Силу удара Расула Мирзаева проверят в пятый раз
Лента новостей
Замоскворецкий суд Москвы сегодня назначил пятую по счету судебно-медицинскую экспертизу в деле спортсмена Расула Мирзаева, после драки с которым погиб 19-летний Иван Агафонов
Инициатива о проведении повторной комплексной судебно-медицинской экспертизы исходила от судьи Андрея Федина, который 14 августа вместо вынесения приговора возобновил судебное следствие по делу. Судья решил вызвать в суд и допросить эксперта Владимира Леонова. Он принимал участие в проведении четвертой судмедэкспертизы, согласно которой «прямая причинно-следственная связь между ударом Мирзаева в область лица и смертью Агафонова не усматривается (отсутствует)».
15 августа 2011 года между Расулом Мирзаевым и Иваном Агафоновым произошел конфликт возле ночного клуба «Гараж». Мирзаев посчитал, что Агафонов оскорбил его и его подругу и ударил Агафонова. Тот упал и ударился затылком об асфальт. Через несколько дней в ГКБ №1 Иван Агафонов впал в кому и 18 августа умер. 25-летний чемпион мира по самбо и комплексным единоборствам Расул Мирзаев явился с повинной после того, как узнал о смерти потерпевшего. Он был арестован.
Сегодня эксперт Леонов явился в суд для дачи показаний, но они не устроили ни потерпевших (ими признаны родители и сестра погибшего), ни нового гособвинителя Андрея Сергеева.
«Незначительная» сила удара
В суде эксперт Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны РФ (НИИ им. Вишневского) Владимир Леонов выступал почти два часа. Вопросы ему задавали в основном адвокаты потерпевших.
Эксперт сообщил, что является доктором медицинских наук и работает в области судебной медицины с 1994 года. С 2004 года он специализируется на травматологии, механике деформирования твердого тела. Леонов заверил, что написал «достаточно научных работ»: 5 монограмм, свыше 100 публикаций. «В рамках судебно-медицинской деятельности я знаком с механикой и спортивных травм, но сам единоборствами не занимаюсь», - признался он.
Озвучивая выводы четвертой экспертизы, которую он проводил совместно с двумя своими коллегами, Леонов сказал, что подсудимый бил с «небольшой и незначительной силой удара». «При большей силе удара могли бы быть повреждения, например, перелом челюсти, поэтому мы посчитали силу удара незначительной», — пояснил эксперт.
Отметим, что согласно экспертизе, «для того, чтобы вывести Агафонова из равновесия, необходимо было приложить силу от 9,02 до 11, 2 кг». «Для развития такой силы удара не требуется специальная подготовка человека в области единоборств», — говорится в документе, копия которого имеется в распоряжении BFM.ru.
Потерпевшие сразу же подвергли сомнению компетентность Леонова. Отвечая на вопросы суда и пострадавших, эксперт сообщил, что при проведении исследования применял знания не только в области медицины, но также математики и физики.
«Это общие научные знания, банальные, которые описаны в учебнике физики за 6-8 классы», — сказал он.
После этого заседание фактически превратилось в урок физики.
Адвокат пострадавших Матвей Цзен и Оксана Михалкина спрашивали эксперта о втором законе Ньютона, требовали, чтобы он привел математическую формулу для расчета силы, дал определение силы и массы, а также объяснил правила равновесия рычага.
«По каким причинам вы применили правила равновесия рычага в ситуации Мирзаева и Агафонова? Почему указали силу удара в килограммах, хотя сила измеряется в ньютонах?» — сыпали они вопросами.
Юристы обвинили эксперта в том, что он неверно составил математическую модель ситуации. Они утверждали, что для этого требовались специалисты в области механики, а не медики. «Правильно ли я понимаю, что вы опровергли выводы предыдущей экспертизы?» — спросил эксперта Матвей Дзен.
«Неправильно. Они сказали, что Мирзаев бил с силой не более 159,9 ньютонов. К такому же выводу пришел и я. Сила удара была небольшая», — настаивал на своем эксперт.
Стоит отметить, что 14 августа после возобновления процесса адвокаты потерпевших заявили, что Леонов якобы опроверг вывод его коллег из Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга, которые проводили третью экспертизу по делу. Однако сегодня стало очевидно, что это не так.
После того, как допрос эксперта завершился, судья Андрей Федин предложил провести пятую экспертизу по делу. Его инициативу поддержали потерпевшие и гособвинитель Андрей Семенов. Матвей Цзен заявил, что эксперт Леонов «некомпетентен и не обладает необходимыми знаниями», и для проведения исследования нужно привлечь специалистов в области биомеханики. Гособвинитель также склонялся к тому, что в экспертизе стоит задействовать разных специалистов.
В свою очередь, Расул Мирзаев и его защита были категорически против. Адвокат Мирзаева Алексей Гребенской отметил, что проведение очередного исследования приведет к затягиванию процесса.
«Все экспертизы доказывают, что я невиновен», — подал голос Расул Мирзаев, после чего в зале возникла перепалка между родными погибшего и адвокатом подсудимого, а также друзьями спортсмена.
Спустя час судья решил, что экспертиза все-таки должна быть проведена, а проводить ее будут в Российском федеральном центре судебных экспертиз при Минюсте. По прогнозу, она может занять два-три месяца.
Алексей Гребенской заявил BFM.ru, что действия судьи свидетельствуют о его нежелании выносить «объективный приговор» и осудить его подзащитного по «мягкой» 109-й с статье УК. Адвокат считает, что председательствующий занял «обвинительный уклон» и «активно старается сформировать доказательную базу для того, чтобы осудить Мирзаева» по статье 111 УК.
Надо сказать, что в уголовном деле Расула Мирзаева постоянно возникают неожиданные повороты. На следствии суд дважды принимал решение об освобождении спортсмена под залог, но прокуратура и потерпевшие добивались отмены судебных решений, и в итоге Мирзаев остался в СИЗО.
Предъявленное ему обвинение несколько раз менялось с части 4-й статьи 111 УК — «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть» (до 15 лет лишения свободы) на часть 1-ю статьи 109 УК — «причинение смерти по неосторожности» (до двух лет лишения свободы) и обратно.
В ходе судебного процесса, который начался 25 июля и занял две недели, Мирзаев не признал вину в «умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности смерть». Он не отрицал, что ударил Агафонова, но уверял, что не хотел его смерти, и очень сожалел о случившемся. По словам спортсмена, работавшего инструктором в школе «Самбо-70», он хотел дать обидчику пощечину, но, видимо, не рассчитал силу удара.
Гособвинитель Юлия Зотова 8 июня в прениях сторон высказалась за переквалификацию действий подсудимого на менее тяжкую статью 109 УК и предложила в качестве наказания два года ограничения свободы, которые спортсмен фактически уже отсидел.
А 14 августа судья Андрей Федин решил возобновить судебное следствие. Юлию Зотову сменил прокурор Андрей Сергеев.