16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 86.32 / ₽ 8049
  • RTS1173.27
6 апреля 2012, 18:34 НедвижимостьПраво

Патриарх обещает отдать «пыльные деньги» на благотворительность

Лента новостей

Громкое дело с квартирой Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в «Доме на набережной» получило неожиданное продолжение. Экс-министр здравоохранения Юрий Шевченко заплатил 19,7 млн рублей за нанопыль. Но его квартира остается под арестом

Дом 2 по ул. Серафимовича. Фото: РИА Новости
Дом 2 по ул. Серафимовича. Фото: РИА Новости

Новый поворот в громком гражданском споре между Лидией Леоновой, троюродной сестрой Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и бывшим министром здравоохранения Юрием Шевченко. В пятницу стало известно, что кардиохирург исполнил решение Замоскворецкого суда о взыскании с него 19,7 млн рублей за повреждение имущества в квартире предстоятеля РПЦ, которое случилось из-за ремонта. Однако ответчик не намерен сдаваться и надеется на отмену судебного акта, если не в президиуме Мосгорсуда, то в Верховном суде России.

Тем временем в суде стартовало очередное разбирательство по иску родственницы патриарха к экс-министру.

Квартира патриарха с видом из окон на храм Христа Спасителя попала в центр внимания СМИ после того, как стало известно, что по решению Замоскворецкого суда у соседа главы РПЦ по знаменитому «Дому на набережной», известного кардиохирурга и священника Юрия Шевченко было взыскано 19,7 млн рублей.

Баснословно высокую сумму отсудила 1 ноября 2011 года троюродная сестра патриарха Лидия Леонова, зарегистрированная в квартире Владимира Гундяева (мирское имя патриарха) по адресу улица Серафимовича, дом 2 — в пятикомнатных апартаментах площадью 144,8 кв. метров.

«Пострадавшая» квартира находится в знаменитом «Доме на набережной» — комплексе сооружений на Берсеневской набережной Москва-реки на Болотном острове, построенном в 1931 году. Жильцами дома сначала были представители советской элиты: ученые, партийные деятели, герои Гражданской войны, Социалистического Труда и Советского Союза, известные писатели. Имена постояльцев говорят сами за себя: Никита Хрущев, Светлана Аллилуева, Василий Сталин, Георгий Жуков, поэт Демьян Бедный, балерина Ольга Лепешинская и драматург Михаил Шатров. Из современных знаменитостей в «Доме на набережной» сейчас проживают Геннадий Хазанов, Наталья Андрейченко и Александр Домогаров, также топ-менеджеры крупных компаний и их родственники, которые предпочитают не афишировать своих имен. Дом является памятником истории и охраняется государством. Помимо жилых корпусов, в комплексе расположены Театр Эстрады и кинотеатр «Ударник».

Наночастицы испортили все

Лидия Леонова обратилась в суд в прошлом году, требуя возместить урон, нанесенный ее имуществу — персидским коврам, стульям, мебели и, главное, книгам. Они оказались покрыты слоем пыли, которая, как посчитали служители Фемиды, прилетела из квартиры этажом ниже, которую приобрел экс-министр и впоследствии подарил своей дочери Ксении Корсун.

Первоначально истица оценила сумму ущерба в 26 млн рублей, но потом снизила ее до 18,9 млн рублей, а от морального вреда в 50 тысяч рублей вообще отказалась.

Выставленный Шевченко счет включал: расходы по вывозу, хранению во время ремонта и обратной доставке имущества в квартиру (376 тысяч рублей); расходы по ремонту квартиры (7,3 млн рублей); расходы на аренду аналогичной по полезности квартиры на срок с момента причинения вреда до момента окончания всех работ, связанных с ремонтом и спецочисткой (2,1 млн рублей); расходы по замене испорченной мягкой мебели и ковров (2,6 млн рублей); стоимость специочистки книг (6,3 млн рублей); расходы на клининг имущества (151 тысяча рублей).

К судебному разбирательству истица подготовилась основательно. К заявлению было приложено исследование пыли, проведенное по просьбе заявительницы Институтом общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН. Оно гласило, что в патриаршей квартире были «выявлены соединения, потенциально опасные для здоровья — компоненты строительных смесей и красок», а также «наночастицы, которые при возможном длительном контакте с человеком могут оказывать негативное воздействие на здоровье, вызывая заболевания, в том числе онкологические».

Российская Государственная библиотека, в свою очередь, рекомендовала истице провести тщательную сухую очистку документов от пыли, а с учетом наличия на них наночастиц — многократную чистку, чем заявительница и поспешила заняться.

Патриарх не пошел на контакт

Как рассказал BFM.ru сын ответчика, полный тезка своего отца Юрий Шевченко, попытки утрясти финансовые вопросы с владельцем квартиры и ее жительницей в досудебном порядке ни к нему не привели: «Леонова не пошла на контакт и сразу же завила, что все вопросы будет решать с нами в суде. Потом мы целый год писали патриарху письма, пытались выйти на него через знакомых, поговорить, но безуспешно». Он добавил, что его отец, который в настоящее время тяжело болен (у него обнаружили онкологическое заболевание) никогда не отказывался платить, однако заявленную сумму считает явно завышенной и ничем не обоснованной. «Мы предлагали разумные варианты, хотели помочь провести чистку, но нас даже не пустили в квартиру», — добавил сын кардиохирурга.

По словам представляющей интересы ответчика в суде адвоката Елены Бойко, для того, чтобы доказать «нереальность заявленных сумм» юристы бывшего главы минздрава неоднократно ходатайствовали о назначении экспертиз. Они хотели установить истинный размер причиненного истице вреда. Однако суд отверг эти просьбы, довольствуясь документами, которые передала Лидия Леонова. «При том, что это были всего лишь консультативные заключения специалистов, а не заключения экспертов», — подчеркнула адвокат.

Судья пришла к выводу, что у нее нет оснований не доверять выводам отчета по результатам исследований, проведенных институтом им. Курнакова и Российской Государственной библиотекой.

Елена Бойко считает, что Лидия Леонова вообще не имела права обращаться в суд, поскольку не является собственником квартиры. Однако попытка юристов ответчика привлечь к участию в споре Владимира Гундяева потерпела фиаско — соответствующую просьбу судья Людмила Лобова отклонила.

Щедрость суда

В итоге разбирательства судья удовлетворила иск, взыскав с Шевченко 19,7 млн рублей. К заявленной сумме в 18,9 млн рублей судья Лобова добавила расходы по оценке стоимости ущерба в размере 600 тысяч рублей, а также стоимость услуг представителя истицы в суде — 100 тысяч рублей и госпошлину в размере 60 тысяч рублей. Представляющие интересы Шевченко в суде адвокаты оспорили это решение в Мосгорсуде, однако 14 февраля этого года кассационная инстанция признала решение законным. Таким образом, решение вступило в законную силу.

Юристы кардиохирурга надеются на отмену решения Верховным судом. Однако перед этим им необходимо пройти еще одну инстанцию — президиум Мосгорсуда. Поданная туда надзорная жалоба уже принята к рассмотрению, но дата заседания пока не назначена. Впрочем, юристы Юрия Шевченко не рассчитывают, что московские судьи пойдут против родственницы патриарха и отменят судебный акт. «В жалобе мы просили приостановить исполнение решения суда, в данной части вопрос должны были рассмотреть немедленно, но этого не было сделано, что говорит о том, что исход дела будет не в нашу пользу», — прогнозирует Елена Бойко.

Между тем, квартира Юрия Шевченко, куда так и не въехала его дочь с детьми, сейчас находится под арестом — соответствующее решение было принято еще в начале разбирательства Замоскворецким судом в качестве обеспечительной меры по иску родственницы патриарха. При этом суд оценил стоимость квартиры в элитном доме всего в 15 млн рублей, тогда как ее рыночная стоимость составляет примерно 50 млн рублей.

А два дня назад стало известно, что суд наложил арест и на банковский счет, принадлежащий Юрию Шевченко. Также был ограничен его выезд за пределы России.

Новые иски

Разгоревшаяся судебная война привела к тому, что Юрий Шевченко подал в Замоскворецкий суд иск к Людмиле Леоновой о необоснованном обогащении (он оставлен без движения до 11 апреля — BFM.ru). Истец полагает, что утверждение о том, что имущество его соседки пришло в негодность не соответствует действительности, ведь она не отдала ему испорченную мебель и ковры, не выбросила на помойку, а между тем получила компенсацию по решению суда.

Леонова также не намерена сдавать позиций. Она подала в Замоскворецкий суд еще одно заявление — о признании незаконным договора дарения квартиры Юрия Шевченко его дочери Ксении Корсун. Как полагают юристы, по всей видимости, этот иск был предъявлен потому что истица решила, что у ответчика нет денег для исполнения решения суда. «Наверное, она посчитала, что только продав эту квартиру, она сможет получить деньги», — предположила юрист.

Первое заседание по этому делу состоялось сегодня. Оно было прервано неожиданным известием. Приехавший на заседание Шевченко-младший, проинформировал судью о том, что накануне исполнил первое решение суда и внес на счет Службы судебных приставов по ЦАО за своего отца 19,7 млн рублей.

Для этого, как пояснил BFM.ru Юрий Шевченко-младший, он вынужден был продать свою квартиру в Санкт-Петербурге, взять в долг 4 млн рублей и доложить еще 3 млн, которые остались от незаконченного ремонта в московской квартире сестры в «Доме на набережной». Соответствующая платежка была передана суду.

Представлявшая интересы Леоновой адвокат Елена Забралова оказалась в замешательстве. Она взяла пятнадцатиминутный тайм-аут. Связавшись с ССП, юрист подтвердила суду, что приставы действительно получили платежку о перечислении денег, однако сами деньги на счет пока не поступили. По словам Забраловой, она не смогла связаться с доверительницей, чтобы определиться с позицией по второму иску. Поэтому суд по ходатайству сторон объявил перерыв в процессе до 10 апреля.

Покидая суд, Елена Забралова отказалась от каких-либо комментариев.

Юристы же Юрия Шевченко пояснили, что их доверитель был вынужден исполнить решение суда. В противном случае на него мог быть наложен штраф в размере 7% от взысканной суммы — в данном случае 1,4 млн рублей.

Патриарх «не при деле»

В пресс-службе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла BFM.ru сообщили, что предстоятель РПЦ в курсе судебных баталий, но не участвует в них. «Он не живет в этой квартире, хотя действительно является ее собственником, — рассказал BFM.ru заместитель руководителя пресс-службы патриарха диакон Александр Волков. — Всеми вопросами по взысканию ущерба занимается его дальняя родственница, которая живет в квартире в течение последних трех лет. Хочу подчеркнуть, что патриарх ни коим образом не вдается в детали (судебных споров) и у него просто нет ни времени, ни возможности заниматься этими вопросами». Волков добавил, что к подаче иска патриарх также не имел отношения и инициатива исходила исключительно от его родственницы.

Добавим, на прошлой неделе в беседе с журналистом Владимиром Соловьевым патриарх Кирилл подтвердил факт родства с Лидией Леоновой и пообещал направить все полученные от семьи Шевченко деньги на благотворительность.

Профессор с мировым именем, академик РАМН и Российской Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, кардиохирург Юрий Шевченко занимал пост министра здравоохранения с 1999 по 2004 год. В этот период он стал общаться и поддерживать дружеские отношения с патриархом Алексием II. С его благословения он окончил в Ташкенте духовную семинарию, а в 2009 году (уже после смерти Алексия II) был рукоположен в сан священника в Украинской Православной Церкви. С новым иерархом РПЦ у него, по всей видимости, не сложились отношения.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию