Для бывшего совладельца ЮКОСа прокуратура запросила 8 лет
Лента новостей
Гособвинитель считает доказанной вину Владимира Дубова в хищении бюджетных средств и причинении имущественного ущерба на 76 млрд «старых» рублей. Адвокат говорит об отсутствии события преступления и называет дело политическим
В Замоскворецком суде Москвы сегодня, 11 июля, вступил в завершающую стадию заочный судебный процесс по делу бывшего акционера ЮКОСа Владимира Дубова. Выступая в прениях сторон, гособвинитель Ирина Иванова заявила, что считает доказанной его вину в хищении бюджетных средств, выделенных Волгоградской области на строительство жилья для военнослужащих, и в причинении имущественного ущерба на общую сумму 76 млрд «старых» рублей.
Напомним, что дело в отношении Дубова, делового партнера экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, появилось в январе 2004 года, спустя почти год после начала масштабного преследования совладельцев нефтяной компании. Поскольку в 2003 году Дубов уехал в Израиль, его дело слушалось заочно.
Судебное разбирательство стартовало в ноябре прошлого года и заняло восемь месяцев. Чтобы подвести итоги судебному следствию, прокурору потребовался примерно час. По мнению Ирины Ивановой, гособвинению удалось доказать «активную роль» Дубова в совершении преступлений: «мошенничестве» и «причинении имущественного ущерба без признаков хищения» (часть 4-я статьи 159 и часть 3-я статьи 165 УК). Прокурор отметила, что преступления «были тщательно спланированы и совершены с использованием множества подложных документов».
Трехстороннее соглашение
По версии следствия, они мели место в 1997 году. В то время Дубов занимал должность заместителя председателя правления ЗАО «Роспром», управляющей компании ЮКОСа. В основу уголовного дела легло трехстороннее соглашение о взаимозачетах, заключенное в декабре 1997 году между Минфином России, «дочкой» ЮКОСа — «Юганскнефтегазом» и администрацией Волгоградской области. В результате сделки гасились долги дочернего предприятия нефтяной компании по налогам, а «Юганскнефтегаз» помогал области получить деньги из бюджета на программу «Обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас», а также на строительство моста через Волгу и прокладку водопровода в городе Михайловка, которые должны были финансироваться государством.
Следствие считает, что сделка была незаконной, так как проведена по фиктивным документам и «искусственно» подведена под действие президентского указа Бориса Ельцина от 1997 года, позволяющего предприятиям и организациям, имеющим задолженность перед бюджетом, проводить взаимозачеты.
Согласно фабуле обвинения, в результате реализации запутанной финансовой схемы «Юганскнефтегаз» выдал Волгоградской области неликвидный вексель на 22,8 млрд рублей, а также вексель на 53,2 млрд рублей, срок погашения которого был слишком длительным — он мог быть погашен не ранее 9 августа 2010 года. Поэтому обвинение считает, что в первом случае было совершено хищение бюджетных средств, а во втором — что области был причинен имущественный ущерб.
Изложив подробно «преступную» схему, Ирина Иванова перешла к доказательствам вины. Среди них, она, в частности, назвала обвинительный приговор Замоскворецкого суда, вынесенный 10 июня прошлого года по тем же эпизодам начальнику одного из управлений «Роспрома» Наталье Чернышевой и заместителю главного бухгалтера НК ЮКОС Дмитрию Маруеву. Они также уехали за рубеж и были осуждены заочно на 10 и 7 лет лишения свободы соответственно.
Гособвинитель также упомянула обвинительный приговор в отношении заместителя гендиректора ТОО «Эмитент» Андрея Крайнова. Последний являлся руководителем разных предприятий, в том числе АОЗТ «Волна». В 2005 году по приговору Мещанского суда Москвы он получил 5 лет условно за эти и другие эпизоды вместе с экс-главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским.
Согласно материалам дела, все вышеназванные люди входили в организованную преступную группу, участником которой также являлся Владимир Дубов.
Ирина Иванова просила признать подсудимого виновным по вмененным ему статьям УК.
22 года на троих ни за что
Завтра в прениях сторон выступят адвокаты. Они считают дело политическим, а судебный процесс — незаконным. Защищающий Владимира Дубова Леонид Сайкин сообщил BFM.ru, что защита будет настаивать на вынесении оправдательного приговора в связи с отсутствием события преступления. «Никаких преступлений не было. Дубов никогда не изымал бюджетных денег ни в составе преступной группы, ни единолично, — утверждает он. — Три человека получили в общей сложности 22 года лишения свободы ни за что».
Адвокат отметил, что в ходе судебного процесса не было допрошено и десятка свидетелей, а «показания остальных свидетелей в суде огласили, несмотря на отсутствие законных оснований для этого». «Ни суд, ни прокурор не принимали особых мер для того, чтобы обеспечить их участие в заседании. Им было выгодно огласить их показания, что и было сделано», — уверен адвокат.
Сайкин отметил, что процесс фактически проходил в отсутствие потерпевшего — администрации Волгоградской области. Ее представитель лишь однажды по настоянию защиты появился на процессе, после чего просил освободить его от явки на заседания. Иска к подсудимому потерпевший так и не заявил, как, впрочем, и к фигурантам других дел, осужденных по тому же эпизоду, добавил адвокат. «Более того, администрация никогда не писала заявления о совершении в отношении нее преступления. Она сделала это только по инициативе следствия в мае 2011 года», — напомнил он. По словам юриста, следствию было, что обещать чиновникам, ведь в марте 1999 года прокуратура отказала в возбуждении дела в отношении должностных лиц администрации области по тому же эпизоду. Однако спустя годы следователи вполне могли намекнуть, что могут и поменять свою позицию.
По словам адвокатов, их клиент, с которым они поддерживают телефонную связь, не испытывает никаких иллюзий по поводу исхода процесса. «Дела ЮКОСа не знают оправдательных приговоров», — заключил Леонид Сайкин.