16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.43
16 августа 2012, 16:58 ПолитикаКонфликтыПерсоны

Гендиректор центра им. Хруничева сошел с орбиты

Лента новостей

Премьер дал главе Роскосмоса Поповкину месяц на работу над ошибками и поиск виноватых в неудачах отрасли. Сегодня ГКНПЦ им. Хруничева признал, что причиной аварии является разгонный блок «Бриз-М», а гендиректор центра Нестеров подал в отставку

Ракета космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и коммуникационным космическим аппаратом «Сириус-5». Фото: РИА Новости
Ракета космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и коммуникационным космическим аппаратом «Сириус-5». Фото: РИА Новости

Запуск двух спутников связи — российского «Экспресс-МД2» (центр им. Хруничева) и индонезийского «Телком-3» — в ночь с 6 на 7 августа этого года закончился неудачей.

В Роскосмосе сообщили, что старт был осуществлен с космодрома Байконур в расчетное время — 6 августа в 23:31 мск, отделение спутников связи от разгонного блока было намечено на 08:44 и 09:14.Запуск прошел в штатном режиме. Успешными были и первые два включения «Бриз-М», но третье не состоялось из-за сбоя в работе маршевой двигательной установки. Спутники не были выведены на штатную геостационарную орбиту (высота — 36 тысяч км) и превратились в «космический мусор».

Спутник ««Экспресс-МД2» был застрахован в «Ингосстрахе» на 1, 1 млрд рублей, а «Телком-3» — в «АльфаСтраховании» и Jasindo (Индонезия) на 5,7 млрд рублей. Сумма ущерба от неудачного запуска оценена в 6 млрд рублей. А сумма страховых выплат составила 6,8 млрд рублей.

В понедельник, 13 августа, ОАО «ИСС им. Решетнева» сообщило об установлении связи со спутником «Телком-3» и о том, что все системы аппарата работают в штатном режиме. Впрочем, использовать его по назначению нельзя, так как он не сможет самостоятельно выйти на рабочую орбиту.

Спутник «Экспресс-МД2» также невозможно использовать, поскольку мощности его двигателей и запасов топлива недостаточно, чтобы подняться на 36 тысяч км. Включить его для тестирования систем также не удастся, подтвердили РИА «Новости» в Государственном космическом научно-производственном центре им. Хруничева.

Виноват «Бриз-М»

Сегодня в центре им.Хруничева подтвердили первоначальную версию ЧП 7 августа: причиной аварий с ракетами-носителями «Протон» является разгонный блок «Бриз-М». Причем разгонный блок «Бриз-М», который производится дочерним предприятием ГКНПЦ им. Хруничева — КБ химического машиностроения имени Исаева, виноват во всех авариях с ракетами-носителями «Протон» с 2008 года.

Напомним, ранее эксперты в ракетно-космической отрасли говорили, что причиной нештатной ситуации стал сбой в тракте наддува топливного бака, в результате чего компоненты топлива перестали штатно поступать в двигательную систему разгонного блока «Бриз-М», и он автоматически прекратил работу, сообщило РИА «Новости».

«На самом деле, формулировка сложнее, но проблема в тракте наддува топливного бака. Подача топлива в двигатель прекратилась, и он выключился, не отработав положенное время», — сказал собеседник агентства.

Сейчас эксперты склоняют к тому, что в трубопровод по недосмотру что-то попало.

«В связи с появлением в ряде СМИ сообщений о том, что всего, по статистике, от 30% до 40% аварий в российской космической отрасли пришлось на средства выведения разработки и производства Центра имени Хруничева, приводим реальную статистику пусков ракет-носителей производства Центра имени Хруничева за последние пять лет... Все нештатные ситуации происходили на этапе работы разгонного блока ракеты-носителя; сама ракета-носитель (три ступени) во всех случаях отрабатывала штатно», — говорится в сообщении на сайте Центра.

Иллюстрация: khrunichev.ru

Сергей Жуков, исполнительный директор Кластера космических технологий и телекоммуникаций «Сколково», в беседе с BFM.ru отметил: «С разгонными блоками больше неурядиц, и в данном случае этому надо верить. «Бриз-М» — это разработка самого предприятия Хруничева, а разгонный блок ДМ — это разработка «Энергии». Но вопросы не только в этом. Вопросы в том, что к великому сожалению, эти неприятности происходят с очень большой регулярностью, это говорит о том, что не все хорошо в нашем королевстве. А не все хорошо… с технологической дисциплиной. И именно в этой технологической дисциплине на отработанных изделиях кроется причина наших неудач. Это повод для того, чтобы разбираться. Если мы будем говорить о новых изделиях, новой космической политике, это другой разговор. Но если мы говорим о ракете-носителе «Протон» и об этих двух разгонных блоках, речь только в дисциплине, не более того».

Нестеров уходит

Слухи об уходе гендиректора Центра им. Хруничева, 63-летнего Владимира Нестерова, поползли в понедельник, после разгона, который устроил ему вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Сегодня информацию о том, что Нестеров написал заявление об уходе, подтвердил источник в аппарате правительства. «Гендиректор ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева Владимир Нестеров написал заявление об уходе с должности, — приводят слова источника информагентства. — Соответствующие нормативные документы готовятся на основании заявления».

Владимир Нестеров возглавляет центр им. Хруничева с ноября 2005 года. Он сменил на этом посту Александра Медведева, который был снят с должности после неудач с космическим аппаратом «Монитор-Э» и аварии при запуске 8 октября 2005 г. с Плесецка, когда из-за ракеты-носителя «Рокот» производства ГКНПЦ им. Хруничева был потерян европейский научный спутник «Криосат».

Нестеров, судя по всему, не стал ждать, пока его снимут, и принял решение самостоятельно. Накануне премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание, на котором дал главе Роскосмоса Владимиру Поповкину месяц на разработку мер по повышению качества работы отрасли.

«Нужно определиться, кто виноват в серии последних неудач, где были допущены просчеты, и в любом случае определить меру ответственности всех сопричастных к этим проблемам, — заявил вчера Медведев. — За последние полтора года было семь пусков аварийных, было потеряно десять спутников. Разница, по сравнению с результатами деятельности других космических держав в этой сфере, колоссальная».

Кроме того, заметил глава правительства, «получается, что за неудачный запуск платит только страховая компания, при этом ответственность на реальных виновников, выпустивших некачественную продукцию, не распределяется никак».

Юрий Караш, член-корреспондент Российской академии космонавтики, доктор наук американского университета Джонса Гопкинса, считает отставку Нестерова логичной.

«Почему Нестерова увольняют или почему Нестеров ушел, а не Поповкин? Я считаю, что это правильно. Действительно, ракета-носитель «Протон» — очень надежная машина, за последние 5 лет — 48 запусков, из них только 4 неудачных, и все четыре связаны с отказом разгонного блока «Бриз-М», который также изготавливается в центре на Хруничева. Причем опять стало известно, что что-то попало в трубопровод, — комментирует BFM.ru эксперт, — Как так, что постороннее попало в трубопровод? Нельзя было его продуть или посмотреть, чтобы не попало? Но, тем не менее, попало. Значит, видимо, страдает система контроля качества. Поскольку все эти отказы были при Нестерове, то, наверно, Нестеров должен за это ответить».

Межведомственная комиссия, которая была создана для расследования инцидента в самом Центре им. Хруничева, 16 августа дала заключение о причинах аварии. Подтвердилась первоначальная версия.

А глава Роскосмоса Владимир Поповкин сообщил, что отставка гендиректора центра им. Хруничева принята. «У нас нет вечных кадров. Будет проходить их замена. Я могу официально подтвердить, что Владимир Евгеньевич Нестеров покидает свой пост, — сказал Поповкин. — Де-факто это уже сделано, осталось сделать де-юре — получить распоряжение президента, поскольку он был назначен на свой пост президентом РФ».

Он также сообщил, что отставки на этом не закончатся. Поповкин намерен и в дальнейшем «омолаживать» кадры.

«Поповкин — не Гарри Потер»

Караш согласен с объяснением Поповкина, что «все эти аварии — отрыжка прошлых времен, то, что было до него».

«В значительной степени то, что сейчас происходит, является следствием того, что в целом происходило в российской ракетно-космической отрасли за последние 10 лет. Поповкин — не Гарри Поттер, он не может взмахнуть волшебной палочкой и все в одно мгновение изменить к лучшему. Надо дать ему еще хотя бы полгода. Если через полгода ничего не изменится, уже можно будет спрашивать с Поповкина, а пока его трогать нельзя, потому что человек старается, борется с коррупцией, а коррупция — это одна из самых больших проблем космонавтики, когда средства, выделяемые на разработку и изготовление техники, уходят неизвестно куда. Естественно, если вы не доплачиваете инженерам-конструкторам, просто рабочим, они будут недорабатывать, а если они будут недорабатывать, значит, техника будет не того качества, которое надо, отсюда и отказы», — резюмирует собеседник BFM.ru .

Сергей Жуков считает, что «о системном кризисе в российской космонавтике можно говорить, но не на основании именно этих двух неудачных, даже семи неудачных запусков за последние 2,5-3 года».

По его мнению, причины кризиса в российской космической отрасли в «отсутствии национальной политики и дальних постановочных задач, отсутствии серьезных проектов, кадров, общем состоянии научно-технического комплекса».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию