Защита Pussy Riot хочет видеть Путина и патриарха Кирилла
Лента новостей
Началось предварительное слушание дела участниц группы Pussy Riot Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич, устроивших «панк-молебен» в храме Христа Спасителя. Их обвиняют в хулиганстве
В Хамовническом суде Москвы сегодня началось предварительное слушание по громкому делу участниц панк-группы Pussy Riot — Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич. Прокуроры потребовали оставить обвиняемых под стражей. В ответ адвокаты заявили ходатайство о вызове в суд высокопоставленных свидетелей — президента России Владимира Путина и патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Происходившее сегодня в зале суда — одна из основных тем запросов в поисковой системе Google.
К «процессу года» полиция подготовилась заранее. С утра на подступах к зданию суда выставили кордоны, частично перекрыв движение по 7-му Ростовскому переулку. В ста метрах от здания установили металлическое заграждения, за которыми находились шесть полицейских автобусов. В суд cмогли попасть только родственники подсудимых и журналисты. Сочувствующие, среди которых был замечены писатель Борис Акунин, художник Андрей Бильжо и публицист Лев Рубинштейн, остались на улице. Задержанных сегодня было немного — всего четверо.
Несмотря на принятые меры, давки внутри здания избежать не удалось. В итоге, утром работа Хамовнического суда оказалась частично парализована — участники других процессов безуспешно пытались добраться до канцелярии по гражданским делам, расположенной на 3-м этаже, как и зал, в котором должны были судить участниц группы Pussy Riot.
На помощь приставам вынужден был прийти председатель суда Виктор Данилкин. Ему все-таки удалось убедить собравшихся как-то потесниться и не мешать работе суда. Но в итоге все равно заседание началось на час позже назначенного времени — только в полдень.
Согласно закону, предварительное слушание проходило в закрытом режиме. Из «посторонних» в зале суда присутствовала лишь служебная собака — ротвейлер.
Надежде Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерине Самуцевич вменяется часть 2-ая статьи 213 УК (хулиганство, совершенное в составе организованной группы). Им грозит от штрафа до 7 лет лишения свободы. Незадолго до выборов президента страны — 21 февраля — они, а также две неустановленные соучастницы из панк-группы Pussy Riot, надев маски, устроили в главном храме страны «панк-молебен». В марте Толоконникову, Алехину и Самуцевич задержали и заключили под стражу. Уголовное дело вызвало большой общественный резонанс и непрекращающиеся дискуссии. Фигурантки дела не признают вину, утверждая, что совершили административное правонарушение, а не уголовное преступление.
В ходе сегодняшнего заседания представители обвинения (в деле участвуют два прокурора) потребовали оставить подсудимых под стражей еще на полгода, ссылаясь на то, что обстоятельства, при которых им избиралась мера пресечения, «не изменились и не отпали».
Кроме того, по мнению прокуроров, подсудимые «опасны для общества». Обвинение утверждало, что, даже находясь под стражей, участницы панк-группы продолжают пропагандировать свою деятельность, и это может привести к разжиганию религиозной розни. «Прокуроры сказали, что убийство заместителя муфтия Татарстана спровоцировано такими же людьми, как наши подзащитные», — рассказала об аргументах гособвинения адвокат Виолетта Волкова.
В свою очередь адвокаты высказались за освобождение фигуранток. Они просили изменить их подзащитным меру пресечения на несвязанную с лишением свободы: подписку о невыезде, личное поручительство, залог или домашний арест.
Затем адвокаты перешли в наступление. Они буквально завалили суд ходатайствами, настаивая на вызове более трех десятков свидетелей и экспертов. Новости из зала суда защитники оперативно размещали в Twitter. В, частности, адвокат Марии Толоконниковой Марк Фейгин проинформировал, что просит вызвать в суд и допросить в качестве свидетелей президента Владимира Путина, патриарха Московского и всея Руси Кирилла и протодиакона Андрея Кураева.
«Пусть Путин придет и расскажет, испытывает он моральные страдания от содеянного подсудимыми или нет», — пояснил BFM.ru просьбу защиты другой адвокат подсудимых Николай Полозов. «Пели ведь про него. И ясно, что вопрос решается на его уровне, кто бы что ни говорил», — поддержала коллегу адвокат Виолетта Волкова.
Позже защитники объяснили, почему хотят видеть в суде патриарха. Во-первых предстоятель РПЦ не раз высказывался по поводу инцидента, во-вторых — он является настоятелем храма Христа Спасителя и может рассказать, какие чувства у верующих вызвало случившееся.
Стоит отметить, что активность защитников в Интернете посреди процесса не ускользнула от внимания судьи Марины Сыровой. Она объявила замечание Марку Фейгину с занесением в протокол.
На заседании защитники также ходатайствовали об исключении из числа доказательств последней комплексной психолого-лингвистической экспертизы и о назначении новой. Адвокаты утверждают, что последнее исследование, усмотревшее в действиях их подзащитных признаки хулиганства и установившее мотив — разжигание религиозной розни, — было проведено с многочисленным нарушением закона. Кроме того, эксперты оценивали клип, смонтированный по мотивам того, что происходило в храме, а не запись самого инцидента, указали они.
Адвокаты заявили, что процесс начинать нельзя и попросили вернуть дело прокурору для устранения недостатков, допущенных, по их мнению, в ходе следствия. «Двое их трех адвокатов — Марк Фейгин и Николай Полозов — не подписывали протокол об окончании ознакомления с материалами дела, и поэтому не смогли завить по окончанию следствия ходатайства, которые хотели», — пояснила BFM.ru позицию защиты Виолетта Волкова. О возвращении дела прокурору просила и подсудимая Мария Алехина, которая успела прочесть только четыре их семи томов уголовного дела.
В пятницу суд вынес решение только по одному вопросу. Председательствующая согласилась с мнением прокуроров и оставила обвиняемых в СИЗО до 12 января 2013 года. Впрочем, это было прогнозируемо — еще перед началом слушания один из защитников признался BFM.ru, что шансов на освобождение обвиняемых практически нет. «Судя по погоде, настроение суда не в нашу пользу», — шутили адвокаты, и они оказались правы.
Обсуждение остальных ходатайств защиты пройдет на следующей неделе 23 июля. Ожидается, что в этот день свое мнение по заявленным ходатайствам выскажут гособвинители, после чего судья огласит постановление по итогам предварительного слушания. Если судья сочтет возможным слушать дело, то суд определит дату рассмотрения дела по существу.
Покидая суд, защитники заявили, что уже в понедельник намерены обжаловать решение о продлении их подзащитным срока ареста. «Сегодня в очередной раз было доказано, что защита исполняет формальную функцию, — сказал Фейгин. — Здесь никаким правосудием и не пахнет. Это репрессии и расправа над нашими подзащитными. О праве речь не идет в принципе». Он назвал следствие и суд «театром абсурда». По мнению защитника, когда начнутся основные, открытые заседания, журналисты сами смогут убедиться, «насколько обескураживающее мнение потерпевших и их представителей», которые говорят о причиненных им моральных страданиях. При этом адвокаты напомнили, что «никто не учитывает моральные страдания» двух малолетних детей Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной, которые вот уже пять месяцев не видят своих матерей.