16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.21 / ₽ 8160
  • RTS1171.06
20 июня 2012, 20:49 Право

Участниц панк-молебна не выпустили из СИЗО

Лента новостей

Таганский суд Москвы сегодня продлил арест трем участницам панк-группы Pussy Riot. Их обвиняют в хулиганстве в Храме Христа Спасителя. Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич останутся в СИЗО до 24 июля

Сотрудники правоохранительных органов задерживают участника «судебного фестиваля» в поддержку арестованных участниц панк-группы Pussy Riot . Фото: РИА Новости
Сотрудники правоохранительных органов задерживают участника «судебного фестиваля» в поддержку арестованных участниц панк-группы Pussy Riot . Фото: РИА Новости

Участницы скандально известной панк-группы Pussy Riot — Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич — по решению Таганского суда Москвы останутся под стражей до 24 июля. Таким образом, суд вновь удовлетворил ходатайство Следственного управления УВД по Центральному округу столицы.

В обоснование своей просьбы представители следствия ссылались на то, что обвиняемые совершили преступление «в святом месте, тем самым вызвав большой общественный резонанс и возмущение у православных верующих, которые требуют для девушек жесткого наказания».

Заседание Таганского суда вызвало, можно сказать, ажиотаж. К зданию, расположенному в Марксистском переулке, утром прибыло около 300 сторонников и противников участниц «панк-молебна», который группа Pussy Riot устроила в Храме Христа Спасителя 21 февраля.

Тогда пять участниц группы, надев маски, вбежали на солею и амвон, вход на которые запрещен, и исполнили песню «Богородица, Путина прогони», которую многие верующие восприняли как богохульство. В марте были задержаны и арестованы студентка пятого курса философского факультета МГУ Надежда Толоконникова, учащаяся четвертого курса Института журналистики и литературного творчества Мария Алехина и выпускница МЭИ Екатерина Самуцевич. Им предъявили обвинение по части 2-й статьи 213 УК (хулиганство, совершенное в составе организованной группы), предусматривающее наказание от штрафа до 7 лет колонии.

Фигурантки дела не отрицают, что были в храме, но считают, что совершили административное правонарушение, а не уголовно наказуемое деяние.

Не обошлось без задержаний

Собравшихся у суда сочувствующих Pussy Riot и тех, кто требует для них сурового наказания, встречали усиленные наряды полиции, бойцы спецназа и приставы. На входе во двор, где расположен суд, установили металлическое заграждение. В самом же дворе «спрятались» сразу десять милицейских автобусов. Довольно долго стражи порядка с помощью мегафонов уговаривали публику покинуть проезжую часть и не мешать движению автотранспорта, а затем, когда стало понятно, что уговоры не действуют, начались задержания.

Расхождения во взглядах на дальнейшую судьбу арестованных периодически выливались в стычки между православными активистами и атеистами. В итоге, полицейские задержали как минимум полтора десятка человек.

Среди участников так называемого «2-го Открытого судебного фестиваля-встречи с Pussy Riot» (он был проанонсирован накануне блогерами), прошедшего перед зданием суда, были замечены писатель Дмитрий Быков, рок-музыкант Чача Иванов, кинорежиссер Евгений Митта, соучредитель благотворительного фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматова. Актриса не скрывала, что сочувствует участницам группы Pussy Riot: «Я хочу, чтобы девочки вернулись к своим детям. Нужно быть милосердными». (У Толоконниковой четырехлетняя дочь, у Алехиной — пятилетний сын.)

Несмотря на отсутствие документов, Чулпан Хаматову пустили в суд, в то время как даже аккредитованные журналисты подвергались самому тщательному досмотру. Он был введен после того, как 23 апреля 36-летний москвич Андрей Бородин напал с топором на судью Елену Иванову, несколькими днями ранее продлившую срок содержания под стражей обвиняемым.

«Мы не враги христианской вере»

Из-за наплыва прессы назначенное на полдень заседание началось на полтора часа позже. Надежда Толоконникова успела сделать несколько заявлений. В частности, что участницы группы не признают себя виновными. «Это будет означать, что мы признали, что не только провели панк-молебен, но и что мы провели его по мотиву религиозной ненависти. Мы не можем поступиться честью и совестью», — пояснила арестованная. Она также предложила Владимиру Путину «понять и простить» их. «Мы не враги христианской вере», — уверяла обвиняемая.

Когда же началось заседание, из ходатайства руководителя следственной бригады Михаила Харькова, недавно сменившего Артема Ранченкова, стало понятно почему следствие настаивает на сохранении Толоконниковой избранной ранее меры пресечения. Он указал, что арестованная обвиняется в умышленном, тяжком преступлении, совершенном по мотиву религиозной ненависти, расследование по которому еще не завершено. Срок следствия продлен до 24 июля, в настоящее время обвиняемые и их адвокаты знакомятся с материалами дела.

Следователь утверждал также, что, оказавшись на свободе, Толоконникова может скрыться от следствия и суда, продолжить заниматься преступной деятельностью, оказать давление на свидетелей и потерпевших, а также иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. В очередной раз было упомянуто и то, что у обвиняемой имеется социальная карта Канады, а потому она может уехать за границу.

По словам следователя, обвиняемые совершили преступление «в святом месте, тем самым вызвав большой общественный резонанс и возмущение у православных верующих, которые требуют для девушек жесткого наказания» — поэтому нахождение фигуранток в СИЗО нужно для их же безопасности, иначе они могут стать «объектом преступных посягательств со стороны разъяренных граждан».

Прокурор Керим Сафаралиев поддержал ходатайство следствия, которое на заседании озвучил Артем Ранченков.

Толоконникова, в свою очередь, была категорически против: «Обстоятельства дела изменились, расследование фактически завершено. Таким образом, уничтожить доказательства я не могу, повлиять на свидетелей не могу и не собираюсь, равно как и скрываться от суда».

Ее адвокат Марк Фейгин акцентировал внимание суда на то, что следствие 4 июня уже объявило об окончании следственных действий, а посему сбор доказательств уже завершен. Он настаивал на избрании для своей подзащитной любой иной меры пресечения, не связанной с лишением свободы. В качестве альтернативы юрист предложили подписку о невыезде, домашний арест, залог на усмотрение суда, а также личное поручительство членов Общественного совета при ГУВД Москвы.

Марк Фейгин также обратил внимание на то, что 4-летняя дочь Толоконниковой вот уже 108 дней остается без связи с матерью. «Это наносит существенные психические травмы ребенку», — сказал он.

Однако судья Наталья Коновалова полностью согласилась с доводами следствия, отметив, что Толоконниковой вменяется совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, все участники которой пока не установлены и не задержаны. Наличие малолетней дочери судья не посчитала веской причиной для освобождения.

Следствие решило обезопасить Pussy Riot от верующих

Второй перед судьей предстала Екатерина Самуцевич. «Я никогда не занималась преступной деятельностью и не собираюсь этого делать, — обратилась она к суду. — Я не опасна для общества. Мера пресечения мне была избрана несправедливо, как несправедливо продление ареста сейчас».

Адвокат обвиняемой Виолетта Волкова выразила возмущение тем, что ее подзащитную следствие просит оставить в СИЗО, так как боится за ее безопасность. «От кого вы спасает ее, от потерпевших? — обратилась она к Артему Ранченкову. — Тогда почему вы не просите заключить ее в тюрьму пожизненно? Там вы будете всю жизнь спасать ее от «преступных посягательств» граждан». Адвокат отметила, что никаких угроз родным Самуцевич не поступает, а ее отец беспрепятственно прошел в суд. К тому же, по мнению Волковой, «общественный резонанс по защите девушек гораздо больше или сильнее нежели негативный».

Однако и в этом случае суд принял сторону следствия. Решение суда гласило, в частности, что Екатерина Самуцевич «вводила следствие в заблуждение», когда являлась на допросы, представившись другим именем. Это обстоятельство, действительно, имело место, что выяснилось во время ее ареста 16 мая.

Около шести часов вечера судья продлила срок содержания под стражей и третьей участнице Pussy Riot Марии Алехиной.

Покидая суд, адвокаты заявили о намерении обжаловать принятые решения в Мосгорсуде, однако они признались, что на отмену судебных актов особенно не рассчитывают. Свои главные надежды они связывают с Европейским судом по правам человека, куда накануне направили жалобу. В ней они ставят вопрос о незаконности ареста фигуранток дела и продлении им срока содержания под стражей. Защитники рассчитывают, что их обращение будет рассмотрено в приоритетном порядке, так как международная организация Аmnesty International признала дело политическим, а Толоконникову, Алехину и Самуцевич — «узниками совести».

Неправильное обращение к патриарху

По мнению адвокатов, несмотря на то, что дело в отношении участниц Pussy Riot, «возможно, было возбуждено не без участия РПЦ», в дальнейшем церковь будет абстрагироваться от него.

Это мнение фактически подтвердили сегодня высказывания главы пресс-службы патриарха, диакона Александра Волкова. Он прокомментировал сбор подписей под интернет-обращением к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, в котором предстоятеля просят обратиться к светским властям с ходатайством о помиловании участниц группы Pussy Riot. Волков назвал такую форму обращения к патриарху довольно странной. По его мнению, желающие донести позицию по каким-то вопросам не выносят их в публичную сферу. «Публичное обращение — это еще один шаг к публичной дискуссии», — сказал Волков. По его мнению, такое обращение выгладит как попытка заставить патриарха играть на чужом поле. Глава пресс-службы посоветовал направить письмо самому патриарху.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию