16+
Пятница, 6 августа 2021
  • BRENT $ 70.56 / ₽ 5156
  • RTS1653.31
13 июня 2012, 17:37 АвтоПравоКонфликты

Оторваться от земли

Лента новостей

Конфликт вокруг радиоцентра «Постниково», который обеспечивает связью канал «диспетчер — борт» столичного аэроузла и земля под которым оказалась в собственности Связь-банка, может быть урегулирован

Фото: PhotoXPress
Фото: PhotoXPress

За участок подмосковной земли, на территории которого с 1940 года существует радиоцентр «Постниково», сражаются две госкорпорации: ФГУП «Госкорпорация по Организации воздушного движения (ОрВД)» и Внешэкономбанк. Если победит собственник земли — «дочка» ВЭБа Связь-банк — все УКВ-передатчики, обеспечивающие связь «экипаж-земля», будут ликвидированы. Кто заинтересован в том, чтобы парализовать авиасообщение в московской воздушной зоне — в специальном проекте BFM.ru и Business FM.

Спор вокруг участка земли, на котором расположен передающий радиоцентр «Постниково», обеспечивающий полеты самолетов всех крупных столичных аэропортов — Внуково, Шереметьево и Домодедово — может решиться мирным путем. О том, что разбирательство вышло на «федеральный уровень» и стороны ищут внесудебные пути решения конфликта, стало известно на сегодняшнем заседании 9-го арбитражного апелляционного суда.

В суде должна была слушаться апелляционная жалоба «Госкорпорации по Организации воздушного движения (ОрВД)» и Росавиации: они настаивают на отмене решения Арбитражного суда Москвы, который 21 марта удовлетворил иск Связь-банка и обязал госкорпорацию освободить земельный участок площадью 7,6 га, на котором в подмосковном поселке Толстопальцево расположен радиоцентр.

Суд также обязал Росавиацию не чинить препятствий сносу всего вышеперечисленного имущества.

Однако заседание закончилось, не успев начаться. Представляющий интересы Росавиации в суде адвокат Валентин Колесников проинформировал судей, что вопрос о порядке использования спорного участка земли вышел не федеральный уровень и попросил отложить заседание. «Мы предприняли шаги по урегулированию конфликта», — сообщил он, добавив, что в четверг, 14 июня должны пройти переговоры по этому поводу, однако их исход прогнозировать трудно. «Возможно, будет заключено мировое соглашение. Мы не знаем, чем дело закончится», — сказал представитель Росавиации.

Ходатайство о переносе процесса на более поздний срок поддержал и представляющий интересы «Госкорпорации ОрВД» в суде адвокат Владимир Каталиков, который заметил, что «это вопрос не просто юридический, но уже перерос в политику».

Поскольку другие участники процесса не возражали, слушание было отложено на 9 июля.

Комментируя решение суда первой инстанции Валентин Колесников, сказал BFM.ru , что суд [21 марта], по его мнению, подошел к решению вопроса формально и вообще не имел права принимать решение о сносе объектов федеральной собственности.

«Все решения о судьбе имущества стратегических предприятий принимается только с согласия центрального аппарата Росимущества на уровне заместителя руководителя», — отметил юрист. Он подчеркнул, что, согласно имеющимся документами, спорный участок земли предоставлялся исключительно для размещения на нем объектов аэронавигации. «То есть это участок спецназначения, а поскольку на нем расположены объекты и имущество госкорпорации, то суд не мог изменить назначение земли по своей воле, — заметил Колесников. — Для этого необходимо пройти специальную процедуру, которую осуществляют органы власти».

Владимир Каталиков сказал BFM.ru , что сейчас стороны ищут «компромиссное взаимовыгодное решение, которое могло бы защитить государственные интересы и обеспечить безопасность полетов».

Представители Связь-банка и Росимущества отказались от комментария. Однако, как стало известно в ходе заседания, юрист Росимущеста в своем отзыве на апелляционную жалобу поддержал «Госкорпорацию ОрВД».

Присланный им в суд документ гласил, что договор купли-продажи земельного участка, подписанный в 2006 году с фирмой «М-Вариант» является ничтожным, а потому недействующим. В свою очередь юристы Связь-банка заметили в ходе слушания, что кредитное учреждение как второй покупатель является добросовестным покупателем.

Основания для спора

Яблоком раздора между Связь-банком (в пользу которого было вынесено решение Арбитражного суда Москвы 21 марта) и Московским центром автоматизированного управления воздушным движением (филиалом «Госкорпорации ОрВД») стал радиоцентр «Постниково».

Радиоцентр «Постниково» был создан в 40-х годах во время строительства аэропорта Внуково как аэродромный приводной радиомаяк. Сейчас это основная подстанция Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД). Обеспечивает радиосвязью каналы «диспетчер-борт». На сегодняшний день в составе ПРЦ «Постниково» — 53 УКВ-передатчика «Полёт-2А» для обеспечения 41 радиоканала управления воздушным движением.

Место расположения радиоцентра (поселок Толстопальцево) было выбрано как самое приемлемое с точки зрения выполнения основных требований к обеспечению авиационной радиосвязи, говорят специалисты.

Однако в 2006 году земельный участок площадью более 26 га в Толстопальцево, находящийся в федеральной собственности, странным образом перешел в частные руки.

Территориальное управление федерального агентства (тогда — Федерального агентства по управлению федеральным имуществом), весь этот участок вместе с находящимися на нем стратегическими объектами продало ЗАО «М-Вариант», пояснили BFM.ru в Московском центре автоматизированного управления воздушным движением.

Из рук в руки

ЗАО «М-Вариант» специализируется на операциях с недвижимым имуществом, предоставляет посреднические услуги при покупке, продаже и аренде нежилого помещения. Изначально компания была зарегистрирована в Москве, по адресу ул. Кржижановского. По последним данным, компания формально «переехала» в Конаково Тверской области.

По данным отчета об итогах выпуска ценных бумаг от 1998 года, 34% акций компании принадлежало Алексею Субботину, 33% — Зауру Абдула-Заде и 33% — Дмитрию Попову. К 2010 году основным владельцем компании был Заур Абдула-Заде.

Заур Абдула-Заде родился в Москве, в 1984 году окончил школу при клубе «Самбо-70». В 1992 году с отличием окончил Московский институт народного хозяйства им Плеханова. С 1991 года работал в компании «Дело» (ЗАО «Дело МПО» управляет несколькими торговыми центрами в Москве). в настоящее время). С 1999 года был заместителем гендиректора ЗАО «Норд + Вест МПО» по общим вопросам. Затем открыл свое дело — ООО «Красотель». В 2001 году был одним из основателей «Партии Граждан России», в 2004 году защитил диссертацию «Структурные факторы оптимизации налоговой нагрузки в условиях современной российской экономики». С 2005 года — член-корреспондент Академии строительства Украины.

Участок в Толстопальцево компания «М-Вариант» приобрела в кредит, который не смогла погасить вовремя. В результате актив, находящийся в залоге у банка, был выставлен на торги. В настоящее время его собственником является Связь-банк, владельцем 99,46% акций которого является Внешэкономбанк.

Директор Департамента по работе с проблемными активами Связь-банка Сергей Акинин в интервью BFM.ru рассказал: «Перед тем, как данный участок земли в результате процесса исполнительного производства достался Связь-банку, он выставлялся на публичных торгах, проводимых по поручению Росимущества, дважды. но покупателя на него не нашлось... В ходе проведения торгов Государственная корпорация по организации воздушного движения не выразила своего интереса к приобретению недвижимости».

В свою очередь представитель МЦ АУВД заверил BFM.ru, что Центр не знал о том, что федеральная земля выкуплена. «Видимо, это были прежние документы неправильно оформлены, где-то что-то еще, но его каким-то образом выкупили, о чем мы фактически не знали, и де-факто нам преподнесли, что эта земля не ваша», — сказал собеседник BFM.ru .

А юрист МЦ АУВД Артем Веснин ранее в интервью говорил, что «эта сделка является изначально незаконной, так как в ней фигурировала земля, находящаяся под объектами федерального недвижимого имущества, не подлежащими приватизации. В соответствии с Земельным кодексом РФ земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставленные для нужд транспорта, в том числе сооружений навигационного обеспечения воздушного движения, ограничены в обороте и не могут быть предоставлены в частную собственность».

Председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов разделяет эту точку зрения: «Вызывает очень серьезные вопросы, почему земля и объект, который является стратегическим для московского аэроузла, были переданы в частные руки. Стратегические объекты, где стоит оборудование, не подлежащее приватизации, в частные руки не передается. Это надо разбираться компетентным органам, какие чиновники-жулики эту землю, не подлежащую приватизации, отдали в чьи руки, почему, и климат в государстве у нас изменится только тогда. Когда эти жулики будут найдены, когда эти чиновники, которые продали эту землю, будут посажены в тюрьму, а их недвижимость арестована, недвижимость их детей и внуков, тогда климат у нас изменится, и мы перейдем от ежедневных разговоров о коррупции и бездеятельности практически чиновников, к делу».

Заместитель начальника Управления информационной политики Росимущества на официальный запрос BFM.ru о том, кто в 2006 году отдал распоряжение продать этот участок частной компании, ответил: «В ответ на ваш запрос от 1 июня 2012 года по вопросу земельного участка, в границах которого расположен ПРЦ «Постниково», сообщаю, что Управление информационной политики Росимущества обратилось с соответствующими запросами в профильные подразделения Агентства. После поступления к нам запрошенных материалов Управление информационной политики направит в редакцию портала BFM.ru ответ, отражающий точку зрения Росимущества».

Убрать лишнее

Получив в собственность участок земли в Толстопальцево, банк решил освободить его от объектов, принадлежащих радиоцентру. Дело «о зачистке» территории рассматривалось в Арбитражном суде Москвы в марте. Судья Людмила Пулова встала на сторону собственника.

Людмила Пулова родилась 25 сентября 1954 года в городе Курске. В 1999-2001 годах — специалист Арбитражного суда города Москвы. В 2000 году окончила Новый гуманитарный университет Натальи Нестеровой по специальности юриспруденция. В 2006 году окончила Российскую академию правосудия. Соискатель в Российской академии правосудия, кафедра арбитражный процесс. Имеет второй квалификационный класс судьи.

В постановлении суда сказано: «Так как собственник известен, и он хочет распоряжаться землей, то все объекты, обеспечивающие безопасность полётов, нужно снести».

По решению суда должны быть демонтированы башни УКВ, кабель связи из Внукова, около десяти радиостанций «Полет», осциллограф, вольтметр, радиотелефон стандарта GSM Nokia-6150 и даже покрытие дороги к райцентру Постниково.

Конфликт стал достоянием общественности лишь две недели назад. Президент Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Сергей Ковалев в интервью BFM.ru заявил: «Эта тема несколько затянулась. Я думаю, что руководство госкорпорации по организации воздушного центра и воздушного движения и руководство Московского центра автоматизированного управления воздушным движением должны были эту проблему осветить и придать огласке несколько раньше, а не ожидать, пока профсоюз об этом заявит во всеуслышание. Мы узнали об этой проблеме совершенно случайно по распечатке решения Арбитражного суда».

Сотрудники МЦ АУВД обиделись на Ковалева, в открытом письме они обратились к нему с просьбой не давать оценки ситуации от имени коллектива.

Между тем Ковалев уверен, что при сделке с участком «явно присутствовала мошенническая схема». Он согласен с тем, что Связь-банк формально является надлежащим приобретателем земельного участка. Но, говорит профсоюзный деятель, «по совести и закону никто не спросил государство, а [ведь это] — государственная земля, на ней государственное имущество — передающий радиоцентр Московского центра управления воздушным движением, через который осуществляется управление воздушным движением, радиообмен между экипажами с диспетчерами».

Его «удивляет» позиция Росимущества соответствующего территориального управления и земельного кадастра, которые зарегистрировали эту земельную сделку и отдали в частные руки госимущество вместе с земельным участком. При этом сделку купли-продажи, которая стала причиной конфликта, расторгнуть нельзя, так как срок исковой давности истёк.

«Я считаю, что фактически нарушен был закон при первоначальной сделке в 2006 году. В последующем Арбитражный суд нарушил все, что можно. Следующая инстанция, апелляционная, Арбитражного суда состоится 13 июня, — говорит Сергей Ковалев BFM.ru. — Я думаю, что более высокая инстанция должна государственно поступить с имуществом, отнестись соответственно к последствиям передачи в частные руки».

По его мнению, требование Связь-банка очистить землю от радиостанций приведет к остановке воздушного движения над Москвой и прилегающими к ней территориями.

Возможные последствия: «Борт останется глухим»

Заместитель директора по радиотехническому обеспечению полетов и авиационной электросвязи МЦ АУВД Владимир Кривошеев рассказал BFM.ru о возможных последствиях демонтажа оборудования в радиоцентре «Постниково».

«Передающие центры гражданской авиации, в том числе и в московском центре, и приемные центры, которые находятся отдельно по технологии работы от передающих центров, обеспечивают самую главную информацию для экипажа: связь «борт воздушного судна — диспетчер по обслуживанию воздушного движения». Через этот передающий центр Постниково, наши диспетчера как раз ведут все переговоры с экипажами воздушных судов. Количество каналов там большое. Его ликвидация приведет к тому, что мы не обеспечим бесперебойную резервируемую связь с экипажами воздушных судов», — рассказал он в интервью BFM.ru.

По его словам, резервные небольшие центры (ретрансляторы) есть, но МЦ АУВД должен «обеспечить стопроцентное резервирование всех этих каналов, нельзя эту важнейшую информацию оставить на одном центре или на одной нитке канала связи».

Владимир Кривошеев утверждает, что в отсутствии ПРЦ «Постниково» нельзя будет обеспечить постоянную резервируемую двустороннюю радиосвязь между экипажами воздушных судов и органами обслуживания воздушного движения.

«Это касается не только наших секторов МЦ АУВД, но и аэропортов «Внуково», «Шереметьево», «Домодедово», частично аэродромов Минобороны и других ведомств. По нашим правилам, мы должны иметь 100% резерв обеспечения этой связи. И если это будет только один канал связи, без Постниково, без передающего центра, а с другого места, тогда он оборвется, тогда критическая ситуация, борт останется глухим, а наши диспетчера тоже окажутся тоже без его информации. Радиосвязь должна постоянно резервироваться», — заявил Кривошеев.

В МЦ АУВД возлагают надежды на апелляционную инстанцию. «Мы говорим, что сейчас нельзя создать такой уникальный центр, коим он [радиоцентр Постниково] является, в условиях массовой застройки в Подмосковье, массовых коммуникаций, многих излучений сотовых и телевизионных операторов. Потому что очень важное значение еще имеет электромагнитная совместимость. Нам будут очень мешать, — пояснил BFM.ru Кривошеев. — Выбрать такое высокое место и сделать, чтобы оно еще работало с таким качество, как сейчас работает действующий радиоцентр, очень сложно, если вообще возможно. В течение последних двух лет в Постниково практически создан новый автоматизированный центр — то есть земля та же, но поставлено современное новое оборудование, защита от помех различного рода, с лучшими техническими и тактическими данными. Получается, что придется делать то, что уже сделано».

Сергей Акинин, директор Департамента по работе с проблемными активами Связь-банка, сообщил BFM.ru, что банк и впредь будет отстаивать свои законные права.

«Связь-банк прежде, чем обратиться в суд, принимал неоднократные попытки урегулировать этот вопрос. Мы дважды письменно обращались в Государственную корпорацию по организации воздушного движения с предложением рассмотреть варианты досудебного урегулирования этого вопроса. Но, к сожалению, ответов не последовало, — рассказал он в интервью — Нам ничего не ответили, вместо этого госкорпорация обратилась в органы прокуратуры, куда наших сотрудников приглашали побеседовать. Мы со своей стороны дали все необходимые объяснения. Учитывая, что далее вопрос не продвигался, мы были вынуждены обратиться в суд. Решение Арбитражного суда было вынесено в конце марта этого года. Возвращаясь к вопросу о позиции Связь-банка на предстоящем рассмотрении жалобы, она однозначна — мы будем отстаивать свои законные права».

На вопрос BFM.ru о возможности достижения компромисса, Сергей Акинин ответил: «Безусловно, способы урегулирования вопроса есть. Все эти способы описаны в Гражданском кодексе. Банк был, есть и остается открытым для обсуждения, для ведения любых переговоров и принятия взаимоприемлемого для всех решения. Для банка не было и не могло быть целью создание каких-либо помех в организации воздушного движения».

Олег Смирнов предлагает два варианта решения проблемы. «Первый — компетентным органам разобраться, почему стратегический объект был приватизирован, наказать строго виновных, арестовать их имущество и вернуть эти деньги на обустройство управления воздушным движением, воздушной зоной, которая требует немалых средств. Второй — поднять руки к верху, проявить аморфность государства, сказать: «Ой, ребята, ошиблись». И вложить колоссальные деньги в то, чтобы построить новый центр, оснастить его новым дорогостоящим оборудованием. Все это обойдется нам с вами — деньги бюджетные, а это наши деньги — в огромную сумму, это все будет исчисляться сотнями миллионов рублей, и займет много времени».

Если просто закрыть радиоцентр, тогда, считает Олег Смирнов, «надо закрывать воздушную московскую зону». «Не могут в этой тесноте воздушного пространства тысячи самолетов летать без связи. Это будет хаос. Это опасность полетов, столкновений и следующие отсюда тяжелые последствия. А от этого шага [закрытия воздушного пространства] Москва сразу ныряет в 18 век, и мы перейдем на перевозку на оленях, собаках, лошадях».

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию