон, вход на которые запрещен, подошли к алтарю, включили звукоусиливающую аппаратуру и спели песню, которая была воспринята верующими как богохульство. Позже участницы акции написали в Twitter, что их выступление было «панк-молебном».

По данному факту Главное управлением МВД РФ по ЦАО возбудило уголовное дело по части 2-й статьи 213 УК (хулиганство, совершенное в составе организованной группы). Данная статья предусматривает штраф в размере от 500 тысяч до 1 млн рублей, принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 7 лет.

3 марта следователи задержали двоих подозреваемых. Ими оказались активистки арт-группы «Война» 22-летняя Надежда Толоконникова и 23-летняя Мария Алехина. Через два дня Таганский суд Москвы санкционировал их арест до 24 апреля.

12 марта обоим было предъявлено официальное обвинение.Толоконникова и Алехина не признали вину и от дачи показаний отказались, воспользовавшись 51-й статьей Конституции, которая дает право не свидетельствовать против себя. В знак протеста против ареста девушки объявили голодовку, но сегодня стало известно, что они ее уже прекратили.

Адвокаты подозреваемых решили обжаловать решение районного суда в Мосгорсуде. В среду перед началом судебного заседания были предприняты повышенные меры безопасности: к зданию подогнали автобус с полицейскими и служебной собакой. Пикетчики в защиту участниц хулиганского концерта были в явном меньшинстве.

Православных активистов было больше: около десятка собравшихся держали плакаты с надписью: «Богохульники должны отвечать по закону УК РФ — статья 213, часть 2-я». Периодически они вступали в словесные перепалки со своими идеологическими противниками.

Один из участников пикета — Даниил Кашницкий — в Facebook рассказал, о том, что через несколько минут после того, как он развернул плакат у Мосгорсуда, к нему подошла группа молодых граждан с молитвословом и медной чашей. «Они стали громко читать Символ веры и 50-й псалом, заглушая мой голос и брызгая на меня водой из чаши. Было мокро, холодно и противно. И никогда раньше в моей жизни мне не было так унизительно во время чтения молитвы. А сейчас было. Но действо было больше похоже на речевку болельщиков, чем на молитву. Они предложили мне с ними помолиться за грехи осужденных девушек. Но я … молиться с ними по принуждению отказался», — написал Кашницкий. — Я готов был подискутировать с ними, объяснить свою позицию… Но как только я начинал отвечать, они принимались скандировать молитвы, заглушая мою речь. Потом подошло несколько верзил и на глазах у полиции и у прессы вырвали у меня плакат и разорвали его».

Кашницкий пишет, что он обратился к полицейским, находящимся у здания Мосгорсуда. «Но они не увидели в их поступке ничего незаконного. «Вы выражаете свою позицию, а они свою», — приводит слова полицейских Даниил Кашницкий.

В итоге четверо участников несанкционированных пикетов все-таки были задержаны сотрудниками полиции. В их числе оказался руководитель молодежных проектов Конгресса русских общин Александр Босых, выступавший против действий панк-группы.

Верущие просят Патриарха заступиться за участниц группы

Стоит отметить, что выходка в храме вызвала неоднозначную реакцию общественности. Так, 6 марта инициативная группа православных верующих обратилась с письмом к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с ходатайством о закрытии уголовного дела против участниц группы.

В письме говорится, что большинство верующих считают акцию панк-группы в храме недопустимой. «Но еще более недопустимой мы считаем реакцию на произошедшее событие — уголовное преследование и лишение свободы, а также жестокие отзывы в адрес участниц «панк-молебна» от членов православной Церкви. Ведь в Евангелие сказано: «Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас»», — говорится в письме. Авторы просят патриарха Кирилла выступить с обращением ко всем членам РПЦ и дать «пример христианской реакции на произошедшее событие».

По состоянию на 12 марта, когда письмо было зарегистрировано в приемной патриарха, под обращением подписались более 5,7 тысячи человек. Половина из них — христиане. Остальные представляют другие конфессии, рассказала BFM.ru автор обращения Лидия Мониава.

Таким образом, если изначально это письмо задумывалось как обращение православных верующих в защиту активисток Pussy Riot, то теперь это гражданское обращение. «Главное, чего я не хочу, и почему я написала это письмо, — чтобы церковь инициировала уголовные преследования и аресты. Под этим письмом захотело подписаться очень много людей, включая представителей других конфессий, неверующих, атеистов, поэтому получилось письмо просто людей к патриарху», — говорит Мониава.

По ее словам, ответ на обращение, как сообщили в приемной, может последовать в течение 30 дней.

В числе тех, кто призывает поддержать Толоконникову и Алехину, — музыкальный критик и первый главный редактор русской версии журнала Playboy Артемий Троицкий.

Он расценивает преследование Pussy Riot как попытку ограничить свободу выражения людей искусства. «Мы должны добиваться того, чтобы девушек из музыкального коллектива отпустили на волю. И чтобы никогда впредь не подвергались наши музыканты, наши художники преследованиям за то, что они думают и что они чувствуют, — говорит Троицкий в видеообращении, опубликованном на сайте OpenSpace. — Вы должны быть солидарными с теми, кого преследуют, безвинно обвиняют и нагло брутально сажают и прессуют. Мы должны жить в свободной стране. От вас зависит то, насколько свободной эта страна будет. Свободу Pussy Riot, свободу нам всем. Не дадим заковать искусство в цепи и посадить его за решетку».

В свою очередь, глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в своем блоге «Православная политика» заявил, что участницы скандальной панк-группы своими кощунственными действиями перед алтарем храма Христа Спасителя бросили «хамский, наглый и агрессивный» вызов православным верующим России. Чаплин подчеркнул, что РПЦ ждет от участниц группы покаяния. «Покаются — услышим мы, и Господь услышит. И тогда мы изменим к ним отношение, но уступать давлению агрессивной группы, бьющей сейчас на жалость, Церковь не намерена», — подчеркнул представитель РПЦ. Получить от Чаплина оперативный комментарий на момент подготовки материала BFM.ru не удалось.

К выходке Pussy Riot негативно отнесся и премьер-министр Владимир Путин, назвавший мероприятие в храме «отвратительным».

«Неканоническая молитва»

Принять участие в сегодняшнем заседании Мосгорсуда ни Толоконникова, ни Алехина не пожелали.

Накануне содержащихся в столичном СИЗО N6 девушек посетили правозащитники. Членам Общественной наблюдательной комиссии за местами принудительного содержания в Москве Толоконникова и Алехина пожаловались на условия содержания. Как рассказала РИА «Новости» член комиссии Анна Каретникова, заключенные сетовали на то, что в их камерах «стоит такой холод, что приходится спать в верхней одежде». Кроме того, девушки предъявили претензии на грубое отношение со стороны сотрудников СИЗО, а также на то, что им не дают книги. Одна из них изъявила желание читать произведения «современных марксистов», но таковых в тюремной библиотеке не нашлось. Взамен сотрудники СИЗО предложили им на выбор несколько произведений русских классиков.

Адвокаты обвиняемых Николай Полозов и Виолетта Волкова первым делом просили допустить к участию в процессе в качестве защитников двух представителей уполномоченного по правам человека в РФ. Однако судьи это ходатайство отклонили, указав, что обвиняемые уже обеспечены профессиональными адвокатами, а участие общественных защитников на стадии следствия не предусмотрено.

Защита настаивала на изменении их подзащитным меры пресечения на несвязанную с лишением свободы: подписку о невыезде, домашний арест или залог в размере 100 тысяч рублей.

Они апеллировали к тому, что Толоконникова и Алехина обвиняются в ненасильственном преступлении и не представляют опасности для общества, а также положительно характеризуются как участницы различных организаций. Так, согласно представленным в суд данным, Мария Алехина принимала участие в работе волонтерского движения при братстве святого благоверного князя Даниила и акциях Гринписа. Там ее охарактеризовали как «удивительно бескорыстного и неравнодушного человека».

К тому же у арестованных несовершеннолетние дети: у студентки пятого курса философского факультета МГУ Толоконниковой — четырехлетняя дочь, а у студентки четвертого курса Института журналистики и литературного творчества Алехиной — 5-летний сын.

«Нахождение матери вдали от ребенка наносит обоим моральную травму», — заявил в суде Николай Полозов. «Даже при насильственных действиях, которые приводят к смерти, сотруднику казанской полиции избрали домашний арест, — выдвинула другой аргумент Виолетта Волкова. — Я не понимаю, почему женщине, приносящей пользу обществу, не может быть избрана мера пресечения, не связанная с арестом».

Адвокаты заявили, что следствие не представило в суд данных о том, что девушки являлись участницами преступления.

Отметим, что обе во время ареста отрицали свою причастность к панк-группе и хулиганской выходке.

Виолетта Волкова, ссылаясь на различные исследования, утверждает, что это было вовсе не уголовно наказуемое деяние: в храме Pussy Riot исполнили «неканоническую православную молитву». Николай Полозов вообще назвал выходку «шуточной».

У всех свои тараканы

Защитники представили суду собранные в Интернете около 300 подписей людей в поддержку освобождения обвиняемых. Еще 48 человек, среди которых были бывший заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи Андрей Ерофеев и шахматист Гарри Каспаров, лично подписались в защиту девушек. Однако судьи отказались приобщить эти документы, поскольку они не были заверены.

Настаивая на отмене ареста, адвокаты указали, что судья Таганского суда Светлана Александрова, выносившая решение о заключении Марии Алехиной и Надежды Толоконниковой под стражу до 24 апреля, имела личную неприязнь к одной из задержанных.

В 2009-2010 годах Светлана Александрова вела процесс в отношении организаторов выставки «Запретное искусство-2006», а Толоконникова как активистка арт-группы «Война» сначала выступила с импровизированном панк-концертом прямо на заседании суда, а перед оглашением приговора вместе со своими соратниками запустила в здание огромных мадагаскарских тараканов.

Представитель прокуратуры настоял на законности ареста Толоконниковой и Алехиной. В частности, он заявил, что обе арестованные обвиняются в тяжком преступлении, могут скрыться и продолжить заниматься преступной деятельностью. В обосновании своих доводов прокурор, в частности, указал, что у Толоконниковой была обнаружена социальная карта Канады. Впрочем, адвокаты пояснили, что этот документ не дает право на въезд в страну, а фактически является лишь медицинской страховкой. «По ней не то, что в Канаду, на метро проехаться нельзя», — сказал Николай Полозов.

Однако судьи Мосгорсуда сочли решение районной инстанции законным о обоснованным.

Надежда на ЕСПЧ

Покидая суд, адвокаты заявили о намерении подать жалобу на арест своих подзащитных в Европейский суд по правам человека. «ЕСПЧ — наша единственная надежда. В российское правосудие верится с трудом», — сказала Виолетта Волкова.

Она отметила, что в России уже более 95 лет государство не наказывало за богохульство, и в последний раз такие случаи были зафиксированы еще до революции. «Это говорит о том, что у нас церковь сращивается с государством», — констатировала защитница.

В свою очередь, Николай Полозов заявил, что расценивает уголовное дело как политическое, поскольку личную оценку действиям активистам панк-группы Pussy Riot дал российский премьер.

Несмотря на неверие в российское правосудие, защитники все-таки намерены подать жалобу на арест в порядке надзора в президиум Мосгорсуда.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию