Nokia договаривается с операторами связи об «эксклюзивах»
Лента новостей
Руководство Nokia пытается поправить положение компании на рынке. Очередным шагом по спасению утопающего может стать новая стратегия продаж — через операторов связи
Компания Nokia ведет переговоры с европейскими операторами связи по поводу эксклюзивных прав на продажу смартфонов на платформе Windows Phone 8, сообщает Financial Times со ссылкой на информированные источники. Таким образом, Nokia может отойти от своей привычной стратегии работы на массовом рынке — «рассеивания» большого числа различных аппаратов по всем ритейлерам — к работе с небольшим числом крупных партнеров.
Подобную схему эксклюзивных продаж давно использует Apple: при запуске новой модели iPhone права на продажу аппарата первыми получают операторы-партнеры. Как пишет FT, Nokia готова отказаться от своей прежней стратегии, пытаясь создать вокруг своих готовящихся смартфонов подобие ажиотажа, который сопровождает старты iPhone.
Ожидается, что первые аппараты на мобильной платформе Windows Phone 8, в том числе и производства Nokia, появятся на рынке осенью текущего года. Как неоднократно отмечали аналитики, от успеха либо провала новинок напрямую зависит дальнейшая судьба Nokia. В случае если компания не сможет представить рынку аппарат, способный конкурировать с главными моделями конкурентов, Apple и Samsung, перед ней откроются весьма печальные перспективы.
В текущем году Nokia потеряла статус крупнейшего производителя мобильных телефонов в мире, а еще раньше уступила Apple и Samsung рынок смартфонов. Во втором квартале текущего года выручка Nokia упала на 19% — до 7,54 млрд евро. Продажи смартфонов сократились на 34% — до 1,541 млрд евро с 2,351 млрд евро годом ранее. В штучном выражении объем продаж смартфонов упал на 39% — до 10,2 млн единиц.
Пожалуй, единственной радостной новостью для Nokia за последнее время стали результаты продаж смартфонов Lumia. За второй квартал компания реализовала 4 млн аппаратов — вдвое больше, чем за первые три месяца текущего года. Правда, по сравнению с результатами главных конкурентов, эта цифра не так впечатляет.
До недавнего времени Nokia пыталась сохранить положение на рынке за счет высоких продаж обычных сотовых аппаратов через максимально возможное число каналов. Однако теперь, как пишет FT, Nokia хочет получить поддержку для своих смартфонов от одного или двух крупных европейских операторов.
По данным FT, в настоящее время Nokia ведет переговоры с France Telecom и Deutsche Telecom. По словам источника издания, никаких конкретных договоренностей пока не достигнуто, а, следовательно, не исключено, что новой стратегии Nokia не суждено воплотиться. Все три компании отказались комментировать данную тему.
При этом, как отмечает FT, европейские операторы заинтересованы в появлении третьего сильного игрока на рынке смартфонов. Доминирующие сейчас Apple и Samsung (со смартфонами на базе Android) имеют слишком большое влияние на рынок и могут «давить» на ритейлеров, требуя для себя все более выгодных условий.
Не так давно Nokia попробовала продавать смартфоны по новой для себя схеме в США, где заключила эксклюзивное соглашение о продаже одной из моделей смартфонов с оператором AT&T. Зарубежные аналитики оценили данный шаг положительно. Российские эксперты сдержаны в оценках перспектив новой стратегии продаж Nokia.
Автор программы «Сумма технологий» на Business FM, издатель журналов Stuff и What Hi-Fi Денис Самсонов отмечает, что российского рынка новая стратегия Nokia напрямую не коснется: «У нас телефоны продают в основном не операторы, а реселлеры», — указывает он. Кроме того, эксперт отмечает, что у Apple, на которую в данном случае ориентируется Nokia, продается всего одна модель смартфона — iPhone. У Nokia же есть широкий модельный ряд аппаратов. «При таком раскладе новая стратегия выглядит как готовность к потере массового рынка и ориентация на сегмент дорогих моделей», — считает Самсонов.
Главный редактор ресурса Content-Review Сергей Половников уверен, что «эксклюзивные» отношения с операторами выгодны и Nokia, и ее партнеру Microsoft — в первую очередь потому, что такое сотрудничество дает определенные гарантии по объемам продаж.
«Данная стратегия, как отмечали зарубежные аналитики, уже принесла свои плоды в США. Там телефоны на WP 7 были распределены между операторами — Lumia 900 запускалась совместно с АТ&Т, другие аппараты — с Verizon. Они продавались вполне неплохо для нишевого, нового продукта», — рассказал Половников.
При условиях «эксклюзивных прав» на продажу той или иной новинки, компания-производитель может лучше адаптировать аппараты под особенности сети оператора, рассуждает эксперт. Кроме того, нельзя забывать о корпоративном сегменте — в этом плане очень важно, что вместе с новыми смартфонами осенью могут быть представлены еще и планшеты с новым «облачным» офисом. «Тут крайне важно иметь конкретного партнера, через которого можно будет наладить хорошие продажи комплексных услуг, а не просто телефонов», — заключил Половников.
Эксперт рынка IT, заместитель главного редактора журнала «Детали мира» Александр Баулин, в свою очередь, полагает, что Nokia хватается за очередную соломинку. По его словам, партнерство с операторами имело гораздо больше смысла в США, чем в Европе. В первом случае Nokia действительно могла простимулировать продажи за счет операторов. Во втором — компании придется жертвовать налаженными связями с ритейлерами.
«Похоже, на нечто из серии «если у нас ничего не получается — давайте изменим стратегию». На мой взгляд, «нижнюю точку» Nokia уже прошла, но поднимается слишком медленно. Ее возможностей занимать деньги может не хватить на то, чтобы дожить до прибыльных дней, поэтому компания пытается ускорить процесс», — рассуждает Баулин.
По его словам, если Nokia договорится о «двустороннем эксклюзиве» — когда, с одной стороны, определенные операторы получат исключительные права на продажи, а с другой, согласятся «продвигать» смартфоны Nokia «перед» другими аппаратами на Windows Phone 8, продажи Nokia действительно поднимутся.
Но другим производителям при этом придется не сладко. Такой сценарий представляется эксперту довольно сомнительным: с одной стороны, производители Samsung, HTC и прочие имеют достаточный вес, чтобы помешать принятию невыгодных для них условий. С другой — подобный вариант может не устроить и Microsoft, которой выгодно продвигать платформу Windows Phone в целом, а не конкретно смартфоны Nokia. «Так что эксперимент в целом интересный, хотя скорее рискованный, чем однозначно полезный», — заключил Баулин.