16+
Среда, 28 июля 2021
  • BRENT $ 74.98 / ₽ 5514
  • RTS1610.80
5 июля 2012, 19:38

ЛУКОЙЛ подгонит трубу к Москве

Лента новостей

ЛУКОЙЛ планирует укрепить свое присутствие на столичном рынке благодаря строительству продуктопровода от своего НПЗ в Нижнем Новгороде. Этот проект может повлиять планы государственной «Роснефти» по строительству нового НПЗ в Подмосковье

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

ЛУКОЙЛ планирует построить продуктопровод от своего НПЗ в Нижнем Новгороде до Московской области. Соответствующий проект предусмотрен в рамках подписанного сегодня соглашения о сотрудничестве до 2017 года между компанией и Московской областью. Со стороны области соглашение подписал губернатор Сергей Шойгу, со стороны нефтяной компании — ее президент Вагит Алекперов.

Конечной точкой продуктопровода в области может стать поселок Нагорный, рассказал BFM.ru представитель «Транснефтепродукта», и такой проект уже внесен в программу стратегического развития «Транснефти» (головной компании «Транснефтепродукта»). Однако решения о вхождении «Транснефтепродукта» в капитал проекта пока нет. «Окончательная схема финансирования проекта еще не утверждена, в зависимости от нее будет приниматься решение», — заявили в компании.

Стоимость нефтепродуктопровода длиной примерно в 500 км ориентировочно может составить 500 млн долларов, а предполагаемый срок строительства — 5–7 лет. Финансировать строительство будет пул компаний. «Переговоры велись с «Роснефтью». «Башнефть» также проявляет интерес к проекту», — заявил Алекперов.

Бизнесмен уточнил, что строительство нефтепродуктопровода позволит сократить затраты на логистику; сейчас нефтепродукты от НПЗ до московского региона доставляются по железной дороге. В цене топлива транспортные расходы составляют около 10%. Если проект будет реализован, ежегодная экономия ЛУКОЙЛа от изменения логистической схемы составит 60–100 млн долларов, указывает аналитик Номос-банка Денис Борисов.

ОАО «ЛУКОЙЛ» создано в 1993 году на базе государственного концерна «ЛангепасУрайКогалымнефть». Крупнейшими акционерами компании являются президент Вагит Алекперов и вице-президент Леонид Федун, контролирующие 20,6% и 9,08% акций соответственно. ЛУКОЙЛ — вертикально интегрированная нефтегазовая компания. По итогам первого квартала 2012 года выручка по US GAAP составила 35,3 млрд долларов, чистая прибыль — 3,79 млрд долларов.

Что касается столичного региона, то его выигрыш заключается в росте конкуренции. В настоящее время московский топливный рынок занимает около 20% в структуре общероссийского потребления бензина и чуть более 10% дизельного топлива. «Это крупнейший рынок в стране, но дефицита нефтепродуктов на нем нет. Возможно, из-за увеличения предложения «Роснефти» придется отказаться от своих планов по строительству нового НПЗ в области», — допускает Денис Борисов.

Напомним, в конце июня на Петербургском экономическом форуме президент «Роснефти» Игорь Сечин вместе с тем же Сергеем Шойгу объявили о планах строительства в области нового НПЗ мощностью до 12 млн тонн. Предварительная стоимость проекта оценивается в 7 млрд долларов. Сейчас, помимо «Роснефти» и ЛУКОЙЛа, в столичном регионе также представлены нефтепродукты с московского НПЗ «Газпром нефти», ярославского завода «Славнефти» и рязанского завода ТНК-BP.

Представители «Роснефти» от комментариев отказались.

Найдется место и керосину

Мощность нового продуктопровода составит около 2 млн тонн в год. Предполагается, что этот проект будет подключен к кольцевому трубопроводу вокруг Москвы. В перспективе, при необходимости, мощность может быть увеличена до более 3 млн тонн. По предварительной информации, сейчас прорабатываются два варианта строительства нефтепродуктопровода: либо последовательная прокачка продуктов по одной трубе, либо строительство двух труб, одна из которых будет предназначена для бензина и дизтоплива, а вторая — для авиакеросина.

Губернатор Московской области Сергей Шойгу допустил, что впоследствии продуктопровод может быть доведен до крупнейших московских аэропортов.

Представитель «Шереметьево» заявил, что такой проект потенциально интересен, поскольку руководство аэропорта создает условия для развития конкурентной среды на своей территории и строительства альтернативных ТЗК. В схожем ключе высказались и представители «Домодедово»: «Предложение не обсуждалось, проект интересен в качестве альтернативного источника поставки топлива».

В «Домодедово» поставки керосина обеспечивает компания «Домодедово Фьюэл Сервисиз», подконтрольная аэропорту. В «Шереметьево» есть ТЗК «Шереметьево», 75% которого контролирует ТНК-BP. Проект еще одного ТЗК в «Шереметьево» развивает «Газпромнефть-Аэро».

Отметим, Игорь Сечин, ранее занимавший должность вице-премьера, курирующего топливный комплекс, неоднократно заявлял о поддержке идеи по созданию конкурирующих ТЗК в аэропортах как механизма по сдерживанию роста цен. Но во всей стране сейчас лишь 11 аэропортов работают с несколькими ТЗК.

ЛУКОЙЛ в настоящее время не владеет долей ни в одном ТЗК. «Керосин по-прежнему дефицитный продукт и за счет этого маржа по нему выше, чем по другим нефтепродуктам», — отмечает аналитик ИК «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин. Потребление топлива столичными аэропортами — около к 4 млн тонн, и у ЛУКОЙЛа есть шансы занять до 20% рынка, считает эксперт.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию