16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.17 / ₽ 8157
  • RTS1171.06
6 апреля 2012, 09:52 Общество
Спецпроект: Месяц Англии

Бурный роман англичанина со спиртным

Лента новостей

Британцы подарили человечеству не только виски, ром и джин; благодаря им существуют испанский херес и португальская мадера. Теперь власти пытаются побудить самих англичан меньше пить, или хотя бы больше платить за вредную привычку

Пока правительство Британии объявляет борьбу пьянству, принц Чарльз выражает тревогу в связи с сокращением числа пабов в британских деревнях, где они всегда выполняли роль клубов. Фото: AP
Пока правительство Британии объявляет борьбу пьянству, принц Чарльз выражает тревогу в связи с сокращением числа пабов в британских деревнях, где они всегда выполняли роль клубов. Фото: AP

Из всех многочисленных даров человечеству, преподнесенных англичанами, — от Ньютона до Шекспира, от промышленной революции до революции в поп-культуре, от Биг Бена до творений лорда Нормана Фостера — мир менее всего склонен ценить беспримерный вклад Британии в то, что и как современный человек пьет. И если уж заходит разговор о напитках, то первое, что приходит на ум, — введение в употребление в Европе чая. Англичане стали первыми в массовом порядке вывозить чай из Китая, а впоследствии возделывать его в Индии. Первыми же в Старом свете они сделали потребление чая культовым занятием.

Но заслуги британцев перед любителями более крепких напитков еще масштабней. Если на минуту допустить, что Британии никогда не существовало на свете, пришлось бы свыкнуться с мыслью, что люди не узнали бы прелести виски и джина, рома и эля. Ром, например, английские переселенцы начали делать из сахарного тростника на острове Барбадос еще 300 лет назад.

А что сказать о таких португальских винах, как портвейн и мадера, которые англичане фактически изобрели, наладили их производство и принялись импортировать для себя и всего остального мира? Такая же история с испанским хересом (последний англичане упорно именуют sherry). Бордосское вино англичане называют claret. Без английских купцов и без английских потребителей это ныне всемирно известное французское вино, вполне возможно, было бы одним из сотен региональных вин Франции.

«Скандальное пьянство»

Разумеется, искренний и многовековой роман англичанина со спиртным не остался без последствий для самой островной нации. В наше время, когда все или почти все поддается переводу в денежное выражение, пьянство обходится британской системе медицинского страхования (NHS) в 2,7 млрд фунтов в год. Но это только прямые потери бюджета. А реальная цена, которую британское общество платит за пьянство, по словам премьера Дэвида Кэмерона, на порядок выше и находится где-то в пределах от 17 до 22 млрд фунтов.

К двухсотлетию победы лорда Нельсона при Трафальгаре в Англии был выпущен одноименный ром для женщин. Новым напитком Королевское химическое общество хотело отметить отвагу британских медсестер, служивших под командой адмирала.Фото: AP

В феврале Кэмерон назвал запойное пьянство соотечественников «скандальным» и пообещал обнародовать «алкогольную стратегию» правительства, одновременно призвав частный сектор — пабы, ночные клубы, супермаркеты и производителей алкоголя — внести свой вклад в «ответственное потребление спиртного».

В рамках наступления правительства на безответственное пьянство 6 апреля в Англии и Уэльсе вступает в силу запрет на продажу алкоголя ниже минимальной цены, т.е. ниже стоимости акциза на него. Впоследствии планку минимальной цены намечено поднимать.

Шотландия, которая всерьез рассматривает возможность прекращения своего трехвекового союза с Англией, еще ранее приняла Билль об алкоголе, который до начала лета может обрести силу закона. Правда, к тому времени предстоит окончательно договориться о минимальной цене одной порции спиртного.

Противники данных новаций говорят, что они несправедливы, поскольку наказывают всех — и тех, кто пьет умеренно, и тех, кто не знает меры. Британская ассоциация производителей пива и владельцев пабов добавляет, что более высокое налогообложение алкогольной индустрии приведет к потере тысяч рабочих мест.

Вместе с тем никто не отрицает: проблема существует, и она очень серьезна. По словам Генри Эшворта, главы так называемой Группы Портмана, которая объединяет производителей спиртного, пьянство в публичных местах — «постыдное явление для всех нас», и члены группы готовы быть эффективными партнерами властей в борьбе с этим явлением.

40-пенсовая революция

23 марта правительство консерваторов объявило минимальную цену на одну дозу спиртного: 40 пенсов (примерно 19 рублей). Всего за несколько часов до этого британский Минздрав обнародовал последние данные, согласно которым за последнее десятилетие алкоголь стал причиной 25-процетного роста смертности в стране от болезней печени.

Как заявил премьер-министр Кэмерон, «больше нельзя мириться с ситуацией, когда пиво дешевле воды».

Если парламент поддержит Кэмерона нынешней осенью, то закон вступит в силу в 2014 году и станет, по выражению газеты The Guardian, «самым серьезным вмешательством правительства в сферу здравоохранения с момента запрета на курение [в общественных местах]».

Под одной дозой обычно понимают бокал вина, стакан пива или рюмку крепких напитков.

Для сильно пьющих англичан мера обойдется в 135 фунтов в год дополнительной финансовой нагрузки на личный бюджет. Под «сильно пьющими» в Англии разумеют мужчин, которые пьют более 50 доз алкоголя в неделю, и женщин, употребляющих свыше 35 доз за тот же срок.

«Умеренно пьющими» руководство британского здравоохранения признает мужчин, которые в неделю вливают в себя не более 21 дозы, и женщин, потребляющих не более 14 доз за семь дней. Для людей, придерживающихся таких рамок, финансовое бремя нововведения будет несущественным и составит 5-6 фунтов в год. Среднестатистический англичанин не соблюдает эти рекомендации, поэтому ожидается, что он потеряет 21-23 фунта в годовом исчислении. Если, разумеется, не станет пить меньше, — на что, собственно, и рассчитывает правительство.

Основной удар, однако, придется не столько по карману среднестатистического британца, сколько по бюджетам производителей спиртного и сетей супермаркетов, прежде всего, средних и мелких. Им запретят устраивать рекламные акции по принципу: «возьми упаковку пива, вторая — бесплатно» В жесточайшей конкурентной борьбе магазины вынуждены постоянно устраивать распродажи спиртного. Если пересчитать на дозы стоимость некоторых марок пива в супермаркетах Tesco и Sainsberry, которое распродается мелким оптом, то одна доза пива сейчас стоит 21 пенс, т.е. почти в два раза ниже предлагаемого правительством минимального уровня. Коробка пива Stella Artois (20 банок) в супермаркетах Asda стоит 10 фунтов, после вступления в силу минимальной цены та же упаковка обойдется уже в 17 фунтов 60 пенсов.

Как считают эксперты, самая крупная сеть супермаркетов, Tesco, только выиграет от этого; конкурентам придется труднее.

Дэвид Кэмерон признает, что затеянная им революция вряд ли станет популярной мерой, «но ответственность правительства не всегда заключается в том, чтобы делать популярные вещи; она в том, чтобы делать правильные вещи».

Правительство Ее Величества уверяет, что с введением минимальной цены на порцию спиртного количество преступлений упадет на 50 тысяч в год, а количество спровоцированных алкоголем смертей снизится на 9 тысяч за десятилетие.

Перед тем, как «догнаться», надо «разогнаться»

Многие эксперты, в числе которых, как это ни странно, — министр здравоохранения Эндрю Лэнсли, относятся к этим обещаниям скептически. Как, например, повлияет мера на привычку молодых англичан накачиваться еще до похода в бар или паб? С некоторых пор английский язык украсился глаголом to preload, который одним словом по-русски толком не передашь, хотя сама привычка нам не в новинку. Если to load означает «нагружаться», то слово preload есть процесс предварительного накачивания крепким спиртным. Соответственно потом в пабе или баре будут «догоняться». Если использовать этот российский жаргонный термин, значит preload — что-то вроде «разогнаться».

В полночь 31 мая 2008 года в Лондоне вступил в силу запрет на потребление алкоголя в метро. Этот день надолго запомнился пассажирам столичной подземки. Фото: rooney/flickr.com

Привычка обусловлена «ножницами» цен в супермаркете и в баре. Доза спиртного в ночном клубе — 5 фунтов, бутылка крепкого спиртного, например, водки, в магазине стоит 8 фунтов. Даже если она подорожает до 12,5 фунта, это никоим образом не остановит preload.

Но сводить проблему пьянства к финансам вообще-то довольно нелепо — что в России, что в Англии. Точно так же очевидно, что запретительные меры эффективны только до определенной степени, причем их эффект может быть как позитивным, так и негативным.

В Британии никто всерьез не обсуждает введение сухого закона. Вероятно, урок Америки, чей сухой закон британский лорд Керзон в свое время назвал «проявлением взбесившегося пуританизма», у всех на памяти.

Другое дело, что до недавнего времени в Британии действовал закон, ограничивавший время обслуживания клиентов в пабе. В 23 часа бармен ударял в колокол и суровым голосом вопрошал: «Джентльмены, неужели вам нечем заняться дома?» Этот «последний зов» в действительности означал, что все находившиеся в пабе немедленно заказывали по последнему кругу напитков, зачастую больше, чем могли или хотели в себя вместить.

В ноябре 2005 г. правительство лейбористов разрешило круглосуточную работу пабов и баров в надежде на то, что если людям не надо больше спешить накачиваться, то они и не будут этого делать. Практика показала, что уровень пьянства не снизился, а скорее, вырос, — хотя и не так сильно, как об этом можно судить по заголовкам в самих британских СМИ.

По данным официальной британской статистики, доля англичанок, которые пьют больше установленного Минздравом «умеренного» уровня, выросла с 15% (1992 г.) до 20% (2006 г.), а затем несколько снизилась до 18% (2009 г.).

Женское пьянство — особенно болезненная проблема в стране. Нынешней весной театральная компания Paper Birds поставила спектакль Thirsty («Жажда»). Сюжет прост. Две молодые женщины, сидя на унитазе в соседних кабинках туалета, рассказывают друг другу истории про пьяных женщин — какие-то достаточно забавные, другие шокирующие.

Это невыдуманные истории. Их в течение года собирали исполнительницы главных ролей Джемма Макдоннелл и Кайли Уолш. Из опросов женщин и мужчин вырисовывается коллективный портрет английской пьющей женщины: «молодая, проблемы с излишним весом, из рабочей семьи, неуклюжая, неуправляемая».

Авторы не ставили перед собой задачу убедить пьющих соотечественников бросить пить. Как заявили актрисы газете The Guardian, «мы хотим исследовать алкоголь и наше отношение к нему — смесь любви и ненависти».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию