16+
Вторник, 10 сентября 2024
  • BRENT $ 68.99 / ₽ 6236
  • RTS923.63
21 мая 2012, 17:39

Российская промышленность цепляется к «Уралвагонзаводу»

Лента новостей

Машиностроительный холдинг, о котором сейчас много говорят в связи с назначением Игоря Холманских, активно расширяет сферу и географию своей деятельности. Интересы компании простираются от производства танков до портового бизнеса

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Недавнее назначение Игоря Холманских представителем президента России в Уральском федеральном округе напомнило, что «Уралвагонзавод» (УВЗ) — это кузница кадров. Однако не только этим знаменита группа предприятий, объединенная общим названием. УВЗ — один из крупнейших центров консолидации промышленности в России. На протяжении последних нескольких лет группа активно расширяет сферы своего бизнеса.

Например, в начале года компания купила 15,02% акций «Мотовилихинских заводов», бизнес которых представлен в гражданском и военном машиностроении. Гражданский дивизион группы выпускает дорожно-строительную технику, гидравлические краны и многофункциональные экскаваторы-планировщики; военный — реактивные системы залпового огня «Смерч» и ствольную артиллерию. До последней сделки государство через «Рособоронэкспорт» и «Ростехнологии» контролировало лишь 35% капитала «Мотовилихинских заводов». Таким образом, покупка пакета «Уралвагонзаводом» позволит государству консолидировать контрольный пакет. По данными газеты «Коммерсантъ», впоследствии вся государственная доля может быть передана УВЗ.

ОАО «Уралвагонзавод» основано в 2007 году на базе одноименного комплекса активов. Единственный акционер компании — Росимущество.
УВЗ — многоотраслевой машиностроительный комплекс. Компания производит более 100 видов продукции, в числе которой военная техника, дорожно-строительные машины, цельнометаллические полувагоны, специализированные вагоны и железнодорожные цистерны.

В марте УВЗ приобрел другой актив — половину капитала ЗАО «Автокомпозит», аффилированной с ОАО «Русполимет». Главный актив «Автокомпозита» — имущественный комплекс «Дробмаш», расположенный в городе Выкса. «Дробмаш» разрабатывает дробильно-сортировочное оборудование для производства строительных материалов на основе переработки минерального сырья и промышленных отходов.

Месяц спустя УВЗ подписал с «Русполиметом» соглашение о долгосрочном партнерстве, которое предусматривает создание в Выксе производства стальных и чугунных отливок массой до 80 кг годовой мощностью до 60 тысяч тонн. Кроме того, документ предполагает участие партнеров в производстве дробильно-сортировочного оборудования для добывающих отраслей. Узлы и компоненты для этого оборудования будут производиться на площадках УВЗ.

Машиностроительным бизнесом интересы УВЗ не ограничиваются. На прошлой неделе стало известно, что «дочка» компании — «УВЗ-Логистик» — готова приобрести 73,33% акций Ванинского морского торгового порта. Ранее о своем интересе к нему заявляли также UCL Holding Владимира Лисина, En+ Олега Дерипаски и «Мечел» Игоря Зюзина.

Впрочем, несмотря на огромную географию и широкое поле интересов компании, масштаб бизнеса УВЗ достаточно невелик. В прошлогоднем рейтинге «Эксперт 400» компания занимает лишь 100 место — между производителем автомобилей «Соллерсом» и Промсвязьбанком.

Свои финансовые показатели по МСФО «Уралвагонзавод» не публикует, но доступны данные по РСБУ. Согласно представленной информации, выручка в 2011 году составила 67,8 млрд рублей, чистая прибыль — 8,7 млрд рублей. Получается, что рентабельность компании по чистой прибыли составляет 12%. Для сравнения, маржа по прибыли мирового лидера в области промышленного машиностроения Caterpillar в 2011 году составила лишь 5%.

«Отчетность по РСБУ абсолютно не показатель, поскольку носит не консолидированный характер. Головная компания УВЗ учитывает не финансовые показатели своих «дочек», а классифицирует их как финансовые вложения», — указывает аналитик Rye, Man & Gor securities Андрей Третельников. Таким образом, консолидация «дочек» наверняка приведет к значительному росту выручки, но, вероятно, к снижению прибыли.

В любом случае, одним из основных источников финансирования компании по-прежнему является государство. В сентябре прошлого года Владимир Путин пообещал инвестировать в УВЗ 64 млрд рублей. Предполагается, что средства пойдут на развитие вагонного и военного производств, увеличение производства сельскохозяйственной техники.

Впоследствии гендиректор компании Олег Сиенко в одном из интервью пояснял, что речь идет о финансировании в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие ОПК до 2020 года». Согласно ее условиям, около 60% из 64 млрд рублей выделит государство, а 40% — собственные средства, из прибыли или привлеченные в качестве долгосрочных кредитов.

Есть вопросы и к системе корпоративного управления УВЗ. В частности, в совет директоров компании пока входит министр финансов (нынешнего «созыва») Антон Силуанов, что противоречит указу президента о выводе чиновников из советов директоров госкоппаний.

Отметим, УВЗ входит в список приватизации. Предполагается, что в 2014 году будет продано до четверти его капитала. Наиболее вероятная форма приватизации — IPO. «Компании будет крайне сложно подготовиться к размещению в указанные сроки. УВЗ предстоит перейти на отчетность мо МСФО, наладить внутренний аудит и корпоративное управление», — указывает Третельников.

Представители УВЗ не успели предоставить комментарии по поводу дополнительного финансирования программ развития и наличия в компании долгосрочной стратегии на момент сдачи материала.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию