16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 89.14 / ₽ 8212
  • RTS1178.69
17 июля 2012, 20:29 РынкиТехнологии

«Мертвые души» отпугнули инвесторов от Facebook

Лента новостей

Акции Facebook обновили минимальные отметки. Теперь инвесторы сомневаются не только в эффективности рекламы, размещаемой на страницах социальной сети, но и в факте существования значительной части ее аудитории

Фото: ntr23/ flickr.com
Фото: ntr23/ flickr.com

Бумаги крупнейшей в мире социальной сети Facebook по итогам торгов в Нью-Йорке подешевели на 8,1% — до 28,25 доллара. Это минимальная цена акций за последние полтора месяца. Для сравнения: в ходе майского IPO бумаги компании продавались на 26% дороже — по 38 долларов.

Поводом к беспокойству стало недавнее исследование, проведенное BBC. Как оказалось, значительная часть пользователей ненастоящая, а их акаунты контролируются спамерами. Таким образом, эффективность бизнес-модели Facebook и одного из ее ключевых инструментов — кнопки Like — оказалась под вопросом. Как только пользователь нажал на кнопку, компания получает доступ к его новостной ленте и может посылать ему уведомления, а также его друзьям — о том, что этому человеку нравится тот или иной бренд. Именно количеством «лайков» традиционно измеряется эффективность рекламной кампании в социальной сети.

Facebook основана в 2004 году. Крупнейшим акционером компании с долей в 28,2% является ее основатель — Марк Цукерберг; второй акционер — фонд Accel Partners Джеймса Брейера — владеет 11,4% акций; 5,5% капитала принадлежит российскому фонду DST Global.
Facebook — крупнейшая в мире социальная сеть. Число зарегистрированных пользователей превышает 700 млн человек. По итогам 2011 года выручка составила 3,7 млрд долларов, чистая прибыль — 1 млрд долларов.

Facebook признала, что 5-6% зарегистрированных на сайте пользователей могут быть ненастоящими. Сейчас на сайте зарегистрировано около 901 млн аккаунтов: получается, что число «мертвых душ» составляет около 51-55 млн.

Эта проблема принимает угрожающие масштабы, отмечает консультант
Sophos Грэм Клули. «Спамеры и разработчики вредоносного программного обеспечения могут создавать массу поддельных аккаунтов, чтобы с их помощью распространять опасные ссылки и спам, добавляя в списки друзей реальных пользователей», — поясняет он. По мнению эксперта, Facebook наверняка предпринимает попытки свернуть деятельность подобных людей, но отличить поддельные аккаунты от настоящих непросто.

Примечательно, что проблема поддельных аккаунтов актуальна и для российских социальных сетей. На апрельском форуме РИФ+КИБ 2012 свои оценки этого «бедствия» дали представители «ВКонтакте». По их подсчетам, до недавнего времени некоторые брендированные группы более чем наполовину состояли из ботов. В частности, на тот момент боты составляли 76% участников группы «Роллтон» и 73% сообщества «Связной банк». Не чурались ботов и иностранные компании: весной группа Adidas на 59% состояла из фиктивных аккаунтов. Впрочем, нашлись и положительные примеры: в сообществе Сбербанка оказалось лишь 3% ботов, Nescafe — 2%.

Сложности с ботами — далеко ни единственная претензия, предъявляемая рекламодателями к Facebook. Ранее агентство Reuters совместно с исследовательским центром Ipsos опубликовало данные исследования оценки эффектиности рекламы на Facebook. Как оказалось, четыре из пяти пользователей социальной сети никогда не покупали товар или услугу, увидев рекламу или комментарий в соцсети.

Одновременно падает интерес аудитории к проекту. Согласно исследованию, 34% пользователей Facebook за последние полгода стали тратить меньше времени на социальную сеть. В то же время только около 20% увеличили время посещения сайта.

Реклама — основной источник дохода социальной сети. По итогам 2011 года на нее пришлось около 85% выручки, остальное — комиссионные доходы с разработчиков приложений, размещающих свои продукты в социальной сети.

По мере роста обеспокоенности относительно эффективности бизнес-модели Facebook снижаются и ожидания инвесторов по финансовым показателям компании. Facebook представит отчетность за второй квартал уже 26 июля. По оценкам экспертов, опрошенных Bloomberg, выручка Facebook за три месяца составила 1,16 млрд. Примечательно, что за последний месяц консенсус-прогноз квартального дохода сократился на 3,9%.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию