16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.30 / ₽ 8227
  • RTS1178.69
26 марта 2012, 14:50 ПроисшествияОбществоПравоКонфликты

Следователи под следствием: кто будет крайним

Лента новостей

Скандалы вокруг МВД не утихают: гибель заключенных, коррупция, подковерная борьба. За преступлением не всегда следует наказание — двойные стандарты позволяют прикрывать «своих». Следователи под следствием — в проекте BFM.ru и Business FM.

Экс-следователь Нелли Дмитриева и «решальщик» Максим Каганский могут быть пешками в чужой игре. Фото: PhotoXpress
Экс-следователь Нелли Дмитриева и «решальщик» Максим Каганский могут быть пешками в чужой игре. Фото: PhotoXpress

Подозреваемая в получении взятки в 3 млн долларов экс-следователь по особо важным делам Главного следственного управления ГУ МВД по Москве Нелли Дмитриева отпущена из СИЗО без залога под подписку о невыезде. Ее предполагаемый сообщник —экс-сотрудник МВД Максим Каганский останется под арестом как минимум до 24 мая. Следствие отклонило предложение защиты отпустить его под залог в 5 млн рублей. Кто они, преступники или пешки в чужой игре, разбирались BFM.ru и Business FM.

Силовые ведомства — МВД и прокуратура — с завидным постоянством занимают место в новостях, по большей части негативных.

Скандал с крышеванием подмосковных казино сотрудниками прокуратуры сделал достоянием общественности не только коррупционную составляющую их деятельности, но и обнажил конфликт между ведомствами, которые в теории должны заниматься одним делом: выявлением преступников и справедливым их наказанием. Но, как показывает практика, заниматься своими прямыми обязанностями подчиненным Нургалиева и Чайки просто некогда.

Отсюда печальная статистика погибших в СИЗО: по данным зарубежных экспертов, таких случаев в российской системе исполнения наказаний — 50-60 в год. Самые известные среди них: Сергей Магнитский (юрист фонда Hermitage, скончался в СИЗО в 2009 году), Вера Трифонова (президент компании «КитЭлитНедвижимость», скончалась в московском СИЗО в 2010 году, следователь отказался менять ей меру пресечения до тех пор, пока она не признает вину), Василий Алексанян (бывший вице-президент ЮКОСа, в заключении был лишен необходимых ему антиретровирусных препаратов и, несмотря на букет неизлечимых болезней, СПИДом, лимфомой, и туберкулезом и др., 2,5 года провел в заключении, скончался 3 октября прошлого года).

Список не закрыт: 9 марта в отделение полиции «Дальний» был доставлен житель Казани Сергей Назаров, которого подозревали в краже мобильного телефона. На следующий день он скончался в результате издевательств полицейских. По «делу Назарова» были задержаны и отправлены в СИЗО 4 сотрудника ОП, а экс-участковый Ильшат Гарифуллин находился под домашним арестом до 21 марта.

Еще два сотрудника ОП «Дальний» — начальник уголовного розыска ОП Айнур Рахматуллин и оперативник Амир Шарафуллин — были задержаны 20 марта по подозрению в насилии над 22-летним казанским программистом Оскаром Крыловым, совершенном в октябре прошлого года. Оба полицейских уволены из правоохранительных органов.

Глава Антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов в интервью BFM. ru обращает внимание на двойные стандарты, которыми руководствуются блюстители закона: «Наша в кавычках независимая [правоохранительная и судебная] система иногда, мне кажется, независима от закона и от вообще логики, правовой в том числе. Свежая история в Казани. Для убийц и насильников, просто для нелюдей, меру пресечения предлагать домашний арест. Следователя Нелли Дмитриеву из-под стражи отпускают. Параллельно история с больной представительницей бизнеса [Наталья Гулевич — BFM. ru], у которой отнимали [бизнес] те же самые люди, которые были в команде Нелли Дмитриевой в центральном аппарате следственном, московский суд [за освобождения из-под стражи] просит от родственников 100 млн рублей залога. А как в деле Магнитского? А когда свои чиновники, как сказал министр Татарстана, «пацаны же». Вот когда по-пацански, тогда получаются такие истории».

Связанные одной цепью

Бывший следователь Нелли Дмитриева и ее шеф — начальник следственного управления генерал-майор юстиции Иван Глухов — входят в так называемый «список Магнитского-Кардина» (список составлен по инициативе сенатора США Бена Кардина, в нем порядка 60 фамилий чиновников МВД, ФСБ, ФНС, Арбитражного суда, Генпрокуратуры и ГУИН, причастных к делу Hermitage Capital).

Генерал Глухов президентским указом был назначен заместителем начальника Главного управления МВД по Москве – начальником главного следственного управления в июне 2011 года. Защита юриста фонда Hermitage Capital выдвигает версию, что именно он инициировал уголовное дело против руководителей фонда Hermitage, санкционировал действия по конфискации компаний Hermitage и осуществлению мошенничества на 230 млн долларов.

В ряде СМИ указывалось, что в криминальной схеме по возбуждению уголовных дел с целью наживы были задействованы и другие силовики, в частности, назывались и имена бывшего первого заместителя руководителя департамента экономической безопасности МВД России Андрея Хорева и его бывшего подчиненного капитана милиции Максима Каганского.

Андрей Хорев уволен с должности первого зама начальника Департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД РФ в июле прошлого года. По запросу депутата Михаила Бабича, Генпрокуратура провела проверку и обнаружила, что в 2008 году Хорев незаконно получил удостоверение ветерана боевых действий — это и стало формальным поводом для увольнения. С момента прихода в ДЭБ в 2007 году Хорев курировал расследование преступлений в кредитно-финансовой сфере, так называемое ОРБ № 7. По оценкам специалистов, которые приводит «Новая газета», уголовные дела, которые «вел» генерал Хорев, оцениваются примерно в 4 трлн рублей. В 2009 году супругой Андрея Хорева Надеждой и ее деловым партнером был приобретен четырехзвездный отель Azimut в Черногории. В декларациях сообщалось лишь, что в распоряжении супругов Хоревых имелись два земельных участка, четыре квартиры, гараж и BMW 325.

В списке собственности Нелли Дмитриевой, по данным некоторых СМИ, — четыре квартиры в Москве, общей стоимостью 33 млн рублей: на Новослободской и на Перовской улицах, в районе Преображенской площади и на улице Ивана Сусанина. Сама Дмитриева с семьей живет в доме № 33 архитектора Нирнзее на Новослободской, сообщает издание LifeNews. Она сама утверждает, что в ее собственности лишь ½ доли в квартире на улице Ивана Сусанина, которой она владеет совместно с сыном, а также автомобиль «Тойота».

А в послужном списке Нелли Дмитриевой, кроме дела Магнитского, есть и другие резонансные дела, связанные с «посадкой» бизнесменов.

Сергей Бобылев, владелец некогда существовавшей компании «Санрайз», недавно выпущен из тюрьмы под залог. Его рассказ публикует Forbes: «В заранее определенный момент, когда все активы были посчитаны, а эксперты в своих заключениях давали ответы, что имущества компании хватает для расплаты со всеми кредиторами, перед следствием встала гиперзадача — посадить. Не беда, что полгода даже подписку о невыезде не брали, а на следственные действия я приходил без повесток, сам созваниваясь со следователем и нарываясь на явку, чтобы объяснить ему, что белое — это белое. Итак, меня арестовывают при очередном посещении Главного следственного управления, ибо следователь Дмитриева утверждает, что ей и еще двум свидетелям я угрожал посредством SMS-сообщений».

Последняя осень

Арест самой Нелли Дмитриевой Пресненский суд Москвы санкционировал 5 октября прошлого года. Ее обвиняют в вымогательстве 3 млн долларов у предпринимателя Бориса Юдина, который проходил свидетелем по громкому делу о контрабандном ввозе и последующей продаже по завышенным ценам томографов министерству здравоохранения Карелии.

Напомним, что уголовное дело по факту нарушений ввоза медтехники было возбуждено в феврале прошлого года. Следователи полагали, что руководители фирмы «Медика» Борис Юдин и Алексей Царьков ввезли в Россию томограф Light Speed VCT XT в рамках госконтракта, заключенного на поставку медоборудования карельской республиканской больнице имени Баранова. За границей томограф был приобретен за 1,2 млн долларов, что по тогдашнему курсу составляло более 32 млн рублей, поставлен же он был в Петрозаводск за 58,8 млн рублей.

По версии следствия, Юдин боялся превратиться из свидетеля в обвиняемого по делу о контрабандном ввозе томографа. Дмитриева согласилась «решить вопрос» за деньги, переговоры с коммерсантом велись через бывшего сотрудника МВД, предпринимателя Максима Каганского, который рассчитывал на половину суммы.

По словам бывшего начальника службы безопасности ИФНС №1 Игоря Соломатина, экс-сотрудник МВД Максим Каганский часто «улаживал проблемы с силовиками, которые неизбежно возникали при криминальных зачетах по возвратам НДС, ведь сотрудники правоохранительных органов обязаны были проверять компании, которые подают заявки на эти выплаты, но вместо этого они им «крышу» делали», — сообщала газета «Коммерсантъ».

В отношении экс-следователя по особо важным делам Нелли Дмитриевой возбуждено уголовное дело по факту получения ею через посредника взятки в особо крупном размере (часть 6 статьи 290 УК РФ).

При передаче денег были арестованы «люди» Каганского: охранники и водитель. Сам Максим Каганский находился в бегах, и был задержан только 17 января 2012 года в Новосибирске. Каганскому предъявили обвинение в посредничестве во взяточничестве (часть 4-я статьи 290.1 УК РФ). Ему грозит до 12 лет лишения свободы.

Целились в генерала Глухова

Нелли Дмитриева, которая 21 февраля этого года была освобождена из-под стражи под подписку о невыезде (по состоянию здоровья и потому что у нее есть несовершеннолетние дети, а также потому, что она сотрудничает со следствием) свою вину не признает и говорит, что ее заставляли оговорить начальника ГСУ Ивана Глухова.

Сразу же после задержания, а также в суде она заявила, что уголовное дело в отношении нее сфабриковано при помощи сотрудников Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (ГУЭБиПК, бывший Департамент экономической безопасности МВД). По ее словам, Иван Глухов не устраивает нового руководителя ГУБЭПиК генерала Дениса Сугробова, и ее арест должен был больно ударить по ее начальнику.

Глухову действительно досталось: глава МВД Рашид Нургалиев объявил 25 января этого года генералу Ивану Глухову строгий выговор с формулировкой «за серьезные недостатки в организации управленческой деятельности». Эксперты убеждены в том, что одной из причин опалы стало уголовное дело в отношении Нелли Дмитриевой.

Генералу Глухову было предложено уйти в отставку, но он заявил, что добровольно от должности не откажется. Сразу после объявления «строгача» он ушел в очередной отпуск, 14 марта он вышел на работу, однако формально до сих пор находится на больничном. Пока больничный лист Глухова не закрыт, никаких кадровых решений в отношении генерала быть не может, отмечают в ведомстве. Информированный источник сообщил 21 марта, что «больной» Глухов «выходит на работу и выборочно подписывает некоторые документы», хотя по закону не имеет на это права.

Очевидно, карьера и дальнейшая судьба генерала Глухова будет зависеть от показаний, которые дадут Нелли Дмитриева и Максим Каганский. Каганский пока молчит, а Дмитриева уже многое рассказала.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию