Источник: фигурантов дела Политковской слушали, но не поняли
Лента новостей
ФСБ прослушивало телефонные переговоры предполагаемого организатора и исполнителей убийства журналистки до ее смерти, узнали «Известия»
Оперативники ФСБ прослушивали телефонные переговоры предполагаемого организатора и исполнителей убийства обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской до ее смерти, но не поняли, о чем идет речь, и не сумели вовремя обеспечить безопасность журналистки, пишет газета «Известия».
Источник издания рассказал, что обвиняемые Лом-Али Гайтукаев и братья Махмудовы на протяжении двух месяцев в разговорах на чеченском языке в иносказательной форме упоминали некий долг и должника. Следователи полагают, что «взысканием долгов» Гайтукаев называл заказные убийства. Ни имени, ни даты в разговорах не прозвучало.
Руководитель информационного центра «Аналитика и безопасность» Руслан Мильченко считает, что промах ФСБ состоит не в том, что не обратили внимания на материалы прослушки, а в том, что заранее не организовали безопасность Политковской.
Материалы оперативной прослушки ФСБ были приобщены к материалам уголовного дела об убийстве Политковской постфактум, пишет издание. Следствие провело фоноскопическую экспертизу и «необходимые следственные действия». Официальный представитель СКР Владимир Маркин уточнил, что разговоры переведены на русский язык. В СКР считают, что оперативные сотрудники не имели возможности заподозрить Гайтукаева в подготовке убийства Политковской.
Представляющая интересы потерпевших (сына и дочери погибшей журналистки) адвокат Анна Ставицкая сказала BFM.ru, что ее пока не знакомили с результатами фоноскопической экспертизы. Она напомнила, что представители семьи Анны Политковской еще в ходе первого судебного процесса обращали внимание суда на то, что за журналисткой незадолго до убийства велось «двойное кольцо» наблюдений. «Следствие направляло в ФСБ запросы о том, есть ли у них результаты прослушки телефонных разговоров Гайтукаева и других фигурантов дела. Им ответили, что у них таких материалов нет», — рассказала адвокат. Появление сейчас таких материалов юрист прокомментировала таким образом: «Вот так у нас работают правоохранительные органы. Вместо того, чтобы предотвращать преступления, они замалчивают имеющиеся факты». Ставицкая отметила, что, по закону следствие обязано ознакомить стороны с постановлением о назначении экспертиз и с их результатами, однако следователи пока не приглашали адвокатов потерпевших для ознакомления с документами.
Между тем защищающий обвиняемого Ибрагима Махмудова адвокат Саидахмед Арсамерзаев сообщил BFM.ru, что о наличии в деле вышеназванных аудиозаписей и о назначении по делу фоноскопических экспертиз ему стало известно еще в декабре прошлого года. «13 февраля я ознакомился с постановлением о назначении экспертиз и сразу же заявил ходатайство об ознакомлении с материалами прослушки, так как защита имеет право задать свои вопросы специалистам, — рассказал защитник. — Однако в феврале — начале марта мне отказали». По словам Арсамерзаева, он обжаловал действия следователя в Басманном суде. 18 мая суд отклонил его жалобу. Защитник делает вывод, что следствие обладало материалами прослушивания телефонных разговоров Лом-Али Гайтукаева и его племянников Махмудовых еще во время первого следствия. «Получается, что их не приобщили к материалам уголовного дела», — резюмировал защитник. Он считает, что в разговорах «нет ничего, что бы касалось убийства Политковской, полный ноль» и следствие просто пытается «высосать из пальца» новые доказательства. «Теперь они хотят установить: были ли намеки на убийство Политковской в этих разговорах», — сказал Арсамерзаев. Он сообщил, что 24 мая приглашен к следователю для ознакомления с заключениями экспертиз.
Политковская была застрелена 7 октября 2006 года в подъезде дома на Лесной улице в Москве, где снимала квартиру. Следствие утверждает, что Рустам Махмудов пять раз выстрелил в жертву. Он скрылся на поджидавших его у метро «Новослободская» «Жигулях», за рулем которых находился его брат Джабраил.
Анна Политковская была застрелена 7 октября 2006 года в подъезде дома на Лесной улице, где снимала квартиру. Согласно первоначальной версии следствия, организатором преступления являлся бывший сотрудник столичного УБОП Сергей Хаджикурбанов. Он подыскал исполнителей преступления: жителей Чечни братьев Рустама, Джабраила и Ибрагима Махмудовых. Первый исполнил заказ на убийство, двое других — следили за журналисткой. Однако 19 февраля 2009 года присяжные в Московском окружном военном суде оправдали Хаджикурбанова, а также Джабраила и Ибрагима Махмудовых. Они вышли на свободу. Четвертый фигурант дела — Рустам Махмудов в то время находился «в бегах».
Впоследствии прокуратура добилась отмены оправдательного приговора в Верховном суде. Позже дело было направлено в СКР на дополнительное расследование. На этом настаивали потерпевшие — сын и дочь погибшей журналистки.
В мае этого года в Чечне задержали и доставили в Москву предполагаемого исполнителя убийства. 2 июля Рустаму Махмудову предъявили обвинение. Затем дело пополнилось еще одним обвиняемым — дядей братьев Махмудовых Лом-Али Гайтукаевым. Теперь следствие считает, что это он принял заказ на убийство Политковской. Показания против него дал другой новый фигурант дела — бывший начальник отделения 4-го отдела оперативно-поискового управления ГУВД Москвы Дмитрий Павлюченков. Имя заказчика следствие пока не называет. Однако в прессу просочилась информация о том, что, со слов Павлюченкова, ими являлись бывший эмиссар чеченских боевиков Ахмед Закаев и бизнесмен Борис Березовский, у которых с Политковской якобы произошел конфликт.