На Уолл-Стрит стали качать нефть
Лента новостей
Инвестиционные банки США наращивают свое присутствие в бизнесе по торговле нефтью и нефтепродуктами и фактически начинают конкурировать с сырьевыми трейдерами
Американские инвестиционные банки все активнее входят в бизнес по торговле нефтью. В частности, по данным The Financial Times, Goldman Sachs стал крупнейшим поставщиком сырья для нефтеперерабатывающих заводов компании Alon, расположенных Калифорнии, Луизиане и Техасе. Инвестиционный банк также является крупнейшим дистрибьютором продукции с этих производственных площадок.
Morgan Stanley сейчас поставляет сырую нефть на НПЗ PBF Energy в Огайо и торгует бензином и дизельным топливом, производимым на других заводах компании в Делавере и Нью-Джерси.
В конце прошлой недели об увеличении присутствия на этом рынке заявил и JPMorgan Chase. Банк согласился организовать поставки сырой нефти на крупнейший на западе США нефтеперерабатывающий завод, подконтрольный альянсу Carlyle Group и Sunoco. Таким образом, инвестиционные банки фактически начали конкурировать с сырьевыми трейдерами Glencore и Vitol, а также с нефтедобытчиками BP, Shell и Chevron.
Отчасти причиной сложившейся ситуации стала нынешняя конъюнктура нефтяного рынка. Цены нефть по-прежнему находятся на высоких уровнях, абсолютное большинство независимых нефтепереработчиков балансирует на грани рентабельности. «Перерабатывающие компании просто вынуждены обращаться к банкам за средствами для пополнения оборотного капитала», — цитирует The Financial Times вице-президента крупнейшего в мире независимого нефтетрейдера Vitol Джеймса Дайера.
Отметим, в начале этого года после нескольких «убыточных» лет обанкротился крупнейший в Европе независимый переработчик нефти Petroplus. Впоследствии один из заводов компании купила группа Gunvor, совладельцем которой является российский бизнесмен Геннадий Тимченко.
Еще одна причина усиления влияния инвестиционных банков в отрасли — ужесточение законодательства. Для снижения волатильности на нефтяном рынке американские финансовые регуляторы ограничили размер открытых позиций по фьючерсам на черное золото. Однако этот запрет легко обойти, открыв позиции с гарантией последующей реальной поставки нефти.
По информации The Financial Times, Morgan Stanley и JPMorgan готовы добиваться и новых послаблений. Банки просят регулятора разрешить им проводить операции с сырьем не только на клиентские средства, но и за счет собственного капитала (данный запрет более известен как правило Волкера). В частности, в февральском письме представители Morgan Stanley заявили, что наложенные на банки ограничения вынуждают их клиентов обращаться к посредникам и даже к самим сырьевым компаниям, имеющим трейдинговые подразделения. «Деятельность небанковских организаций на этом рынке намного менее регулируемая и вызывает большее количество вопросов», — резюмируется в письме.
Бизнес инвестиционных банков действительно отчасти пересекается с деятельностью сырьевых трейдеров, но это огромный рынок, и места хватает всем, поясняет главный стратег на товарно-сырьевых рынках «ВТБ Капитала» Андрей Крюченков. «В кризис бизнес нефтепереработчиков оказался на грани окупаемости: с одной стороны нет ажиотажного спроса на нефтепродукты, с другой — большая часть маржи остается добывающим компаниям. В этих условиях банки оказались вынуждены работать плотнее с НПЗ, чтобы гарантировать возможность вернуть свои средства вложенные через кредиты», — поясняет он.
Примечательно, что помимо банков интерес к НПЗ проявляют и другие «непрофильные» игроки. В частности, весной о покупке НПЗ в Пенсильвании объявила американская авиакомпания Delta Airlines.